Урок на тему «Сохраним Петербург для потомков. Экологические проблемы в Петроградском районе». 10−11-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (16,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Загрузить презентацию (273,9 кБ)

Загрузить презентацию (178,7 кБ)

Загрузить презентацию (855,6 кБ)


Пояснительная записка

“Осознание красоты спасёт мир”. Н.К. Рерих

Красота нашего города вдохновляла многих великих писателей и художников на создание мировых шедевров. Наш город всегда считался культурной столицей России, а экологическая культура – это составная часть общей культуры человека. Развитие экологической культуры человека поможет сохранить наш прекрасный город, ведь способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, приобретать навыки для полноценной жизни и есть экологическая культура.

Главной целью гражданского образования является воспитание ответственных граждан, активно участвующих в общественной жизни страны. Для этого необходимо формирование гражданских свойств личности: от патриотизма до различных аспектов культуры – правовой, экономической и, конечно, экологической. В основе процесса формирования лежит духовно-нравственная сфера человека: нравственные чувства, ценности, ориентиры и идеалы. Ответственность за свою “малую Родину”, решение личных и социально-значимых проблем, осознание настоящего и прогнозирование будущего, развитие гражданской инициативы – это комплекс педагогических целей в процессе обучения и воспитания учащихся через различные предметы: ОБЖ, обществознание, химию, право и, конечно, информационно-компьютерные технологии, необходимые учащимся для выполнения заданий и оформления работ.

Цель: формирование экологической культуры учащихся для успешной жизни.

Задачи:

1. Сформировать целостную ориентацию на деятельность по решению экологических вопросов.

2. Объединить усилия всех групп для формирования экологической культуры.

3. Расширить границы знаний по вопросу экологии города.

4. Мотивировать учащихся на формирование экологической культуры.

5. Углубить ориентацию и понимание серьёзности рассматриваемого вопроса.

Урок проводится в форме практической работы и презентаций.

Материально-техническое обеспечение: использование ИКТ и проектор, интернет ресурсы.

1 этап. Экологический практикум на тему “Исследование воды в Петроградском районе”

Практикум носит интегративный характер, на базе двух предметов: химии и основ безопасности жизнедеятельности.

Практическая работа на тему “ Исследование воды в Петроградском районе” проводится при делении класса на четыре группы, исследуются пять – семь проб воды.

Виды проб воды Определение среды Определение катионов т. Ме Определение карбонат-ионов Определение сульфат-ионов
1.Школьная водопроводная вода В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.
2. Вода из дома

( новые трубы)

В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.
3.Вода из дома (трубы старые) В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.
4.Вода магазинная питьевая В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.
5.Талый снег со школьного участка(чистый) В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.
6.Талый снег с проезжей части В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.
7.Вода из другого района В пробу добавляем универсальный индикатор Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. гидроксид натрия, 2) р. сульфида натрия Пробу делим на две части: 1)добавляем конц. соляную кислоту,2) р. хлорида кальция. В пробу добавляем раствор хлорида бария.

После выполнения работы результаты с выводами записываются в таблицу:

Название опыта Действия Наблюдения Выводы и химические уравнения
       

Выводы получились разные и ожидаемые, и ошеломляющие.Необходимо посмотреть на проблему с другой стороны и провести дальнейшие исследования экологических проблем города и района.

2 этап. Презентации.

Основные этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечания
1.Вступительное слово учителя

2.Каждая группа учеников защищает свою проблему по своей теме. Всего выступает 4 группы.

3.Выводы каждой группы.

4.Ответ на главный вопрос: “ А, что мы реально можем сделать при создавшейся ситуации”.

1.Выполнение подготовка практической работы.

2.Комментарии презентации.

3.Формулирование выводов по презентации.

4.Формулирование ответа на поставленный вопрос.

1.Роль ведущего.

2.Помощь при выходе из затруднительных ситуаций.

3.Формулирование наводящих вопросов.

4.Подведение итога.

1.Консультант помогает при показе презентаций.

2.Выступающие сами выбрали материал о котором они будут говорить.

3.Стихи используемые в мероприятии собственного сочинения.

1. Презентация о практической работе выполненной на уроках “Исследование воды в Петроградском районе”- начало.

1 слайд

“Как сохранить тебя, Петра творенье,
Твой строгий, милый сердцу лик,
Чтобы потомки с наслаждением
Писали строки о любви...” звучит экологический рэп.

2 слайд- фотографии с детьми работающими на экологическом практикуме.

2. Презентация “Экологические проблемы с водой в городе и районе”

3. Презентация “Экология земли в Петроградском районе Санкт-Петербурга”.

4. Презентация “А вы знаете, чем дышит Санкт-Петербург”

5. Презентация “Сохраним Петроградский район для потомков”.

6. Презентация - тест “Если не мы - то кто же, если не мы”.

“ Наш Петроградский - нам родной, как дом!
Ну как нам жить под дымным колпаком,
Где сточная канава, там Нева,
Ведь всё сгорает от такого зла”.

“Золотые россыпи помоек”

1 тест

Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

1.Пластмассы

2.Стекло

3.Металл

2 тест

Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

  1. Рассортировать
  2. Собрать в одно место
  3. Раскрошить

3 тест

Первоочередная забота при выборе места свалки:

  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод
  2. Ограждение места свалки
  3. Укомплектование соответствующей техникой

4 тест

Появление “партизанских” свалок влечет за собой:

  1. Загрязнение почвы
  2. Уродство ландшафта
  3. Изменение климатических условий (температуры, влажности)

5 тест

Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение
  2. На близлежащие регионы
  3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение “увидело свет”

6 тест

Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”:

  1. Великобританию
  2. Россию
  3. Польшу

7 тест

Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

  1. 10 лет
  2. 50 лет
  3. 100 лет и более

8 тест

Выброшенную бумагу “съедят” невидимки-микробы за:

  1. 1-2 года
  2. 5-8 лет
  3. 20 и более лет

7. Презентация,звучит экологический рэп.

“Средь красоты дворцов, мостов
Живём не зная бед- мы,
Он защищать всех нас готов.
А мы готовы? Нет ведь...
Он помогает нам мечтать,
Любить, писать, учиться,
А мы готовы помогать
Прекраснейшей столице???

8. Подводим итоги и отвечаем на вопрос – А что мы, ученики школы 87, можем сделать для сохранения экологии района?

Библиография.

1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10 –11 классов. СПБ: СМИО Пресс, 1999.

2. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьёв А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М. : АО МДС, 1996.

3. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная Экология: Учебник для 10–11 классов. М.: Просвещение, 1998.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АОМДС, 1996.

5. Николаевская И.А. Благоустройство территорий. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

6. Радкевич В. А. Экология. –МН. : Выш. шк., 1998.

7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М,1998.

8. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

9. Сайт Википедия

10. Интернет-ресурсы:

18.05.2014