Урок-портрет. Тема: "Салим Сазыгович Сүрүң-оол. Стихотворение «Синие горы»"

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ: продолжить обучение анализу лирического стихотворения; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для стихотворения С.С.Сурун-оола “Синие горы”; развивать чуткое отношение к авторскому слову, умение ощущать взаимосвязь разных видов искусства; формировать чувство любви к малой родине.

Оборудование: портрет С.С.Сурун-оола, аудиозапись стихотворения, компьютер,  проектор; текст стихотворения С.С.Сурун-оола “Синие горы”  и стих в прозе “Синие горы Кавказа” М.Ю.Лермонтова.

Методы: творческое чтение, аналитическая беседа

Приёмы: слово учителя, выразительное чтение стихотворения, самостоятельные рассуждения

План урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
а) Игра  “Волшебная ниточка”
б) Прослушивание фрагментов песни  “Мои горы” на слова А.А.Даржая
в) Игра “Застывший кадр”(слайды№3,4):Найти произведения автора,их главных персонажей 
III.  Сообщение темы, цели урока
IV. Работа над темой урока
1. Работа по карте Республики и района.
2. Слово учителя. Выразительное чтение стихотворения автора “Синие горы” учителем
3. Словарная работа
4. Слушание  записи голоса самого автора-чтение стиха автором
5. Самостоятельное прочтение стихотворения  учащимися
6. Аналитическая беседа по восприятию
7. Анализ стихотворения
8. Работа с текстом стиха в прозе М.Лермонтова “Синие горы Кавказа” и его перевод
V. Итог урока
VI. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент.

а) Игра “Волшебная ниточка”.
Слово учителя: Ребята, в жизни надо иметь своё служение-служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. А сегодня  на сегодняшнем уроке наше дело - держаться вместе. Поэтому вообразите, что каждому из вас   я отправляю  волшебную ниточку ,которая связывает нас. Постарайтесь взять нить так, чтобы она не оборвалась и не запуталась. Это наш интуитивный контакт.
б)Результат игры: Молодцы, сегодня на этом уроке так же дружно, вместе постараемся усвоить новый материал..

II. Мотивация учебной деятельности

1 Игра “Застывший кадр”

Слово учителя

Какие произведения напоминают  видеоролик  и  кадр. Назовите автора, жанры этих произведений и их главных персонажей?

- видеоролик (стихотворение “Пой, Хемчик”, повесть  “Речка вдали” С.С.Сурун-оола)

- рассказ “Повторное  знакомство” С.С.Сурун-оола

2) Прослушивание фрагмента  песни  “Мои горы” на слова А.А.Даржая

Слово учителя

- Кто поёт и  о чём? (Сайынхо Намчылак о горах)

- Значит о чём пойдёт речь на уроке? (О горах)

III. Сообщение темы, цели урока

IV. Работа над темой урока

1. Работа над названием стихотворения (Действительно, даже из окон нашего класса видны синие величавые горы)

2. Работа по карте Республики и района. (Действительно наша Республика окружена горными долинами…) (Слайды № 5-12)

3. Слово учителя. Выразительное чтение стихотворения автора “Синие горы” учителем (приложение 1)

Синие горы

Рожден я среди синих гор.
В горах я рос,
где был на диво молчалив
любой отрог.
Мальчишкой сарлыков я пас
и горных коз, -
Здесь, между скал,
я подрастал,
что козерог.
Я на вершинах побывал,
где тишина
Крепка, незыблема,
пока обвалы спят.
Мне, как маралу,
даль была с высот видна;
Мой голос
песню сердца пел.
Блестел мой взгляд.
Отроги строги и тихи
здесь лишь на вид.
Когда ты громко запоешь, - гора поет
И, песню эхом повторив,
гудит, звенит
И настроение твое
передает.
И если весел ты душой,
то и гора,
Как ты бодра и весела,
а если взор
Твой полон грустью и тоской, -
твоя хандра
Отражена, повторена
грядою гор…
Для самых лучших песен я
здесь взял слова.
Здесь научился побеждать
тоску и страх.
Стеною гор
окружена
моя Тува,
Средь скал
мой голос прозвучал,
окреп в горах!          
Перевод П. Железнова, 1969
С. Сурун-оол. Синие горы. Стихи и поэмы. Тувинское книжное издательство. Кызыл, 1975. С. 6-7.

