Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

Образовательные.

  • отличать имена собственные от нарицательных;
  • самостоятельно формулировать правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях и кличках животных;
  • составлять предложения в правильной грамматической форме;
  • обогащать свой активный и пассивный словарь;
  • классифицировать слова

Коррекционно-развивающая.

  • Коррекция слуховой, зрительной памяти и внимания детей

Воспитательная.

  • Прививать любовь и ответственность за домашних животных,

Оборудование. Мобильный телефон, презентация, карточки, фишки, кубики, таблицы

Ход урока

1. Организационный момент.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Карточки. Выбрать ту, которой соответствует настроение учащихся.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Слайд №2,

Звуки животных и девочки.

Чьи голоса вы услышали? Какой звук лишний? Запомните это слово. На какой вопрос отвечают все эти слова? Почему вы так решили? Почему слайд называется именно так? На каком уроке мы говорили о живой и неживой природе?

3. Минутка чистописания. Слайд №3, №4. Прочитайте слова.

Бабушка, бык, баран, буйвол. Что общего между этими словами?

Слайд №5, .Письмо буквы б. А что ещё общего между этими словами?

4. Словарная работа. Слайды №6, №7.

- Кто изображён на рисунке? (Девочка.)

- Какую букву надо помнить в написании этого слова? (о)

- Составьте предложение со словом девочка, дайте ей имя.

- Как вы думаете, с кем она играет? Догадайтесь.

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (Собака) Слайды №8, №9

Девочка Маша играет с собакой.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом (собака) Какие пословицы о собаке вы знаете? Собака – друг человека. Давайте мы придумаем кличку собаке. Как вы запишите кличку? Почему? Запишите предложение.

Составьте схему предложения.

5. Сообщение темы и целей урока. Слайд №10.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Итак, тема урока: “Написание большой буквы в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных”.

Какие цели урока мы поставим перед собой?

  • Писать имена, отчества, фамилии и клички животных с большой буквы.
  • Делать выводы на протяжении всего урока.
  • Любить и ухаживать за домашними питомцами. Слайд №11

В конце урока, посмотрим, достигнем мы этих целей.

6. Наблюдение над написанием имён собственных.

а) Ребята, а давайте каждый из нас произнесёт своё имя. А как вы думаете, как надо написать своё имя? Запишите своё имя с новой строки. С какой буквы вы написали своё имя?

Ребята, скажите, а как мне произнести своё имя? Ведь я учительница и имя должно звучать иначе. Правильно. У каждого человека есть полное имя. Давайте каждый из вас произнесёт своё полное имя.

Катя – Катерина, Рома – Роман, Наташа – Наталья, Паша – Павел, Ваня – Иван.

С какой буквы мы напишем своё полное имя?

Запишите своё полное имя.

б) А сейчас мы будем составлять отчества от имён. Но, а прежде скажите я Светлана, мой папа Николай. Какое у меня отчество? Николаевна. Давайте уточним, какое у вас отчество? С какой буквы мы будем писать отчества?

Я раздам вам карточки с именами и отчествами. У кого карточка с именем встаёт к этой части доски. У кого карточка с отчеством к этой части. Составьте пару так, чтобы отчество образовалось от имени.

Что получилось? Прочитайте. С какой буквы будем писать имена и отчества?

Вася – Васильевич

Павел – Павлович

Саша – Александрович

Ирина-

Какое имя оказалось лишнее? А можно от него образовать отчество? Какой можно сделать вывод?

Отчества образуются только от мужских имён. Запишите пары. Подчеркните отчества. С какой буквы будете писать?

Физминутка.

Если имя руки вверх.
Если отчество присели.
Сергей –Сергеевич,
Максим – Максимович,
Ирина, Петровна, Юрьева,
Сергей, Петров.

Что вы заметили? Какое слово оказалось лишнее? Почему вы так решили?

в) У каждого человека есть фамилия. Моя фамилия Бабирина. А ваши фамилии, назовите их. С какой буквы мы будем писать фамилию?

Посмотрите что получилось. Слайды №12, №13

Светлана Николаевна Бабирина. Какой вывод можно сделать? С новой строки запишите имя полное, отчество, фамилию. Какое правило?

Взаимопроверка. Поднимите руку, кто нашёл ошибку.

г) Различение слов названия животных и клички животных. Кто изображён? Что изменилось?Слайды №14, №15.

Дети сами задают вопросы к картинкам.

Кто это? Это собака.

- Кто это? Это конь.

Кто это? Это свинья.

- Кто это? Это котёнок.

Дикие животные не имеют клички, а у домашних животных есть клички. Какие клички дадим? Слайд №16

Таблички на доске

Названия животных Клички животных
собака Рекс, Дружок, Кукла...
котёнок (кот) Мурка, Муська, Барсик, Пушок, Васька
свинья Хрюша, Хавронья
конь Ветерок, Смелый, Быстрый

Читаем хором слова. Что мы с вами прочитали? (Названия животных)

А придумывали что? (Клички)

Как пишутся клички животных? В левый столбик запишите названия животных. С какой буквы будете писать названия животных? В правый столбик запишите клички животных. Как пишутся клички животных? Клички придумайте самостоятельно.

Работа в парах. Проверьте друг у друга работу. Встаньте, кто нашёл ошибку. Слайд №17

Какие из этих животных могут жить дома. Давайте поговорим о кошках.

Физкультминутка.

Кошка.

Вот окошко распахнулось. (Руки развести в стороны.)
Вышла кошка на карниз. (Имитация мягкой, грациозной походки кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Запрокинуть голову, посмотреть вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз.)
Вот налево повернулась, (Повернуть голову к левому плечу.)
Проводила взглядом мух. (Повернуть голову к правому плечу, взглядом “проводить муху”.)
Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Сесть на свои места.)
Как зовут вашу кошку, что она умеет делать? Что ещё любят делать кошки?

Мне понравилось предложение... Давайте составим схему предложения. Моя кошка Муська ловит мышей. Моя кошка Мурка любит молоко. Запись в тетради предложений. Найдите в вашем предложении название животного. А кличку подчеркните.

6. Закрепление изученного материала. Слайд №18.

Иллюстрация коровы. Составьте предложение о корове. Запись под диктовку. Молоко даёт корова Бурёнка. Подчеркните кличку животного. Скажите по секрету, какое слово подчёркиваете? А название животного здесь есть? Корова.

Выполнение упражнений. Для вас приготовлены карточки, если понятно, то приступайте к работе. Кому непонятно, я сама к вам подойду.

С дерева прыгнула ... . За ней побежала собака ... . (Подчеркните кличку.)

(белка, Белка) Каждому индивидуальная карточка.

7. Домашнее задание.

Дома вы читаете стихотворения о домашних животных. Придумайте и запишите 5 кличек к вашему животному. Демонстрирую книги, рекомендую прочитать.

8. Итог.

Слайд №19.

– Я узнал...

- Я научился...

- Мне понравилось...

- Я буду...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Оценки.