Программа дополнительного образования «Культура речи»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования “Культура речи” направлена на совершенствование коммуникативных компетенций учащихся, владение литературным языком, его нормами и ресурсами, в целях наиболее эффективного общения.

В программу включены пять тем: “Культура речи”, “Фразеология”, “Тавтология”, “Орфоэпия”, “Голос и дикция”. Без знания данных разделов языкознания ребята не смогут повысить уровень своей коммуникативной культуры.

Данный курс предполагает и игровую деятельность для того чтобы, увлекшись, ребята не замечали, что учатся.

Цель: выявить лучших знатоков русского языка; усовершенствовать речевой имидж воспитанников.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить учащихся с требованиями и признаками хорошей речи, основными принципами ударения и произношения в современном русском литературном языке, осмыслить роль орфоэпического словаря в формировании литературных произносительных норм, обогатить словарь школьников;

развивающая:

  • формировать стремление выступать публично, овладеть навыками правильного речевого дыхания, звучного голоса и ясной дикции; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, языковую интуицию;

воспитательная:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся, их эстетический вкус, познавательную активность, прививать интерес и любовь к родному языку.

Занятие № 1
Тема: Культура речи

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Программа “Культура речи” поможет вам овладеть правилами хорошей речи, нормами современного русского литературного языка, сделать речь красивой, культурной, колоритной и добиться успеха в любых начинаниях. У Вас будет уникальная возможность побыть языковедами и оценить свою роль на практике! Вы усовершенствуете речевой имидж и будете чувствовать себя уверенно!

Первая тема будет посвящена её Величеству Культуре речи, поскольку она царица языкознания!

2. Основная часть.

1. Вступительное слово педагога.

Культура речи – сравнительно молодая наука о языке. Культура речи – это степень владения литературным языком (его нормами, стилистическими, лексическими, и грамматико-семантическими ресурсами) в целях наиболее эффективного общения в различных условиях коммуникации.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении слов, в их образовании, в построении предложения, его речь мы называем правильной. Однако правильная речь может быть плохой, т.е. однообразной, бедной, невыразительной, лишённой лёгкости, образности и яркости в передаче мыслей, не соответствовать целям и условиям общения. Культурная речь включает как минимум три признака: богатство, точность и выразительность. В широкое понятие “культура” составной частью входит культура общения, культура речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Речевой этикет создаёт благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств даёт возможность выбрать уместную для конкретной ситуации форму общения (ты или вы), установить дружескую, непринуждённую или, напротив, официальную тональность разговора. Кроме того, речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии.

В речевом этикете передаётся социальная информация о собеседниках, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства или неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях, о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д. Так, если кто-то бросает: “Привет!” - значит, люди находятся в равных, непринуждённых, дружеских отношениях. Но достаточно сложно представить себе, что ученик скажет “Привет!” учителю. Неправильный выбор выражения в конкретной ситуации или в адрес конкретного собеседника (подросток говорит взрослому человеку: “Здорово!”), использование просторечных слов, имеющих негативную окраску: “расселась” (вместо “села”), “напялила” (надела), “пялится” (смотрит) и другие – всё это проявление невежливости и неучтивости. Таким образом, выбор наиболее уместного выражения речевого этикета и составляет правила вступления в коммуникацию.

Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо научиться общаться. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

Навыки делового общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе и вообще в социуме. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с людьми, действовать в соответствии с принятыми нормами, очень важно для современного общества.

Говоря о культуре речи, необходимо сказать о молодёжном жаргоне, поскольку он часть русского языка. Изучать подобную лексику нужно не для того, чтобы засорять ею язык, а для того, чтобы знать и понимать, о чём идёт речь. С вульгарными элементами молодёжного сленга типа “бабки”, “лажа”, “вобла” необходимо бороться!

2. Практическая часть проходит в игровой форме (дети делятся на две команды) (см. приложение 1).

3. Итог занятия, вывод.

Итак, ребята, подведём итоги нашего занятия.

Вопросы.

1. Что изучает культура речи?

2. Назовите признаки хорошей речи.

3. Какая часть языкознания засоряет русский литературный язык?

Занятие № 2
Тема: Фразеология

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша тема будет посвящена её Величеству Фразеологии, поскольку она неиссякаемый источник богатства и выразительности нашей речи.

2. Основная часть.

Вступительное слово педагога.

Фразеология – раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка. Фразеологизмы (фразеологические единицы, идиомы) – устойчивые словосочетания, значение которых невыводимо из значений составляющих их компонентов, например: “собаку съесть” - быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чём-либо. В предложении фразеологизмы являются одним членом. Фразеологические обороты широко употребительны в художественной и публицистической литературе. Использование их в речи помогает избежать шаблонности и сухости изложения. Речь становится яркой, образной, богатой и выразительной.

