Не так страшны УУД, как их малюют, или Как формировать универсальные учебные действия на уроках иностранного языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Новые стандарты я, как и многие, восприняла воинственно. В документе (а он не мал, освоить и понять документ нужны время и силы) прописано всё хорошо, но мы приходим в школу, и там – дети со своими желаниями, стремлениями. Чутким учителям, которые отдают всего себя профессии, всё равно, какой стандарт. В любой момент они адекватны стандарту. Но мир сегодня другой, дети другие, их способы взаимодействия с миром другие. И конечно, надо осваивать новые формы обучения. Это логично. Другое дело как? Я попробовала изменить свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС и...работает! Детям очень нравится проблемный диалог, и планирование деятельности, элементы самоконтроля и самооценки. Конечно, и раньше некоторые учителя применяли эти виды деятельности в своей практике, но не все учителя, и не повсеместно.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – принципиально новый для отечественной школы документ, поскольку знаменует собой переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

  • личностные УУД
  • познавательные УУД
  • регулятивные УУД
  • коммуникативные УУД

Основной же целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Универсальные учебные действия. /УУД/

Личностные УУД Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразования (“какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательные УУД Регулятивные УУД
Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результатаи уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданиях целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Это первый способ формирования универсальных учебных действий.

“Правило чтения буквы Ее”

  • предлагаю учащимся прочитать слова: he, she, pet, ten.
  • задаю вопросы: “Задание было одно? (“Одно”)

А какие получились результаты? (“Разные”) Почему?”

Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о правильном чтении слов с буквой Ее.

  • “Какова же цель нашей работы на уроке?”
  • “Узнать как правильно читать букву Ее”.
  • “Для чего нам это необходимо?”
  • “Чтобы правильно читать слова”.

Обучать детей планированию работы на уроке английского языка так же необходимо. Так, в 3 классе с помощью интерактивного плаката по теме “Food” в начале урока рассматриваем с ребятами интерактивный плакат, материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы.

Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо начинать в начальной школе. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман (“волшебные линеечки”), я ввела её в практику своей работы во втором классе со второго урока, так как первая четверть второго класса является безотметочной.

Примером развития познавательных УУД, а именно общеучебных (знаково-символические действия, моделирование) прекрасно реализованы в программе М.З. Биболетовой “Enjoy English”. Это задания типа составь предложение,используя модель, или составь схему по предложению:

В учебнике “Enjoy English – 3” М.З Биболетовой в самом первом уроке автор просит детей рассказать о своём школьном друге, не называя его имени, и воспользовавшись целым набором моделей :

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся прямо в рабочих тетрадях рисуют светофор (traffic light):

Ученики закрашивают зелёным нижний кружок светофора, если на уроке им всё было понятно, жёлтым – если что-то осталось непонятным, и красным – если он вообще на уроке не понял ничего.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

1.http://eng.1september.ru/view_article.php?ID=200901909

2. http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-242

3. Л.В.Сарычева, Е.А.Кытманова, О.М.Мутовкина, Е.А.Шарапова “ Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: на пути реализации требований ФГОС”, Изд.МГОУ 2012.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

5. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. “Академический вестник” / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54. http://www.ug.ru/method_article/260/version/print

6. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.

7. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

8. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.

9. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

10. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

11.Газета “Первое сентября”, №19 2012, https://view.1september.ru/periodicals/full/ps/2012/ps-2012-19-f/wraper.html (доступен 27.10.2013 в 20:00)