"Орнамент и узоры". 9-й класс. Раздел "Художественная обработка древесины"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Раздел: Художественная обработка древесины.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные цели:

  • Формировать потребность в знаниях и желание их совершенствовать.
  • Формировать представления об истории и видах орнаментальных мотивов народов мира.
  • Формировать умения применять знания в самостоятельной практической деятельности, при составлении орнамента.

Развивающие цели:

  • Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к предмету.
  • Развивать способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач.
  • Развивать творческое мышление, художественное мастерство, способность декоративного обобщения орнаментальных мотивов.
  • Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитывать у учащихся художественную культуру; аккуратность.
  • Воспитывать ответственное отношение к труду и результатам труда.

МЕТОДИЧЕКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

Материально-техническая база:

  • кабинет технического труда;
  • мультимедийная установка.

Дидактическое обеспечение:

  • учебник: Технология. Технический труд. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред В.Д.Симоненко. М. Вентана-Граф. 2013.
  • Технология. 5-9 классы. Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву. В.П.Боровых. Волгоград. Учитель. 2009.
  • Презентация “Орнамент и узоры”.
  • образцы объектов труда: образцы изделий, декорированных резьбой, изображения элементов различных орнаментальных мотивов.
  • материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания; кроссворд “Художественная обработка древесины”.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Словесный (объяснение, рассказ, инструктаж), наглядный (демонстрация образцов изделий, декорированных резьбой; показ исследовательского проекта; самостоятельные наблюдения), исследовательский вне урока; практический (работа с раздаточным материалом, практическая работа).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: орнамент, симметрия, раппорт, композиция, мотив.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть.

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности к уроку;

- доведение до учащихся темы, цели и плана урока; настрой учащихся на работу.

2. Актуализация знаний учащихся:

- Pабота с карточками-заданиями по основам художественного конструирования и принципам составления художественной композиции, в которых использованы наглядные изображения свойств изделия и средств композиции.

II. Основная часть.

1. Изложение учителем нового материала. “Орнамент и узоры”.

Слайд 2. Орнамент (от лат. оrnamentum – украшение) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, книг, оружия), архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства.

Слайд 3. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. Основной признак орнамента как средства украшения – его подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Часто плоский фон украшаемой поверхности становится элементом композиции орнамента, подчеркивая его своим цветом.

Слайд 4. В построении орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппортов). Орнамент можно продолжать в обе стороны, даже если первоначальная композиция как-то ограничена, замкнута.

Слайд 5. Орнамент имеет три разновидности:

1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе. (Фризы, бордюры, окаймление, орнаментальные ленты и т.д.).

2. Слайд 6. Композиционно-замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике. (По принципам замкнутого орнамента строятся композиции с символическими изображениями, эмблемы, гербы и т.д.).

3. Слайд 7. Сетчатый орнамент – заполняет поверхность сплошным узором. Композиция его строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (Скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен помещения и т.д.).

Слайд 8. Мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент.

Элементы, образующие орнамент, могут более или менее близко воспроизводить действительность, но чаще всего в орнаменте мотивы и образы реального мира подвергаются значительной переработке, стилизации, декоративному обобщению.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов.

Слайды 9, 10. Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линий, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, многоугольники, круги, овалы, спирали, синусоиды и т.п. Геометрические мотивы присутствуют в орнаментах всех народов мира.

Слайды 11, 12. Растительные мотивы: в орнаментах Древнего Египта особенно часто встречались листья и цветы лотоса, в Древней Греции – пальметки, в Древнем Риме – акантовый лист, в странах Малой Азии – гранат и пальма, в орнаментах всех народов – виноградная лоза, цветы. В русском орнаменте легко узнаются полевые и садовые растения - цветы, колоски ржи, плоды рябины, хмеля, смородины и т. д.

Слайды 13, 14. Наиболее распространенным среди изобразительной группы орнаментов, вслед за растительным, можно считать животный или зооморфный. Но фауна используется в орнаментальном творчестве значительно меньше, чем флора. Это объясняется как свойствами самого материала, труднее поддающегося художественной переработке, так и запретами части религий на фигурные изображения.
Чаще других встречались изображения льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и других, которые в большинстве своем имели символическое значение.

Слайды 15, 16. Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента являются арабески – сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных растительных узоров, иногда включающий в себя и надпись.

Слайды 17,18. Один из полюбившихся древнерусским мастерам мотивов – плетенка. Это различного вида переплетения полосок типа лент, ремней, стеблей, цветов и др. Часто резьба изображает животных, птиц, людей, но эти изображения также "вплетены" в "растения". Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран.

Слайд 19. При выборе орнамента для художественной обработки изделия следует помнить, что нельзя механически использовать орнаментальные композиции, предназначенные для выполнения в другом материале. Орнамент должен выявлять, подчеркивать особенности фирмы изделия.

Не менее важное требование при выборе орнамента — соразмерность его элементов, раппорта и украшаемой поверхности предмета.

2. Физминутка.

3. Практическая работа “Построение орнаментов”.

3.1. Вводный инструктаж учителя:

- сообщение учащимся названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы: выбрать орнаментальный мотив, наиболее подходящий к задуманному изделию; составить орнамент, учитывая форму и назначение предмета;

- ознакомление учащихся с объектом труда;

- инструктаж по технике безопасности.

3.2. Самостоятельная работа учащихся.

3.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

- усвоение новых знаний: индивидуальный устный опрос;

- целевые обходы:

  • инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
  • напоминание о культуре труда, организации рабочего места;
  • рациональное использование рабочего времени учащимися.

3.4. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися (самоконтроль, взаимоконтроль);

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

4. Закрепление:

- демонстрация образцов изделий, декорированных резьбой из наиболее часто используемых мотивов, фронтальный опрос.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока учителем:

- рефлексия;

- сообщение о достижении целей урока;

- объективная оценка коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- выставление отметок в классный журнал;

- ответы на вопросы учащихся.

2. Задание учащимся на подготовку к следующему уроку:

- параграф 13, с. 62–65 (Т–7);

- принести рабочую тетрадь, учебник, чертежные инструменты и принадлежности.