Внеурочное занятие по краеведению "Основные формы рельефа Хабаровского края"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (750,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель занятия: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений рассмотреть особенности рельефа на территории края; формирование основных видов универсальных учебных действий.

Задачи:

  • Обучающие – познакомить учащихся с основными формами рельефа, расположенными на территории Хабаровского края; формировать    регулятивные УУД (самоконтроль, планирование предстоящей работы, прогнозирование деятельности);
  • Развивающие – формировать  коммуникативные (организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах; осознанно использовать речевые средства для представления результата своей деятельности) и познавательные (умение определять понятие, обобщать, классифициро­вать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  вы­воды) УУД; развитие умения сравнивать, сопоставлять; продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию);
  • Воспитательные – формировать  личностные УУД (самопознание, самосовершенствование, оценивание достигнутых результатов)

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная

Необходимое оборудование:  интерактивная доска, проектор, презентация по теме занятия, раздаточный материал (маршрутные листы, жетоны, задания).

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой

Ожидаемый результат:  учащиеся научатся

  • находить основные формы рельефа на физической карте;
  • характеризовать рельеф территории использую географическую карту;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать  приобретённые знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Концепция: занятие проходит в форме путешествия по основным формам рельефа края, в ходе которого учащиеся знакомятся с их названиями, наибольшими высотами, особенностями природы отдельных уникальных уголков ХК. Передвижение по территории края осуществляется посредством выполнения заданий. За скорость и правильность выполнения задания команды (не более 5 человек) получают жетоны, которые учитываются при подведении итогов. Каждый участник «путешествия» имеет перед собой маршрутный лист (контурная карта Хабаровского края) на которой он последовательно наносит названия низменностей, хребтов и наивысших точек изучаемой территории.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Этапы занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников (Формирование УУД)

1. Организационный (не более 2 мин.). Цель данного этапасоздание положительной атмосферы на занятии.
Приветствие учащихся. Организует деление класса на несколько команд, каждая из которых выбирает название и капитана. Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место
2. Мотивационный (5-7 минут). Цель данного этапа – постановка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному определению целей занятия.
Вступительное слово об исследователях изучавших территорию ХК, истории образования и значении  Приамурского географического общества.
Раздает «письма» адресованные учащимся. (Приложение 1)
После прочтения письма каждый «путешественник» получает индивидуальный маршрутный лист (контурная карта Хабаровского края) (Приложение 2), капитаны команд получают карту «Путешествие по Хабаровскому краю» (Приложение 3).
Перед прочтением писем учащиеся знакомят присутствующих с  названием  своей команды, представление капитанов.
Чтение писем, самостоятельно определяю цели занятия.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.
Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы о необходимости требующихся знаний.
3. Этап открытия новых знаний (25-30 мин.) Цель данного этапа – рассмотреть содержательную линию занятия.
На протяжении данного этапа учитель выступает в роли консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. Он просит капитанов  отметить начальную точку путешествия в своих картах.

Задание 1. (размещено в «письме») «Собери рюкзак». Учащимся предлагается за определенное время (5 минут) в ходе обсуждения в малой группе записать на листе те предметы, наличие которых они считают необходимым в любом походе или путешествии. Затем поочередно называя указанные предметы, команды вычеркивают из своего списка уже упомянутые, таким образом, жетоны по итогам этого задания получает команда, в списке которой осталось наибольшее количество предметов. Отвечающий участник команды должен не просто назвать предмет, но и указать с какой целью он берет его с собой в поход.

Последующий рассказ учителя, об особенностях геологического прошлого территории ХК, которое находит отражение в современных формах рельефа подводит участников к выполнению задания 2. «Самая высокая». Учащимся на команду раздаются ребусы (Приложение 4), разгадав которые они смогут узнать, как называется самая высокая вершина края и в пределах какого хребта она расположена. Учитель напоминает о необходимости найти эти географические объекты на командных картах и нанести их в свои маршрутные листы.
Рассказ учителя о древних верованиях местного населения относительного горы Ко (Сихотэ-Алинь) – ведьмина гора. Рассказ сопровождается демонстрацией имеющихся в презентации фотографии.