4.Словарная работа:

- Скала (Чалым- чидиг шиш  деспектиг  хая)
- .Козерог,горный ,дикий козёл (чуңма-дагларга чоруур улуг мыйыстарлыг черлик  аң)
- Снежный обвал,оползень,лавина(кѳшке-даг бажындан тоглап бадып турар хар- хѳртуктер,даштар)
- Отвесная скалистая гора, покрытая кустарником  или скопление тумана на вершинах гор(шораан-бедик кашпал хаялар)
-  Пик горы, высокая гора с острой вершиной (Кожагар - дагның эң бедик чери, шиш бажы)
- Марал (сыын- хѳй адырлыг мыйыстарлыг улуг черлик, аң)
- Грусть (хѳлүгүр-муңгак,хѳѳн чок)
- Душа, настроение (хѳңнү,кѳксү-хѳрээң-сагыш-сеткили,бодалдары,ишти-хѳңну)

5. Слушание  записи голоса самого автора-чтение стиха автором

6. Самостоятельное прочтение стихотворения  учащимися

7. Аналитическая беседа по восприятию

- Поделитесь своими впечатлениями. Какое настроение производит на вас это стихотворение? (Настроение светлой гордости, вспоминается что-то доброе и родное. Образы, картины, которые оставило стихотворение в воображении: горы, на которых рос и воспитывался автор, юрты на летних, осенних, зимних, весенних стоянках, яки, дикая природа, маралы, жгучее летнее солнце, эхо, которое распространяется от песни пастуха, бескрайние пастбища, осенняя тайга…)

8. Анализ стихотворения

- При чтении стихотворения  ,возникает чувство, что ты  сам стоишь на самой  вершине горы и поёшь, смотришь вокруг и замечаешь красоту родной природы. Мы сталкиваемся  здесь с темами малой родины ,труда пастуха, воспитания самим твёрдости характера, выносливости, быстроты и ловкости.

- Какие картины встают перед глазами лирического героя? (Скалы, козероги, горные, дикие козлы, снежный обвал,  отвесные скалистые горы, скопление тумана на вершинах гор, высокие горы с острой вершиной ,маралы, эхо, повторяющее песни по настроению певца-пастуха)

- Почему так важны слова “Ынак Тывам даглар-биле бүргеттинген,Ырым-үнүм хаялардан дыңзып үнген”? (Любовь к  тому месту, где человек родился, где сделал не только первые самостоятельные шаги на родной земле,но и к тому, что, именно здесь, среди гор в лирическом герое  “родился голос поэта, писателя”)

- Проявляется ли в символе гор черты характера лирического героя?.  (Признание себя, символизирует энергию и вечное движение ,силу и мощь, озарение человеческой души, близость к небесному  пространству ,гармонию с самим собой.Ведь недаром предки тувинцев говорили,что каждое восхождение на гору-это вдохновение  своей души,очищение от грехов, суровое личное  жизненное испытание, уверенность, устойчивость, неизменность, нерушимость; отсутствие одиночества, приобретение мудрости, высоких мыслей,вечная молодость  и чистота души; … Духовная высота, символ превосходства, вечности, абсолютного  постоянства, подъема, вечности, устремленности, вызова, прочности и неуязвимости.

Учитель: В чём философская сила синего цвета  гор   в стихотворении?

Ученик: Образ мира , образ родины , ее природы, высота  горы оберегает от земной суеты, от мелких устремлений, наполняет дух чувством высоты души человеческой. Любая  человеческая  проблема с вершины горы может представиться мелким и ничтожным.. Возможно, этим и объясняется постоянное стремление человека к покорению различных вершин, к подвигу восхождения души, почти всегда связанному со смертельной опасностью. У всех народов, знавших о существовании гор, бытовало представление о них, как о чем-то священном, близком к небу, а значит, и к богам горы оставались в сознании людей всех времен местом соприкосновения Неба с Землей.

