Повторение по теме "Лексика". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Место урока в теме: последний урок в теме “Лексика. Культура речи”

Название учебных пособий и программа: Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. - М.: Просвещение, 2010. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык, 5 кл. Москва “Просвещение”, 2011

Класс: 5

Цель урока: закрепить и обобщить знания и умения воспитанников по теме “Лексика. Культура речи”

Задачи урока:

когнитивные:

  • формировать умение отличать слова в прямом и переносном значении, омонимы;
  • формировать умение правильно употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты;
  • формировать потребность использования средств языка в речи;

операциональные:

  • развивать аналитические способности;
  • уметь анализировать роль синонимов, антонимов, омонимов, слов с переносным значением в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;

аксиологические:

  • воспитать нравственные качества (гуманность, доброту, дисциплинированность и т.д)
  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
  • воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока – урок систематизации и обобщения изученного материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала, эвристический, практический, частично-поисковый.

Формы организации урока: урок-игра (путешествие)

Оборудование: учебники, карта урока – судовой журнал, средства ИКТ, бумажные елочные украшения “рыбки”

Ход урока

Слайд 1

Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать. Представьте, что наш класс-корабль, а вы – матросы. Итак, матросы, доложите обстановку!

Дежурный: Товарищ капитан, команда 5 класса к отплытию готова!

Капитан: Молодцы, матросы! Отдать швартовы! Приготовиться к отплытию!

Определение темы урока, целеполагание.

(выступление заранее подготовленного ученика)

Заранее, заранее все было решено!
Идем сегодня в плаванье, готовились давно.
Хотим проплыть уверенно по океану Слов.
К чему нам быть готовыми? –
У всех один вопрос.
Наш кок, матрос бывалый,
Бывал везде не раз.
Он объяснит нам что к чему.
И дружно мы идем к нему.
“Итак, - он начал свой рассказ, -
Плывем – а он им - РАЗ!
А тут как раз она плыла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – бах! Она им – ух!
Но тут как нас хватил испуг!
А он еще туды пошел,
Но ничего там не нашел!
Ох, испугались мы тогда – с!!!!”
Ого! Вот это и рассказ!
Да, видно опыт перенять –
Что соли пуд крупинками считать!

- Мы тоже ничего не поняли. Как вы думаете, почему? (У этого кока бедный словарный запас, а ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.)

- А как называется наука, изучающая слова? (Лексика). Как же называется океан, в путешествие по которому мы отправимся? (океан Лексики)

Слайд 2

- Мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров (учителя)

Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в путешествие по океану Лексика? (обобщение знаний по теме “Лексика”, ведь Лексика – это бескрайний океан знаний). Что даст вам это путешествие, какие умения вы сможете приобрести?

В пути матросам нужно хорошо питаться, поэтому за правильные, полные ответы я вам буду давать рыбку. Надеюсь, все будут активны и никто не останется “голодным”! (Воспитанники в ходе урока за хороший ответ получают “рыбку”).

Работа по теме урока.

Слайд 3 Давайте сделаем первую запись в нашем “судовом журнале”: Число. Классная работа.

Слайд 4 – 5 Итак, в путь. Посмотрите, сколько парусников встречает нас в открытом море! Они предлагают нам игру-разминку перед дальней дорогой. Поиграем?

А для вахтенных матросов – индивидуальное задание. ( См. приложение - карточки)

Игра-разминка: Вставьте пропущенные буквы (реализация домашнего задания):

Памятное пут..шествие, ярко св..ркнуть, и..ти ц..поч(?)кой, злая в..лна, угр..жать б..дой, в..южная ноч.., нужно помоч.., смутные оч..ртания.

- Молодцы, хорошо справились с заданием, да и вахтенные матросы закончили свою работу. А теперь держим курс на остров...

Слайд 6 Остров однозначных и многозначных слов.

- Расскажите о жителях этого острова!

- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари.