Отдельные фразеологизмы могут соотноситься между собой как синонимы и антонимы.

Фразеологизмы-синонимы – фразеологизмы, которые тождественны по своему лексическому значению. Например: два сапога пара = одного поля ягоды (похожи друг на друга), тёртый калач = стреляный воробей (опытный человек).

Фразеологизмы-антонимы – устойчивые выражения, которые имеют противоположные лексические значения. Например: входить в колею - выбиться из колеи, не из трусливого десятка – не из храброго десятка.

К фразеологизмам тесно примыкают пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Фразеологизмами можно заменить жаргонизмы. Например: бить баклуши = филонить (бездельничать).

Практическая часть проходит в игровой форме (дети делятся на две команды) (см. приложение 2).

3. Итог занятия, вывод.

Итак, ребята, подведём итоги нашего занятия.

Вопросы.

1. Что изучает фразеология?

2. Дайте определение фразеологизмам.

3. Какие виды фразеологизмов Вы знаете?

4. Почему к фразеологизмам тесно примыкают пословицы, поговорки и крылатые выражения?

Занятие № 3
Тема: Тавтология

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша тема будет посвящена её Величеству Тавтологии, поскольку она источник избыточности речи. Этого необходимо избегать!

2. Основная часть.

Вступительное слово педагога.

Лингвистический термин “тавтология” состоит из двух греческих слов “тавто” - то же самое и “логос” - слово. Употребление однокоренных слов порождает тавтологию.

Пример: Непобедимая сила русского народа с полной силой ощущается в героизме и патриотизме москвичей.

Речевую избыточность порождает и соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его смысл. Например: необычный феномен.

Сегодня нормативными принято считать следующие выражения, ранее считавшиеся тавтологическими: реальная действительность, практика работы, монументальный памятник, букинистическая книга, экспонаты выставки.

Лексические нормы позволяют употреблять в речи и такие словосочетания, как загадать загадку, постелить постель, словарь иностранных слов. Данный факт объясняется отсутствием синонимов у слов загадать, постелить, словарь.

Плеонастические и тавтологические сочетания слов типа грусть-тоска, горе горькое и т.д. являются стилистической приметой русского фольклора.

Юмористы прибегают к использованию тавтологических сочетаний с целью каламбура: сталкивая слова, они подчёркивают их смысловую общность. Достаточно вспомнить знаменитую фразу Н.В. Гоголя Позвольте вам этого не позволить или известное высказывание М.Е. Салтыкова-Щедрина Писатель пописывает. Читатель почитывает.

Тавтологический повтор, бесспорно, может в некоторых ситуациях придавать высказыванию особую значимость, как у В.А. Жуковского, написавшего А.С. Пушкину на портрете: Победителю-ученику от побеждённого учителя.

Практическая часть проходит в игровой форме (дети делятся на две команды) (см. приложение 3).

3. Итог занятия, вывод.

Итак, ребята, подведём итоги нашего занятия.

Вопросы.

1. Чего нужно избегать в речи?

2. Назовите примеры речевой избыточности.

3. Можно ли употреблять в речи словосочетания типа “загадать загадку”, “постелить постель”?

Занятие № 4
Тема: Орфоэпия

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша тема будет посвящена её Величеству Орфоэпии, поскольку она владычица литературного произношения и ударения.

2. Основная часть.

Вступительное слово педагога.

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающих единообразие его звукового воплощения всеми носителями языка.

Можно ли признать правильной речь, если говорящий не владеет литературным произношением (не смягчает, например, последний согласный в слове “любов”, заменяет звук щ долгим шш – “тёшша”, ставит неправильное ударение – молодежь, магазин)?

Литературный язык – это идеал, к которому необходимо стремиться, ведь этот язык формируется на основе живого русского языка. Для того и выпускаются орфоэпические словари, чтобы люди учились правильному произношению и ударению. От того, что тот или иной вариант ударения встречается в речи многих людей, он не становится соответствующим современной литературной норме.

Составляя словарь, авторы используют большой материал, учитывают все известные факты и приходят к тем оценкам “правильного” и “неправильного”, которые в нём отражены.

Рассмотрим некоторые примеры из орфоэпического словаря русского языка 2014 года под редакцией О.А. Михайловой и проверим Ваши знания.

Практическая часть проходит в игровой форме (дети делятся на две команды) (см. приложение 4).

3. Итог занятия, вывод.

Итак, ребята, подведём итоги нашего занятия.

Вопросы.

1. Что изучает орфоэпия?

2. Что значит литературный язык?

3. Для чего выпускаются орфоэпические словари?

4. Поставьте ударение в слове торты.

Занятие № 5
Тема: Голос и дикция

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша тема будет посвящена её Величеству Дикции и его Величеству Голосу, поскольку они неотъемлемые составляющие успешного публичного выступления.