Вершина  горы — это отправная точка Творения. Восходя на нее, путник приближается к Центру мира и, когда он достигает высшей точки, то встречается с миром, выходящим за пределы мирского пространства, достигая тем самым “чистой земли”. Она возвышается над повседневным уровнем человечества и достигает сферы неба. Олицетворяет состояние полного сознания и свершения великого дела, вневременная абсолютная мера человеческих дел, самого его существования.

9. Работа с текстом стиха в прозе М.Лермонтова “Синие горы Кавказа” и его перевод.

а) Чтение  учащимися  стиха в прозе М.Лермонтова  “Синие горы Кавказа”.

- Что означает слово “Кавказ”? (В настоящее время Кавказ – это три государства: Грузия, Азербайджан и Армения. Приложение

Ученик комментирует : (слайд) Лермонтов  влюбился  в Кавказ с тех времён, когда он в детстве посещал своих родственников   Хастатовых, точнее сестру бабушки  Екатерину Алексеевну Хастатову (1818, 1820, 1825 годах).Он рос хилым и болезненным  мальчиком, поэтому бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, как и все дворяне, чтобы укрепить здоровье малыша, привозила в места Северного Кавказа, известные лечебными источниками. Так в жизнь  Лермонтова  с детства вошли  синие горы Кавказа.

Чтение учителем стиха в прозе М.Лермонтова  “Синие горы Кавказа”.: (Слайд )

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое;
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вас да о небе.

Работа с переводом текста на тувинский  язык

Кавказтың кѳк даглары, силер-биле мендилештим!
Чашкы шаамны хайыралап чораан силер;
Эмдикширээн сыннарыңар эдээнге-даа кѳдүртүм-не
Тоннандырган булуттарың,дээриңге чаңчыккан мен,
Оон бээр-ле  бодалзыраан кузээн чувем чүгле силер база дээр ол.(Салчак Аяс.10 б кл)

Эти строки автора  взяты из первоначального варианта поэмы “Измаил-бей”.

- Чем Кавказ удивил Лермонтова? ( Его удивила неповторимая  жемчужная  природа Кавказа. Кавказ - страна гор с  ледниковыми вершинами, крутыми скалами, пещерами, обрывами, высокими  холмами) Ночью они становятся похожими на огромные  привидения. Погода  меняется  внезапно,часто происходят  бури и ураганы. Там много рек, быстротечных  ручьев.

Учитель: Почему синий цвет оба писателя используют одинаково?

Ученик: Синий цвет- это цвет обвитого туманом снега и неба на высоте гор  Лермонтов очень любил цвета: “Поэт любил алый закат солнца, белое облако, бескрайние поля, голубые глаза, золотистые волосы. Особенно любил синий цвет. Синий цвет неба и синие горы. Они уносили мысли Лермонтова , его героев произведений  в “рай”.
По С.Сурун-оолу – Синий цвет – это цвет душевного вдохновения,  чистоты души, высоких отношений, защита и отдых человека от прямых солнечных лучей. Цвет неба, льда, снежных вершин, ледяных рек. Цвет веры, символ вечного спокойствия  и умиротворения.

7) Выразительные средства языка, тропы: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, аллегория…

8) Разбор структуры стиха:

V.Рефлексия: Ответить письменно на вопросы на слайде.

Вопросы: Какие черты характера автора отразились в этих строках стихотворении о горах? Как Вы думаете, какие обстоятельства стали толчком для написания этого стиха?

VI. Итог урока

VII. Дифференцированное домашнее задание.

1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Собрать и разобрать стихотворную информацию о горах  Барыын-Хемчика. 
3. Найти и прочитать дополнительный материал о горах и расширить полученные знания на уроке. Защита презентаций.
4. Нарисовать горы,  в местностях,  посещенных вами

Библиография:

  1. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года.  М . 2002. C.56–58.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону. 1995. С.130–140.
  3. Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары. 1994. C.26–29.
  4. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862–1917 гг.. М. 1997. C.31–34.
  5. Рассказы русских летописей.  М.  1993. C.17–22
  6. Токмакова И. Ольга.  М. 2004. C.16.