Интегрированный урок русского языка и литературы по сказкам Джанни Родари "Повторение изученного об имени прилагательном на основе сказок Джанни Родари" (урок-КВН). 5-й класс

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели урока:

образовательные:

  • повторить морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного, основные правила правописания прилагательных;
  • продолжить знакомство со сказками из сборника “Сказки по телефону” и их автором;
  • учить внимательному отношению к слову;
  • учить правильно и полно отвечать на вопросы;
  • учить выразительному чтению текста по ролям;

развивающие:

  • развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание;
  • развивать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;
  • чувство сострадания к героям произведения;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к литературе;
  • воспитывать грамотного читателя;
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам.

Оборудование:

  • презентация
  • карточки для работы в группах (приложение 2)
  • рисунки учащихся к сказкам Д.Родари
  • иллюстрации художников к сказкам Д.Родари

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- звучит песня “Мы начинаем КВН...” (слайд 1)

Учитель 1: Звучание всем известной музыкальной заставки настраивает всех нас на необычный урок – урок-КВН, в котором могут проявить находчивость и показать свои знания учащиеся сразу двух пятых классов, объединившиеся в три команды.

Учитель 2: Вторая важная особенность нашего урока (слайд 2) – нам предстоит в такой необычной форме повторить изученное по теме “Имя прилагательное” на основе “Сказок по телефону” Д.Родари, а также глубже познакомиться с самими сказками и их автором. И потому наш урок ведут сразу два учителя русского языка и литературы.

Учитель 1: А оценивать ваши знания и определять лучшую команду будет уважаемое жюри в составе: Романовой Е.П., заместителя директора по ВР, Кузнецовой Е.В., Пшеничных И.П., учителей начальных классов нашей школы. Поприветствуем жюри.

Сейчас состоится I этап нашей игры – представление команд (капитана, названия команд, девиза). (слайд 3). Оценит выступления команд жюри и внесет полученные баллы в оценочные листы.

Учитель 2: Продолжит наш конкурс II этап – разминка (слайд 4), в которой вы должны будете показать знания и по прилагательным, и по произведению Джанни Родари “Сказки по телефону”. (По 3 вопроса каждой команде из области русского языка и литературы)

Учитель 1: Вопросы по имени прилагательному Учитель 2: Вопросы по “Сказкам по телефону” Дж. Родари.
1) Что такое имя прилагательное? 1) Почему сборник называется “Сказки по телефону”?
2) С какой частью речи связано имя прилагательное? 2) Какой штраф назначают провинившимся в Стране без углов?
3) Как изменяются имена прилагательные? 3) Где есть невешалка и непушка и чем они отличаются от вешалки и пушки?
4) От чего зависит окончание прилагательного? 4) Почему трое братишек смогли съесть целую дорогу?
5) Как определить род имени прилагательного? 5) Много или мало заплатил парикмахер за Стокгольм?
6) Какими членами предложения могут быть прилагательные? 6) Почему библиотечная мышь ела кошек?
7) Какова особенность написания окончаний прилагательных после шипящих? 7) На какие вопросы никто не может ответить?
8) Как изменяются краткие прилагательные? 8) Что произошло, когда в войну вступили колокола?
9) В чем особенность написания кратких прилагательных с основой на шипящую? 9) Чем отличается молодой рак от сородичей?

Учитель 1: III этап - Это интересно (интересные факты из жизни Родари). (слайд 5).

- Всем командам удалось продемонстрировать знание сказок, а вот что интересного об авторе мы можем узнать из рассказов представителей команд.

Учитель 2: Интересные сведения рассказали нам представители всех команд. А знаете ли вы, что в 1970 году писатель был удостоен самой почетной международной премии в области детской литературы – медали Х.К.Андерсена. Получая награду, писатель сказал: “Думаю, что сказки – старые и современные – помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его...”

Учитель 1: Театральная пауза – Домашнее задание – выступление команды “Сказочники” - инсценирование сказки “Страна без углов”. (слайд 6).

Учитель 2: IV этап – Творческое задание. (Какая команда внимательнее читала сказку?)

– На разминке все команды показали хорошее знание теории, теперь можно приступить и к практике.

1. Работа с карточкой №1. (слайд 7).

На столах у вас желтые карточки с заданием:

В фрагменте сказки пропущены прилагательные, постарайтесь усилиями своих команд восстановить авторский текст. Высший балл получит та команда, у которой представленный вариант наиболее точно совпадёт с авторским. (Отвечает та команда, которая быстрее выполнит задание) – сопоставление с авторским текстом.

Карточка № 1

Джованнино Бездельник был ...................... путешественником. Путешествовал он, путешествовал и сам не заметил, как забрел в ........................... страну. Дома в этой стране все до единого были с ....................... углами, а края крыш плавно загибались кверху, а не торчали вперед, как в других странах. Вдоль улицы бежала ....................... изгородь из роз, и Джованнино, конечно, сразу захотелось вдеть одну из них в петлицу своей курточки. Нечего и говорить, что, срывая розу, он смотрел в оба, чтобы не уколоться о шипы. Протянул он руку, а шипы-то ни капельки не колются. А не колются потому, что ни у одного из них нет .................. кончика, и все они как будто ..................., только щекочут.

Проверка – (слайд 8).

Учитель 1:

2. Роль прилагательных в тексте.