Задание 3. Найти на карте путешествия хр.Сихотэ-Алинь и его самую высокую вершину. Командам необходимо на маршрутный лист нанести хребет и две его наивысшие точки. Обращаем внимание команд на значение Сихотэ-Алинского биосферного заповедника.

После выполнения третьего задания необходимо провести «Физкультминутку».

Задание 4. В качестве задания предлагается самим узнать название следующего пункта и его максимальную высоту. Предлагается решить кроссворд (Приложение 5) для того что бы узнать название данной формы рельефа (Джугджур). При этом необходимо указать направление,  в котором она находится. После выполнения задания проверяем правильность ответов, осуществляем  демонстрацию фотографии  презентации.

Задание 5. Указывая направление следующей остановки и максимальную высоту этого хребта, учитель предлагает учащимся определить названия этих географических объектов (Становой хребет, максимальная высота 2412 м.). 
Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить с учащимися, какие цветовые различия имеются  на картах в изображении различных форм рельефа (горы и равнины). Ставим проблему перед учащимися: выбор нужного пункта остановки из двух оставшихся.

Задание 6. Правильно решив ребусы (Приложение 6) учащиеся узнают о двух озерах, которые дали название искомой низменности (Эворон-Чукчагирская). Не забываем напоминать командам о необходимости нанесения найденных географических объектов в маршрутные листы.

Задание 7.Выполнение следующего задания начинается после просмотра видеоролика и фотографий последней остановки (Среднеамурская низменность).   Не забываем напоминать командам о необходимости нанесения найденных географических объектов в маршрутные листы.
После прохождения всех заданий необходимо провести работу с эталоном (карта путешествий с правильно расставленными номерами остановок).
После успешного выполнения всех семи заданий команды подсчитывают количество жетонов, полученных в ходе состязания. Определяем команду победителей. Целесообразно произвести вручение символичного «Кубка путешественников», либо иного приза.

 

Задание 1. После коллективного составления списка следует обсуждение на протяжении 3 минут. По итогам выполнения задания выигравшая команда получает жетон.

Задание 2. После того как капитаны команд проверяют наличие географических объектов во всех маршрутных листах задание считается выполненным. Команда, справившаяся правильно и быстрее остальных получает жетон. Далее заслушиваем сообщение учащегося о хр.Сунтар –Хаята, с демонстрацией фотографии.
Перед выполнением задания 3 учащийся делает сообщение об уникальном Сихотэ-Алинском хребте.

Задание 3. По результатам выполнения этого задания на маршрутных листах учащихся должно появиться три географических объекта: Сихотэ-Алинь, г.Тардоки-Янги, г.Ко. Команда раньше остальных справившаяся с заданием получает жетон.

Задание 4. Капитан команды проверяет заполнение маршрутных листов у всех членов, ставит номер остановки в карте путешествия. Команда справившаяся раньше остальных, при условии верного выполнения задания получает жетон.

Задание 5. Капитан команды проверяет заполнение маршрутных листов у всех членов, ставит номер остановки в карте путешествия. Команда, справившаяся раньше остальных, при условии верного выполнения задания получает жетон.
Заслушиваем сообщение учащегося о Становом хребте, с демонстрацией фотографии.

Задание 6. Капитан команды проверяет заполнение маршрутных листов у всех членов, ставит номер остановки в карте путешествия. Команда, справившаяся раньше остальных, при условии верного выполнения задания получает жетон.

Задание 7. Капитан команды проверяет заполнение маршрутных листов у всех членов, ставит номер остановки в карте путешествия. Команда, справившаяся раньше остальных, при условии верного выполнения задания получает жетон. Сообщение учащегося о Среднеамурской низменности.

Развитие  УУД:

Личностные УУД: определять необходимый круг знаний и умений.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать, обобщать информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять свою деятельность в зависимости от поставленной задачи.

4. Этап рефлексии (3 мин.). Цель данного этапа – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия. Рефлексия проводится по методике «Выбор».
Выдает учащимся заранее заготовленные бланки (Приложение 7) Заполняют выданные бланки, основываясь на  собственных впечатлениях от занятия, чувства психологического комфорта и ценности полученных знаний.
Развитие УУД:
Регулятивные УУД:  способность оценивания результатов своей деятельности, коррекция своей работы.
5. Итог занятия (1 мин.) Подводим итог занятию, прощаемся с учащимися.