"Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов". 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: формирование понятия о сообщающихся сосудах и их свойствах.

Задачи образовательные: изучить поведение однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах, научиться объяснять результат с использованием понятия “давление жидкости на дно сосуда”.

Задачи развивающие: продолжить развитие навыков и умения работать с физическими приборами, умения анализировать, сравнивать результаты, самостоятельно делать выводы, развивать речь, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.

Задачи воспитательные: продолжить воспитание уважительного отношения к ученым и их открытиям, показать возможность использования полученных знаний на практике.

Оборудование и ТСО: мультимедийный комплекс, презентация, сообщающиеся сосуды, гидроуровень, штатив, сосуд с водой, растительное масло, чайник со смотровым стеклом.

Ход урока

1. Орг. момент, постановка цели, актуализация знаний (слайд 2).

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с сообщающимися сосудами, их свойствами и практическим применением, но сначала повторим необходимый нам для этого материал.

2. Проверка выполнения домашнего задания (слайд 3):

  • Ответить на вопрос: По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда? Какая буква в это формуле что обозначает и в чём измеряется?

Проверка решения задачи 2 из упр 15

3. Изучение нового материала

  • Постановка проблемного вопроса (слайд 4, 5):
  • Что общего между чайником, гидроуровнем, шлюзом? (обсуждение)

Введение понятия сообщающихся сосудов (слайд 6):

Сообщающиеся сосуды - это сосуды, имеющие общую, соединяющую их часть. (демонстрация различных видов сообщающихся сосудов, перечисление основных элементов сообщающихся сосудов).

  • Проведение эксперимента с однородной жидкостью, вывод (слайд 7).
  • Проведение эксперимента с сосудами разной формы и разной площадью поперечного сечения, вывод (слайд 8)
  • Проведение эксперимента с изменением положения колен сообщающегося сосуда, вывод (слайды 9, 10)
  • Обсуждение проблемного вопроса (слайд 11):

Если одно колено сообщающегося сосуда соединить с какой-либо ёмкостью, содержащей газ, то поведение жидкости в сообщающемся сосуде может быть таким, как показано на рисунках. От чего это зависит? Вывод (слайд 12).

  • Эксперимент с разнородными жидкостями, вывод (слайды 13, 14)
  • Решение задачи (слайд 15)
  • Обобщение и систематизация знаний (слайд 16)
  • Первичный контроль знаний

1) Опираясь на полученные знания найти сообщающиеся сосуды и их элементы в следующих приборах:

- фонтан (демонстрация опыта, слайд 17)

- чайник, лейка, водосборник дождевой воды (демонстрация чайника с водомерным стеклом, слайд 18)

- гидравлический тормоз, пресс, домкрат (слайд 19)

- водомерное стекло парового котла, гидроуровень (слайд 20)

- при добыче нефти, отводящие трубы раковины (слайд 21)

- водоснабжение дома от горного ключа (слайд 22)

- шлюзы (слайд 23)

- водопровод (слайды 24-26)

2) Ответить на контрольные вопросы (слайд 27)

3) объяснить принцип действия артезианского колодца (слайд 28)

4) ответить на проблемный вопрос (слайд 29):

Два сообщающихся сосуда заполнены водой при температурах Т1 и Т212). Что произойдёт, если открыть кран К? В каждом сосуде есть устройство, которое может очень быстро изменять температуру попадающей в сосуд воды.

Домашнее задание: параграф 41 прочитать, упр 18 (1), задание 3 выполнить

Подведение итогов урока.