- А теперь на минутку заглянем в глубь истории. Многие грамматические термины имеют корни в латыни, в том числе и слово “прилагательное”. Уже в самом имени содержится намёк... Какой? –

Заглянем на этимологическую страничку: (слайд 9)

Прилагательное (лат.) – “нечто прибавленное”, “приложенное”

Прилаг. (греч.) – “эпитет”.

Учитель 2: - А в русском языке любое прилагательное является эпитетом? (нет) Вспомним, что такое эпитет – (Слайд 9)

Назовите эпитеты среди прилагательных из текста карточки №1. (заядлым, удивительная, живая). Докажите.

- Подведение первых итогов (слово жюри).

Учитель 1: V этап – Правописание окончаний прилагательных.

- Важно не только уметь использовать прилагательные для точности, образности и яркости речи, но и грамотно писать их. Следующее задание проверит ваше умение правильно писать окончания имён прилагательных.

(работа с карточкой №2(зеленая) – выполняется в тетради): (слайд 10).

Один мой друг, космонавт, побывал на планете Х-213 и привез оттуда на память меню одного местн... ресторана. Я вам его перепишу слово в слово.

Закуска

Речная галька в пробочн... соусе.
Гренки из промокательн... бумаги.
Бефстроганов из угля.

Первые блюда

Бульон из роз.
Сушеная гвоздика в чернильн... соусе.
Запеченные ножки маленьк... столика.
Лапша из розов... мрамора в масле из протертых лампочек.
Свинцов... клецки.

Проверка – по одной карточке сдать жюри. (слайд 11)

В это время на слайде выходит правильный ответ, который ребята могут сверить со своими записями. Жюри может оценить ответы и объяснения ребят.

Учитель 2: Продолжит наш конкурс очередная театральная пауза – домашнее задание команды “Читатели” - инсценирование сказки “Мартышки-путешественницы”. (слайд 12).

VI этап – Конкурс рисунков “Угадай сказку”. (слайд 13).

– Еще одну интересную сказку представили нам ребята из команды “Читатели”.

У Джанни Родари много сказок, по которым были сняты фильмы, мультфильмы, многие художники создавали иллюстрации к сказкам. Давайте посмотрим, как проиллюстрировали сказки художники из нашего класса. И заодно выполним задание: нужно правильно назвать сказку, к которой нарисована иллюстрация.

Выходят художники и показывают свои рисунки. Угадавший первым приносит команде балл.

Учитель 1: VII этап – Синтаксисград. (слайд 14).

Работа с карточкой №3 (белая).

Задание: Подчеркните прилагательные как члены предложения. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных.

– Ночью, – заявила одна Старая Пословица, – все кошки серы!

– А я черная! – возразила черная кошка, которая как раз в этот момент перебегала дорогу.

– Не может быть! – рассердилась Старая Пословица. – Старые Пословицы никогда не ошибаются!

– А я все равно черная! – ответила кошка.

Проверка – (слайд 15) (ответ аргументирует команда, первая сдавшая листок жюри)

Учитель 2: И снова нас ждет Театральная пауза – сейчас наступил ответственный момент для команды “Мечтатели”.(слайд 16). Домашнее задание – инсценирование фрагмента сказки “Тонино-невидимка”.

VIII этап – Чтение сказки “Один и семь”, пока жюри подводит итоги. Читают оба учителя по ролям. (слайд 17).

ОДИН И СЕМЕРО.

Учитель 1: Я знал одного мальчика... Но это был не один мальчик, а семеро.

Учитель 2: Как это может быть?

Учитель 1: Сейчас расскажу. Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым.

Учитель 2: Нет, нет, жил он в Париже, звали его Жан, и отец его работал на автомобильном заводе.

Учитель 1: Да нет же, жил он в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.

Учитель 2: Что вы, что вы... Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.

Учитель 1: А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, у отца его была бензоколонка.

Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих.

Учитель 2: Одного звали Чу, жил он в Шанхае, и отец его был рыбаком. И наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.

Учитель 1: Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло - мальчиков семеро, но все равно это один и тот же мальчик.

Ну и что же, что у Пабло темные волосы, а у Жана светлые. Неважно, что у Юры белая кожа, а у Чу - желтая. Разве это так важно, что Пабло, когда приходил в кино, слышал там испанскую речь, а для Джимми экран разговаривал по-английски. Смеялись же они все на одном языке.

Учитель 2: Потому что это был один и тот же мальчик: ему было восемь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль.

Учитель 1: Теперь все семь мальчиков выросли. Они никогда не станут воевать друг с другом, потому что все семь мальчиков - это один и тот же мальчик.

Учитель 2: - Какая фраза передает главную мысль? (Они никогда не станут воевать друг с другом, потому что все семь мальчиков - это один и тот же мальчик).

– Эта сказка отражает одну из самых заветных мыслей Д.Родари. Как вы думаете, какую? (ответы ребят).

- Да, действительно, Д.Родари мечтал о мире во всем мире. А что мы можем сделать, чтобы его мечта сбылась? (Понимать других людей, уважать их мнение, быть добрыми к окружающим).

Подведение итогов жюри (слово председателю).

Рефлексия.

Учитель 1: Помните, у Д.Родари есть сказка “Солнце и туча”. Если урок вам понравился и прошел с пользой для вас, то нарисуйте командой солнце, а если нет – тучку. (слайд 18).

Домашнее задание.

Учитель 2: Читая книгу Дж. Родари, мы поняли, что это писатель с очень богатой фантазией: что ни сказка, то новая идея. Предлагаем вам в качестве домашнего задания сочинить собственную короткую сказку, используя полные и краткие прилагательные. (слайд 19).