Обобщающий урок по теме «Числовые и буквенные выражения». 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (625 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Образовательная: повторить и обобщить знания, умения и навыки по теме (виды выражений, действия над выражениями, упрощение буквенных выражений, решение задач с составлением выражений);
  • Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.

Тип урока: урок-обобщение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, листы с заданиями.

План урока:

  1. Объявление темы и целей урока
  2. Обобщение изученного материала
  3. Решение задач.
  4. Самостоятельная работа
  5. Итоги урока
  6. Задание на дом

ХОД УРОКА

I. Объявление темы и целей урока.

Объявление темы урока.

(Слайд 1)

После сообщения учителя о том, что это последний урок по теме, учащиеся самостоятельно формулируют цели урока.

(Слайд 2)

Запись темы урока в тетради.

II. Обобщение изученного материала

Устная работа

Проведите отрезок так, чтобы он разделил фигуру на два треугольника. Сколькими способами это можно сделать? (Двумя; одним)

(Слайд 3)

Дополните фразу:

(Слайд 4)

  • Числовые выражения состоят из...
  • Буквенные выражения состоят из...
  • Чтобы найти значение числового выражения, нужно...
  • Чтобы упростить буквенное выражение, нужно...
  • Какие выражения записаны на слайде? Найдите их значения.

(Слайд 5)

154 – 55 = 347 – (147 + 12) =
248 : 4 = 30 + 346 + 170 =

Какие выражения записаны на слайде? Упростите.

(Слайд 6)

34 + a + 18 = 248 + m – 24 =
43 – c – 23 = b + 127 – 7 =

Обобщение

  • Какие виды выражений вам известны? (Числовые и буквенные)
  • Изобразим наши знания в виде схемы (схема отображается на слайде и в тетрадях по ходу опроса) (Слайд 7)
  • Приведите примеры числовых и буквенных выражений (каждый ученик приводит свой пример)
  • Что можно сделать с числовыми выражениями? (Вычислить). С буквенными выражениями? (Упростить)
  • Для чего нужно упрощать буквенные выражения? (Чтобы сделать их проще, короче, и т.п.)

III. Решение задач.

Используя таблицу, устно сформулируйте текст задачи.

(Слайд 8)

Номер вагона Число пассажиров
I 96
II 96 : 4
III 96 + 96 : 4

Учащиеся предлагают свои задачи. Идет обсуждение и в итоге, формулируется задача.

  • А теперь запишите в тетради вычисления по действиям, которые нужно выполнить для решения задачи.
  • Что необходимо записать еще? (Ответ)

Далее идет самопроверка по слайду.

(Слайд 9)

Учащимся раздаются карточки с задачами (Приложение 1).

Решения задач записываются в карточках.

Задача 1 Задача 2
Клоун Жужа надул 24 красных и 7 зеленых воздушных шаров, а его товарищ Чуча лопнул 11 из этих шаров. Сколько шаров останется на праздник? Клоун Макля надул 18 синих и 12 зеленых воздушных шаров, а его товарищ Пакля лопнул х из этих шаров. Сколько шаров останется на праздник? Решите задачу при х = 9.

(Слайд 10)

  • Прочитайте задачи. О чем в них говорится?
  • Чем они отличаются?
  • Составьте выражение для решения первой задачи (24 + 7 – 11)
  • Какое это выражение?
  • Что можно с ним сделать?
  • Вычислите выражение (24 + 7 – 11 = 20)
  • Ответили на вопрос задачи?
  • Записываем ответ.

Запись в карточке:

24 + 7 – 11 = 20(ш) – останется.

Ответ: 20 шаров.

  • Составьте выражение для решения второй задачи (18 + 12 – х)
  • Какое это выражение?
  • Что можно с ним сделать?
  • Как оно будет выглядеть после упрощения (20 – х)
  • Ответили на вопрос задачи?
  • Что еще необходимо сделать?
  • Какое выражение получилось после подстановки 9 вместо х?
  • Вычислите выражение (20 – 9 = 11)
  • Ответили на вопрос задачи?
  • Записываем ответ.

Запись в карточке:

18 + 12 – х = 20 – х

При х = 9, 20 – х = 20 – 9 = 11(ш) – останется.

Ответ: 11 шаров.

IV. Самостоятельная работа в виде теста

Ученикам предлагается ответить на вопрос: какой клоун оказался самым неуклюжим? Почему? (Чуча, т.к. лопнул больше шаров).

Чтобы выяснить, как выглядел Чуча, необходимо выполнить тест (Приложение 2).

Внимательно читайте выражение.

После каждого выражения приводятся варианты ответов. Выбрав, на ваш взгляд, правильный ответ, подчеркните его.

Каждый ответ означает какую-нибудь черту портрета Чучи. Решив тест, вы выясните, как же он выглядел.

Тест

Упростите выражение: 18 – (14 + х)

а) 4 – х – нос пуговкой.

б) 4 + х – нос картошкой;

в) 32 – х – длинный нос;

г) 32 + х – красный нос

2. Как правильно записать выражение: сумма выражения пять минус “игрек” и “икс”?

а) 5 – (у + х) (карие глаза)

б) 5 – у – х (зеленые глаза)

в) (5 – у) + х (голубые глаза)

г) 5 – у + х (серые глаза)

3. Найдите значение выражения 45 + х – 4 при х = 28

а) 77 – клоун кудрявый;

б) 69 – у клоуна прямые волосы,

в) 41 – клоун лысый.

4. Цена учебника х р., а атласа – у р. На сколько рублей учебник дороже атласа, если известно, что х>у?

а) х – у (круглое лицо)

б) у – х (овальное лицо)

5. Какие значения может иметь буква в выражении 90 – а?

а) не больше 90 (на голове колпак)

б) не меньше 90 (на голове цилиндр)

в) любые (не носит головной убор)

6.Равенство (a + b) – с = a +(b – с) является:

а) свойством вычитания суммы из числа (грустный);

б) свойством вычитания числа из суммы (веселый)

в) сочетательным законом сложения (спокойный).

7. Составьте выражение для решения задачи: В трех пятых классах всего 74 ученика. В 5“а” - 25 человек, в 5“б” - m учащихся. Сколько учеников в 5“в”?

а) 74 + 25 – m (на лице шрам);

б) 74 – 25 – m (под глазом синяк)

в) 74 – 25 + m (на щеке вакса).

Далее ученики меняются листами с тестом для взаимопроверки. Идет обсуждение правильных ответов. Затем тесты сдаются учителю для проверки.

Показывается портрет клоуна.

(Слайд 11)

Успевающим ученикам можно предложить дополнительные задания. (Приложение 3).

Задания выполняются в карточке.

V. Итоги урока

(Слайд 12)

  • Что мы вспомнили на сегодняшнем уроке?
  • Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Задание на дом

  • Придумать и решить задачу с буквенным выражением. (Слайд 13)

12.04.2014