Повторение по разделу «Древний Восток»

Разделы: История и обществознание


Задачи урока:

  • обобщение, повторение пройденного материала;
  • осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока
  • развивать умения по практическому использованию полученных знаний,
  • усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе;
  • учиться сопоставлять факты и делать выводы.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование урока: карточки с заданиями, атлас, карта.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Игра-конкурсы:

- Исторический диктант;

- Блиц-турнир;

- Реставрация сообщения;

- Исторические лица;

- География стран Древнего Востока;

- Разгадай кроссворд;

IV. Подведение итогов игры и урока.

V. Домашнее задание: повторить даты и термины.

Исторический диктант №1.

Египет: 2,7,8,13,14,16,25,26.

Двуречье: 1,5,11,12,20,22,27,30.

Финикия: 4,9,10,18,19,21,24,28,29.

Индия: 3,6,15,17,23.

1. Глина, глина, глина;

2.Папирус;

3.Джунгли;

4.Оливковые деревья;

5.Города Ур и Урук;

6.Мохенджо-Даро;

7.Шадуфы;

8.Дар Нила;

9.Города Тир и Сидон;

10.Знаменитые мастера-ювелиры;

11.Бог солнца Шамаш;

12.Богиня Иштар;

13.Походы в Нубию;

14.Цари-фараоны;

15.Брахма;

16.Приключения вельможи Синухета;

17.Будда;

18.Изобретение прозрачного стекла;

19.Пурпурная краска;

20.Клинопись;

21.Величайшие мореплаватели древнего мира;

22.Хаммурапи;

23.Ашока;

24.Морские пираты;

25.Столица – город Мемфис;

26.Тутмос III;

27.Первые писаные законы (дошедшие до нас);

28.Изобретение букв;

29.Основатели Карфагена;

30.Город Вавилон.

Исторический диктант №2

Египет: 1,7, 8, 16, 18, 23, 24;

Двуречье: 2,3, 4, 9,19, 20;

Ассирия: 11, 14, 15,21, 22, 27, 29, 30;

Китай: 5, 6, 10, 12, 13, 17, 25, 26, 28;

1.Аллея сфинксов;

2.Клинопись;

3.Глиняные статуи богов, мебель и книги из глины;

4.Ворота богини Иштар;

5.Бамбук;

6.Гунны;

7.Кошка – священное животное;

8.Дельта Нила;

9.Бог солнца Шамаш;

10.Конфуций;

11.Библиотека Ашшурбанипала;

12.Янцзы;

13.Компас;

14.Первые орудия труда и оружие из железа;

15.Таран;

16.Тутанхамон;

17.Шелк;

18.Древнейшее из 7 чудес света;

19.Висячие сады Семирамиды;

20. “Работать на хозяина он должен 3 года, а потом его следует отпустить на свободу”;

21.Воины преодолевали реки с помощью кожаных мешков;

22.Невиданная жестокость к подданным;

23.Военные походы в Ливию;

24.Бог Анубис – хозяин царства мертвых;

25.Цинь Ши хуанди;

26.Столица – город Санъян;

27.Ниневия;

28.Лю Бан;

29.Навуходоносор;

30.Крылатый бык охранявший вход в царский дворец.

Блиц-турнир.

Вариант 1.

1.Тростник, из которого делали материал для письма (Папирус);

2.Частицы полусгнивших растений (Ил);

3.Первая столица Египта (Мемфис);

4.Приспособление для полива садов и огородов (Шадуф);

5.Сплав меди и олова (Бронза);

6.Забальзамированное тело умершего (Мумия);

7.Письменность в Двуречье (Клинопись);

8. “Черная земля”. Какую страну так называли (Египет);

9.Название областей Персидской державы (Сатрапии);

10.Группа людей, не входивших ни в одну из каст (Неприкасаемые);

11.Островки зелени в пустыне (Оазис);

12.Огромная статуя льва с головой человека (Сфинкс);

13.Сбор в пользу государства части урожая и приплода скота (Налог).

Вариант 2.

1.Каменистые преграды в реке (Пороги);

2.Правитель Египта (Фараон);

3.Столица Египта при Тутмосе III (Фивы);

4.Мелкие предметы, якобы защищавшие от злых духов и несчастий (Амулет);

5.Служители бога (Жрецы);

6.Гроб, в который клали тело умершего (Саркофаг);

7.Стенобитное орудие (Таран);

8.Страна двух рек, что понятно из ее названия (Междуречье);

9.Непроходимые тропические леса (Джунгли);

10.Гробницы египетских фараонов (Пирамиды);

11.Письменность в Египте (Иероглифы);

12. “Город крови”, “логовище львов” (Ниневия);

13.Замкнутые группы людей в Индии (Касты);

Реставрация сообщения:

“На ... побережье ... моря расположена страна ... Образ жизни финикийцев совершенно другой, чем у египтян или вавилонян. Иная здесь и сама природа. Здесь ... крупных рек и долин с плодородными почвами, мало мест для полей и пастбищ. Сажают финикийцы виноградники и ... деревья. Из ... они выдавливают душистое масло. Славится страна и ... лесом ..., ..., и ... главные портовые города страны. В тех краях, где постоянно бывают финикийцы, они основывают свои поселения - ...”

Исторические лица:

А) Египет; 1)Тутмос III;
Б) Ассирия; 2) Дарий I;
В) Персия; 3) Кир;
Г) Индия; 4) Ашшурбанипал;
Д) Вавилон; 5) Ашока;
Е) Китай; 6) Хаммурапи;
  7) Цинь Ши хуанди;
  8) Конфуций.

География стран Древнего Востока;

1.На этом полуострове находится государство Индия (Индостан);

2.Эту страну в древности жители Африки называли “Черная земля” (Египет);

3.Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия);

4.Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Ассирия);

5.На этой земле возникло древнее еврейское государство – Израильское царство (Палестина);

6.В какой стране Востока возведены самые длинные стены (Китай);

7.В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты (Индия);

8.Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхе);

9.Столицу этой страны в древности называли “логовищем львов” и “городом крови” (Ниневия);

10.Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг).

Разгадай кроссворд:

По горизонтали:

1.Правитель Израильского царства в X веке;

2.Древнеегипетский злой бог – суховей;

3.Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин;

4.Знатные люди, царские советники, военачальники;

5.Самые высокие горы в мире;

6.Еврейский бог;

7.Подневольный человек.

По вертикали: 1.Большое и могущественное государство.

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 1.Давид;2. Сет; 3.пурпур; 4.вельможа; 5. Гималаи; 6 Яхве; 7 раб.

По вертикали: 1. Держава

Название конкурса Максим.кол-во баллов 1 команда 2 команда
1. Исторический диктант 30    
2.Блиц-турнир 13    
3.Реставрация сообщения 11    
4.Исторические лица 8    
5.География стран Древнего Востока 10    
6.Разгадай кроссворд 8    

Литература.

  1. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира:5 кл.: Пособие для учителя. – М.:Издательство “Владос”, 1998 г.
  2. Северина О.А. Поурочные планы по учебнику “История древнего мира. 5 класс” Вигасина А.А. Часть 1, Издательств “Учитель –АСТ” 2003 г.

19.07.2014