Урок окружающего мира по теме "Материки и океаны на глобусе и карте"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предмет: Урок окружающего мира (урок изучение нового материала).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: личностно-ориентированного обучения, ИКТ

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии с ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Вывести новые понятия "океан", "материк".

2. На основе работы с текстом формировать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

3. Продолжить формирование умений работы с глобусом и картой и навыка устного составления рассказа.

4. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

5. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: 

  • уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", освоить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, умение находить на глобусе и карте материки, океаны.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умение договариваться, принимая более аргументированную версию при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, текст из хрестоматии, карта полушарий, ИТКпрограмма для создания презентаций и работы с интерактивной доской ElitePanaboard (Panasonic), раздаточный материал: набор для создания карты полушарий; наборы путешественника, карточки – настроения.

Авторский медиапродукт: презентация 15 слайдов (среда Elite Panaboard (Panasonic))

Структура презентации:

  1. Титульный слайд.
  2. Организационный момент. Стихотворение.
  3. Этап актуализации знаний. Иллюстрация к задаче.
  4. Тема урока.
  5. Задачи урока.
  6. Иллюстрация к задаче.
  7. Задание: “Собери сумку путешественника”.
  8. Карта полушарий.
  9. Иллюстрированное понятие океана.
  10. Океаны на карте. Путешествие по океанам.
  11. Таблица происхождения названий океанов - эталон проверки.
  12. Физминутка для глаз.
  13. Понятие материка.
  14. Итог урока. Стихотворение.
  15. Спасибо за урок.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • Быстрая включаемость в урок;
  • Эффективность наглядной и быстрой проверки по итогам групповой работы;
  • Повышение эффективности закрепления изученного материала за счет творческого выполнения задания и их наглядной проверки;
  • Воспитание эстетического вкуса у учащихся за счет оформления урока в виде презентации.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 2).

Учитель:

Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний и погружение в тему.

На столе у учителя стоит откупоренная бутылка с пробкой и записка (слайд 3).

Учитель:В открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст, необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь.

Поможете понять её и помочь с поиском людей?

Дети: Да.

Учитель читает текст записки.

На партах тексты записки (подмочены и затёрты специально)

Команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор и находясь в водах Атлантического океана, мы попали в шторм. Нас вынесло к берегам А......

Учитель:Что нам поможет понять, где находятся путешественники и как им помочь? Вспомните понятия, изученные ранее, и выберите самые необходимые сейчас.

Дети: Экватор, карта

У. Что они обозначают?

Дети объясняют

На магнитной доска открывается запись:

Дети: Материк и океан.

Учитель прикрепляет названные понятия во второй столбик.

Знаю Не знаю
Карта Материк
Экватор Океан

3. Определение темы урока.

Учитель: Исходя из нашей таблицы, определите тему урока (слайд 4, 5)

Дети: Материки и океаны. Учимся различать их и находить на глобусе и карте.

Учитель: Выберите вид транспорта для путешествия.

Дети: Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода (слайд 6).

Учитель: Впутешествие мы отправимся на 4 кораблях. (Класс заранее разделен на 4 группы четырёх цветов по цвету маркеров: синий, зелёный, красный, чёрный)

На столе у меня сумка путешественника. Давайте её наполним. Выберите в группе из предложенного набора необходимые вещи.

У детей на парте разрезные наборы путешественника:

Группа 1

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Бутылка воды
  • Компас
  • Глобус
  • Карта
  • Мяч
  • Канат
Группа 2

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Пирожные
  • Сухари
  • Компас
  • Подушка
  • Конструктор
  • Сигнальная ракета
Группа 3

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Аптечка
  • Ноутбук
  • Часы
  • Глобус
  • Сухофрукты
  • Персики
Группа 4

Выбери из предложенного набора необходимые в путешествии вещи:

  • Чипсы
  • Сухари
  • Спички
  • Орехи
  • Радио
  • Глобус

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Итог задания: капитаны выходят к доске, называют выбранные вещи, аргументируя свой выбор (слайд 7). Затем перемещают выбранную картинку на доске в “чемодан”.

Учитель: Почему не взяли с собой глобус?

Дети: Глобус неудобно брать в дорогу, занимает много места.

Учитель: А что же тогда берется? (Карта). А что она из себя представляет?

- Правильно. Посмотрите сюда. Что можете сказать об этом? Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно онапоможет нам в поиске людей (форзац №1).

4. Изучение нового материала.

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски)

Учитель: Обратимся к карте полушарий (слайд 8).Какой цвет преобладает на карте?

Дети: Голубой

Учитель: Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?

Дети: Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.

Учитель: Как можете объяснить понятие “ океан”?

Объяснения детей.

Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 9)

Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана (слайд 10).

- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан

Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.

Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.

Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.

Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. 

Организация работы в группах

Учитель: Прочитайте текст “Тайны пяти океанов” и заполните таблицу

Название океана Происхождение названия
1 Тихий океан  
2 Атлантический океан  
3 Индийский океан  
4 Северный Ледовитый океан  
5 Южный океан  

Подведение итогов по эталону на доске (слайд 11).

Команды сигналом показывают, что справились.

Физминутка для глаз (слайд 12)

Учитель: Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие “материк”?

Объяснения детей.

Учитель: Сравните своё понимание с научным объяснением С. 13 (Слайд 13). Сколько материков на карте полушарий?

Дети в группе находят на карте в учебнике все материки.

Работа с интерактивной доской (включаем режим доски).

На интерактивную доску выводится контурная карта полушарий.Дети соотносят материк и его название.

5. Закрепление первичное.

Учитель: А для чего мы проделали эту работу? (найти потерпевший корабль) Мы готовы? Обратимся к сумке путешественника.

Учитель: Все взяли в путешествие? Теперь мы можем найти потерявшееся судно?

Дети: у нас есть просто карта, без маршрута поиска судна.

Учитель: Что же нам тогда делать?

Дети: нанести на карту маршрут и тогда можно будет отправляться на поиски.

(У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей)

Задание “Собери карту” (пазлы)и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.

Ребята работают в группах, затем капитанпрезентуетсозданные карты у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска.

Учитель: На что обратили внимание?

Дети: Маршруты на карте не совпадают.

Учитель. Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?

Дети: В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.

Учитель. Что же делать? Отступить? (Дети:“Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение”)

Учитель: Тогда - вперед.

6. Итог урока.

Учитель: Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

Дети: Карта полушарий.

Учитель: Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?Какие материки увидели во время плавания?Какие океаны пересекли?Мы достигли своей цели? (обращение к картам, прикреплённым к магнитной доске и интерактивной доске, на которой изображена карта и маршруты для поиска).

Учитель: Оцените свою работу: раскрасьте карточку оценки. Зелёный - работал активно, со всеми заданиями справился, жёлтый работал активно, но были затруднения, которые в ходе урока объяснились, красный - не все задания были понятны, возникли затруднения, ещё необходима помощь.

Учитель: Закончить наше путешествие я хочу стихотворением (слайд 14).А вы подумайте, почему именно им?

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Учитель: Ребята, берегите нашу Землю.Урок окончен. Спасибо (слайд 15).

Приложение.

Используемая литература.

Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой, Москва Академкнига/учебник 2010

"Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В. Лободина, Издательство “Учитель" Волгоград 2010

Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"