2. Основная часть.

Вступительное слово педагога.

Наиболее ярко культура речи проявляется в публичном выступлении, успех которого зависит от её богатства, выразительности, точности, информационной насыщенности, правильного произношения и ударения, а также от звучного голоса и ясной дикции.

Голос и речь человека абсолютно уникальны, как и отпечатки его пальцев. По голосу можно узнать о чувствах человека, его здоровье, о том, откуда он родом, какое получил образование. Голос – неотъемлемая часть речевого имиджа. Большое значение для эффективного владения голосовым аппаратом имеет осанка. Необходимо стоять прямо, свободно, ровно для того, чтобы показать всю силу и мощь своего голоса.

Темп речи и паузы. Торопливость речи, вызываемая робостью, - один из наиболее распространённых и серьёзных недостатков. Слишком быстрая речь не даёт собеседнику времени на обдумывание содержания услышанной информации. Многие говорят быстро вследствие нервного состояния, а “ключичное”, поверхностное дыхание способствует закреплению высокого темпа речи. Люди, которые говорят очень быстро, часто не оставляют пауз для поддержания правильного дыхания. Поскольку темп речи зависит от расстановки пауз, то делать их просто необходимо! Тем самым, вы будете правильно дышать и не говорить, “глотая слова”, будете давать возможность собеседнику обдумать и осознать услышанное, а также вставить реплику, если, конечно, он пожелает. Стремление высказать свою мысль побыстрее приводит к тому, что речь говорящего делается ещё более скучной и бесполезной, суетной и закомплексованной. Если вы хотите избавиться от торопливой речи, то расставляйте паузы и дышите правильно. Опору звука делайте на диафрагму (участвует в дыхательных движениях), а не на ключицу. “Ключичное” дыхание – поверхностное, а “грудно-брюшное” - правильное. Это позволит вам избежать серьёзных недостатков в речи и, тем самым, привлечь внимание собеседника (особенно, если вы устраиваетесь на работу, подаёте резюме). Не забывайте, что темп речи – важный элемент делового общения.

Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно. Пауза нужна для того, чтобы вздохнуть воздух, как бы “перезарядиться” перед продолжением речи, дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а собеседнику – осознать услышанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу. Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Некоторые, не доверяя себе, не решаются просто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими “м-м-м”, “э-э-э”, “понимаете” и т.д. Если говорящий уверен в себе, ему нет необходимости заполнять паузы в речи этими звуками или фразами. Научившись правильно пользоваться паузами в речи, вы значительно усовершенствуете свой имидж.

Если собеседники будут видеть, что вы чувствуете себя уверенно, свободно, им тоже будет комфортно в беседе с вами, и повышенный интерес со стороны окружающих вам обеспечен.

Дикция. Чёткая дикция помогает доносить смысловое значение каждого слова, показывает его выразительность и красоту, уточняет нюансы голоса. Добиться чёткой дикции позволяет артикуляция, т.е. отчётливое произнесение звуков в словах. Основой чёткого произношения каждого звука является слаженная и энергичная работа всех артикуляторов: языка, губ, зубов, нижней челюсти, мягкого и твёрдого нёба. Помимо вышеперечисленного в образовании звуков принимают участие диафрагма, лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость. И все они работают под управлением головного мозга.

С плохим произношением необходимо бороться! Существуют специальные упражнения на ясную дикцию, артикуляцию, звук.

Смысл и цель данных упражнений заключается в следующем:

1. они дают возможность развивать и сохранять эластичность и подвижность артикуляторов;

2. приобретать навыки чёткой дикции (отчётливо произносить звуки в словах);

3. овладеть навыками правильного речевого дыхания (правильно дышать, расставлять паузы в речи, чтобы вздохнуть воздух и дать возможность отдохнуть своему мозгу и телу);

4. произносить звуки ясно, плавно, округлённо, мелодично, не резко.

Диафрагма – сухожильно-мышечная перегородка человека, отделяющая грудную полость от брюшной. Участвует в дыхательных движениях: при вдохе опускается, при выдохе поднимается, поэтому опору звука необходимо делать на диафрагму.

Большое значение для эффективного владения голосовым аппаратом имеет осанка. Неправильность осанки приводит к уменьшению объёма используемого для дыхания воздуха, и как следствие, человек не может показать всю силу и мощь своего голоса. Необходимо стоять прямо, свободно, ровно.

Практическая часть (см. приложение 5).

3. Итог занятия, вывод.

Итак, ребята, подведём итоги нашего занятия.

Вопросы.

1. Влияют ли голос и дикция на создание речевого имиджа человека?

2. Какой темп речи воспринимается лучше и почему?

3. Какое значение для эффективного владения голосовым аппаратом имеет осанка?

4. Можно ли овладеть навыками правильного речевого дыхания?

Понравилась ли Вам программа “Культура речи”?