Слайд 7 Итак, мы прибываем в бухту Словарей. С почетными жителями острова – словарями мы с вами уже знакомы. Давайте покажем жителям бухты, что мы знаем об их достойном труде и очень уважаем его. Расскажите, какие бывают словари. (Работа по таблице)

Слайд 8 Жители острова Однозначных и многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться. Давайте им докажем, что слово ЗЕМЛЯ – многозначное.

Слайд 9 Задание: вставить орфограммы и пропущенные знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, определить значение слова земля.

1. Мы пут..шествуем (по)земле острова. (земля – территория)

2. Ш..л долг..вяз в сыру землю увяз. (почва)

3. Земля планета Солнечной системы.. (планета)

5. Береги землю р..димую. (Родина)

Слайд 10 Посмотрите, к нашему острову волной прибило какую – то бутылку...

А знаете ли вы, что ...

...есть особая ускоренная морская почта. Ею пользуются жители Зондских островов Индийского океана: они посылают свои письма в запечатанных бутылках, используя для этого морские течения. Корабли заходят на острова один раз в неделю, а течение доставляет почту с одного острова на другой всего за сутки!

Может, и нам тоже прислали какое – то сообщение?

Слайд 11 О! Да это карта пиратов! Посмотрите, пираты захватили остров сокровищ! Жители этого острова взывают о помощи. Они прислали карту пиратов, надеясь, что она поможет нам спасти их. Отправимся на помощь? Вперед!

Слайд 12 Смотрите: вот он, остров сокровищ. Сигнал SOS! Это жители острова взывают о помощи. Пиратские корабли пришвартованы к берегу. Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? (“Фортуна”, “Айсберг”, “Скелет”). По каким признакам вы догадались? (буква “Ф”, начальная буква “А”, сочетание “ке”). Правильно, это иностранные корабли.

Слайд 13 Смотрите: пираты “Фортуны” захватили антонимы.

- Что вы знаете об антонимах? Идем им на помощь! Чтобы освободить их, нужно выполнить ...

Слайд 14 ... первое требование пиратов.

Запишите (работа в “судовом журнале”) антонимы к словам, определите часть речи:

Враг – друг; трусливый - отважный; злой – добрый; ненависть – любовь; отчаяние – надежда.

Как вы думаете, почему антонимы – сокровища нашего языка?

Молодцы. Мы спасли антонимы.

(выключить ИД)

Физкультминутка

А теперь необходимо нам с вами немного отдохнуть, “привести в порядок” работу нашего мозга, поэтому давайте выполним упражнения (кинезиологические).

“Гимнастика для мозга”

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Упражнение “Пальчики”: вытянуть руки вперед, сгибание пальцев руки в кулак на счет 1–5, затем разгибание на счет 5-1.

А теперь на выручку синонимов!

- А что вы знаете о синонимах? (ответы)

Слайд 15 Синонимы находятся у пиратов шхуны “Скелет”, которые не выпускают их на волю, а от этого страдают тексты художественных произведений. Даже Черной Бороде не понравилось , что испортился текст его любимой книги “Остров сокровищ” Роберта Льюиса Стивенсона, он согласен отпустить синонимы, если мы поможем их правильно расставить в данном отрывке.

Едва я занял свой наблюдательный пост, как пришли (появились) враги. Их было человек семь или восемь. Они быстро шли(приближались), громко стуча сапогами. Человек с фонарем шел(передвигался) впереди всех. За ним шли (следовали) трое, держась за руки.

(Выключить ИД - самостоятельная работа, затем проверка - Слайд 16)

- Итак, для чего нужны нам синонимы?

Слайд 17

- Мы спасли Синонимы и Антонимы. Как вы думаете, какие сокровища захватили пираты “Айсберга”?

- А теперь все на выручку омонимов! Что вы знаете об омонимах? (Слайд 18)

Пираты “Айсберга” не знают ничего о слове МИР, давайте познакомим их с ним.

Мир- вселенная. Мир- отсутствие войны

Слайд 19

- С каким из этих омонимов пиратам нужно подружиться в первую очередь?

- Ой, смотрите, пираты предлагают нам прочитать юмористическую историю, которая произошла однажды с их товарищем.

