Конструктивное общение и проблемы дисциплины в учебном классе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (974 кБ)


Воспитание – это создание системы условий, в которой происходит развитие личности, прежде всего “всестороннее развитие личности”. В последнее время педагоги пришли к выводу, что будет правильнее и предпочтительнее говорить о “пути к зрелости”. Стремление к зрелости (вслед за К.Роджерсом), мы полагаем особенностью, присущей всем людям: и детям, и взрослым, и умным, и не очень, и “трудным” и благополучным. Эта особенность человека, называется личностным ростом и сопровождает процесс взросления.

Один из аспектов взросления выделился в проблему социально- психологической адаптации подростков. Эта проблема емкая и не ограничивается только предупреждением детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма. Сейчас мы можем увидеть , что подростки плохо адаптированы к реальной жизни: не умеют конструктивно взаимодействовать со сверстниками, педагогами, затрудняются выбрать цели на определенных этапах своей жизни, не умеют реализовывать свои знания, умения (хотя при этом обладают определенными способностями), не чувствуют себя уверенно, большая часть подростков не знают как справиться со стрессовой ситуацией, нет навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Взросление без личностного роста обрекает ребенка на серьезные трудности. Таким образом, роль школы очень велика в решении задач развития личности ребенка. Необходимо подготовить подростка к взрослой жизни, научить применять знания даже в незнакомых ему ситуациях, другими словами, подросток должен быть социально адаптирован, социализирован.

Ученики выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значимость и важность, как членов разных групп: в классе, в спортивной секции и т.д. Педагогам необходимо уметь распознавать за “плохим поведением” важнейшую для ребенка потребность “быть включенным” в социально значимые процессы и группы, и помочь в выборе подходящих видов поведения, удовлетворяющих этой потребности, и не являющихся при этом нарушением дисциплины. Под “плохим” поведением мы понимаем не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, “инфантильное”, недостойное поведение, потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя – неадаптированность ученика в школе.

Все педагоги в первом классе или в старших классах, молодые специалисты и опытные учителя, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Учителю достаточно несколько уроков, чтобы распознать в классе учеников, нарушающих дисциплину, которые мешают проведению урока, отвлекают одноклассников , порой не реагируют на замечания учителя.

Такие ребята встречаются в каждом классе. Но как будет построена работа на уроке, как будет проходить взаимодействие педагога и ученика, какая будет реакция учителя на “плохое” поведение ребенка, зависит от конкретного педагога и его “философии дисциплины”. Здесь можно выделить три разных подхода:

1. “Руки прочь” - невмешательский подход. Педагоги считают, что ребята сами со временем научаться управлять своим поведение, контролировать себя, принимать конструктивные решения в конфликтных ситуациях. Программа дисциплины сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

2. “Твердая рука” - контролирующий подход. Педагоги верят, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя требовательны, постоянно командуют, основные методы воздействия – шантаж и угрозы. Программа дисциплины сводится к овладению навыкам манипулирования учениками ради их блага.

3. “Возьмемся за руки” - сотруднический подход. Педагоги считают, что поступки учеников – результат действия обоих сил: и внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Этот подход предполагает право осознанного ВЫБОРА каждому ребенку, а так же включенность учеников в процесс установления правил. Программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Критерием компетентности педагогического общения Т.Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником - он может настаивать на своей точке зрения, манипулировать, подбадривать, говорить громко, спокойно. Продуктивным принято считать такое общение, в результате которого все участники взаимодействия не теряют ощущение внутренней свободы.

Свободная личность - ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Свобода – ответственность складывается из двух вещей: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора.

Поведение учеников подчиняется основным трем законам:

  • 1 закон – ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
  • 2 закон – любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. В процессе школьной жизни базовая потребность ученика (ощущать себя причастным к школьной общности) воплощается в три цели:

Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность);

Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность);

Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

  • 3 закон – нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: власть, месть, привлечение внимания, избегание неудачи.

Привлечение внимания – некоторые ученики выбирают “плохое” поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а одноклассникам – понимать учителя.

Власть – некоторые ученики “плохо” ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением : “Ты мне ничего не сделаешь” и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.

Избегание неудачи – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требования учителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и “непробиваемые” никакими методическими ухищрениями педагога.

Эти четыре мотива выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс.

Каковы бы ни были цели “плохих” поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Если учитель научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то сможет правильно строить общение с учащимися, заменить неконструктивный способ взаимодействия на эффективный и правильный. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы.

Педагогическое вмешательство – это только создание некоторых условий, в которых ученики могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое решение примет ученик, зависит от учета скрытой цели его “плохого” поведения. Поняв значимость идентифицировать мотивы нарушения поведения, учитель сможет помочь ученику почувствовать себя полноценным участником школьной жизни приемлемыми способами.