Юмореска

Это было давно. Тащился пират по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

– О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...

- Объясните пиратам, почему произошла ошибка. Расскажите, с какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.) Докажите необходимость освободить омонимы.

- Итак, мы спасли и омонимы.

Слайд 20

- Карта указывает нам еще на один важный объект – Тайник старого Флинта.

- Попробуем его открыть?

- О! Да здесь бесценные сокровища русской речи - слова прямого и переносного значения.

-Что вы знаете о них?

Слайд 21

Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено:

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.

Скоро наступит золотая пора каникул!

Золотая моя бабушка!

Золотые нивы, гладь и блеск озер.

А знаете ли вы, что ...

... морская вода помимо соли содержит и другие химические элементы. Интересно, что по содержанию золота в  воде первенство дано Балтийскому морю. В его воде присутствует золота в 3 раза больше чем в водах Северного моря,  и в 5 раз больше, чем в водах Черного моря.

- Жители острова благодарят вас за помощь. Скажите, а почему остров, на котором живут СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ называется островом Сокровищ?

Слайд 22

- Ой, смотрите! Что это происходит у тайника старого Флинта? Да там ругаются 2 пирата! (Выразительное чтение рассказа по “судовому журналу”)

Выключить ИД

- Не тронь сундук, а то я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбегает к ним третий пират и давай их расталкивать.

А они и на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А третий вдруг как крикнет:

- Стойте,пираты! Пусть ребята разгадают ваши загадки! Какие такие загадки? – удивились пираты и разжали кулаки.

А вот какие, слушайте. Первая: “Где раки зимуют?” Вторая: “Кто из своей кожи вылезает?” Третья: “Кто спит с открытыми глазами?”

Ответы: (реализация индивидуальных домашних заданий)

Выражение “Я покажу тебе, где раки зимуют” связано с историей нашего народа. Ловить зимой раков посылали провинившихся крестьян. Это было делом очень трудным и небезопасным, так как приходилось по многу часов доставать их со дна ледяной реки. Не мудрено, что после этого многие не только заболевали, но и умирали от переохлаждения. Отсюда и пошло это выражение. Если кого-то хотели очень сильно наказать, говорили: “Я покажу тебе, где раки зимуют!”

Два других оборота – “лезть из кожи вон” и “спать с открытыми глазами” - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят. А если точнее, то пленочка, прикрывающая их глаза, совсем тоненькая, прозрачная.

- Как называются выражения, о которых мы свами сейчас говорили! (фразеологические обороты. Как вы думаете, для чего нам нужны фразеологические обороты? (Они украшают нашу речь, делают ее образнее).

- Посмотрите, вы своими знаниями убедили пиратов выпустить все сокровища на волю и даже отдать нам то, что хранилось в сундуке Флинта. Жители острова в благодарность приглашают вас на выставку картин.

Слайды 23-26 (выставка картин: отгадай фразеологизмы).

Скажите, а почему остров, на котором живут СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ, слова прямого и переносного значения, фразеологизмы называется островом Сокровищ?

IV. Подведение уроков.

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексика. Какие открытия вы сделали для себя, чему научились? Где пригодятся вам знания, полученные сегодня?

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Задание на самоподготовку: Упр.366 (подготовить сообщение о толковом словаре) или исследование “Потому что обязан”! У каждого человека есть права и обязанности. Есть они и у языка. Выясните, какую работу может выполнять русский язык. Для этого исследуйте: табличку на двери класса; реплику учителя, входящего в класс и т.д.

Результаты исследования оформите в таблице:

Что исследуется Фрагмент текста В чем работа языка
Вывеска на здании школы Гимназия № 8 Дает нам информацию
Табличка на двери класса Кабинет русского языка и литературы  
Реплика учителя, входящего в класс    
Цитата из учебника математики    
Фрагмент любимого стихотворения    
Фраза из разговора одноклассников    

Выставление оценок за урок и комментарий к ним.

(учитывая полученные за ответы “рыбки”, “матросы” выставляют товарищам оценки, комментируя их)