Этюд фигуры человека в композиции «Зимние забавы»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Группа: 3 года обучения Образцовой ДХШ

Продолжительность: 45 минут

Место: студия изобразительного искусства

Тип занятия: комбинированное

Цель: Выполнить этюд фигуры человека в движении по предварительно разработанной схеме гуашевыми красками.

Задачи:

  • научить анализировать фазы движения человеческой фигуры, определять кульминационную позу, перерабатывать реальное изображение фигуры человека в схематичное изображение;
  • воспитывать мотивацию к познанию искусства изображения человека великими мастерами, художественно-эстетический вкус;
  • развивать способность к анализу и синтезу, глазомер, образное и конструктивное мышление, творческие способности обучающихся;
  • совершенствовать приемы работы гуашевыми красками.

Ход занятия

1. Подготовка к занятию, организация внимания.

Эмоциональный настрой учащихся.

Презентация-сопровождение.

Слайд 1.

2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия.

Указать место данной темы в контексте темы года “Мир, в котором я живу” авторской образовательной программы “Листая памяти страницы”.

Здравствуйте, сегодня прекрасный морозный день и нас с вами окружает замечательный мир. В этом мире роль художника очень важна. Мы знакомились с ролью художника в театре, в мире книги, а сегодня поговорим о роли художника в повседневной жизни.

Художники пишут станковые картины. Станковая картина – это картина, выполненная на станке – мольберте. Этими картинами люди украшают интерьеры. А сюжеты для них они выбирают разные.

Вопрос: Что могут изображать художники на станковых картинах?

Ответ детей: Натюрморты, пейзажи, портреты, картины с разными историями, сюжетами.

Сегодня на наших картинах мы будем изображать зимние игры и забавы.

5 мин.

3. Введение в тему.

Раскрыть воплощение образа человека в изобразительном искусстве. Зимние забавы на полотнах великих мастеров. Последовательность выполнения сюжетной многофигурной композиции.

Художники любят изображать зиму с ее морозным воздухом, искрящимся снегом, радостью и весельем детей и взрослых.

Вопрос: Какие зимние забавы вы знаете?

Слайд 2-8

Ответ детей: Катание на лыжах, катание на коньках, игра в снежки, катание на санях, игра в хоккей, лепка снеговика и снежной бабы.

(Параллельно с ответами детей педагог показывает иллюстрации картин художников с аналогичным сюжетом).

Как же художники создают свои картины?

Слайд 9

Прежде чем подойти к основному сюжету у художника возникает история, замысел, сюжет будущей картины. Далее происходит сбор материала. Затем они долго ходят и наблюдают за погодой, за природой, за людьми. Художники приглашают людей к себе в мастерскую и начинают рисовать с них наброски карандашом и этюды красками. После этого художник приступает к основной картине. Процесс подготовки достаточно длительный, а мы сегодня попробуем пройти все эти этапы, значительно сократив их во времени.

Сюжетом нашей будущей картины будут зимние забавы.

Вопрос: Кто является главным героем нашей будущей картины?

Ответ детей: Это человек.

Слайд 10

Но нам некогда искать натурщиков, приглашать их в студию, делать наброски. На помощь нам придет такое современное средство, как фотоаппарат. Очень часто в своей работе современные художники используют фотоаппарат.

10 мин.

4. Практическая часть занятия.

- Определение различных фаз движения человеческой фигуры;

- “Фото-стоп” - фиксирование кульминационной фазы движения на фотоаппарат;

- Выявление основных пропорций фигуры человека на модели и в схематичном изображении;

- Переработка кульминационной позы на распечатанном листе в схематичное изображение;

- Перенос схемы на большой формат легким линейным рисунком;

- Работа с цветовой палитрой. Цветотональная характеристика изображаемой фигуры человека. Раскрытие живописных возможностей и изобразительных средств гуаши.

Для привнесения зимнего настроения в нашу студию, давайте добавим немного снега (педагог высыпает из коробки бумажные снежки на пол).

Теперь давайте поиграем. Вы начинаете показывать зимние забавы, на счет три замираете в позе, и я вас фотографирую.

Слайд 11

Кто будет играть в снежки, выходите.

(Дети играют в снежки, педагог фотографирует застывшие позы).

Вторая игра – лепим снежную бабу.

(Дети лепят снежную бабу, педагог фотографирует застывшие позы).

Третья игра – катание на коньках. Выходите, кто любит кататься. Ах, какая незадача, на катке много снега. Как можно исправить ситуацию? Правильно, нужно почистить каток.

(Дети берут две картонки и сгребают снежки в сторону).

На чистом катке дети показывают фигуры.

(Педагог фотографирует застывшие позы).

Еще мы забыли лыжи и катание на санях. Вместо саней у нас будет табурет. Кто хочет покататься?

(Дети изображают зимние катания, педагог фотографирует застывшие позы).

Молодцы. Представляете, сколько времени нужно, чтобы пригласить натурщиков в студию и все это зарисовать? Мы сейчас применим хитрость и распечатаем наши фотографии на принтере.

Пока печатаются фотографии, обратимся к главному герою нашей картины, к человеку.

Вот деревянный человечек-манекен, он подвижен в суставах и знаком вам. На предыдущих занятиях мы с вами рисовали фигуру человека, но она находилась в состоянии покоя.

Человеческая фигура состоит из определенных частей: голова, шея – дети часто забывают рисовать шею, туловище, верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги. Самая крупная часть тела – это туловище. Руки и ноги состоят из трех частей.

Слайд 12

Изображение фигуры человека можно представить в виде схемы.

(Педагог показывает схему).

Все части человеческого тела мы будем изображать в форме овалов, но эти овалы должны иметь определенную пропорцию.

Какие пропорциональные отношения вы знаете?

Голова умещается в высоте фигуры семь раз, локти находятся на уровне талии, ноги занимают половину высоты фигуры человека (ответы детей).

Очень часто дети изображают маленькое лицо. Размер лица равен размеру кисти руки. А размер стопы равен размеру от локтя до запястья. Вот мы все пропорции и вспомнили.

Слайд 13

Движущиеся фигуры можно наблюдать в древних пещерах в наскальных рисунках.

(Педагог показывает рисунки).

Для передачи движения фигуру нужно изображать в форме дуги. Если у фигуры ровная линия – это состояние покоя, если появляется дуга – это движение.

(Педагог на рисунках определяет дуги).

Наша задача передать пластику движения. В этом нам помогут овалы и дуга.

Слайд 14

Любое движение можно разбить на этапы – фазы движения. Чтобы максимально передать движение нужно изображать кульминацию - его наивысшую фазу.

Уже напечатались наши фигуры. Они получились очень интересные. Посмотрите на них.

(Педагог раздает детям их напечатанные изображения в движении).

У нас есть готовые фигуры в движении. Теперь давайте пойдем в обратном направлении. Мы не будем сначала намечать схему, а потом изображать фигуру человека. У нас есть готовая поза, переведите ее в схематичное изображение с помощью овалов.

Возьмите маркеры и поверх изображения нарисуйте схему.

(Дети обводят овалами контрастным маркером части тела на напечатанном изображении.)

Слайд 15

Теперь эту схему перенесите на листы для рисования простым карандашом. Изображение должно быть крупное и занимать всю поверхность листа. Перед началом рисования на схеме определите дугу, которая подчеркивает динамику движения вашей позы, и наметьте ее на листе. После этого прорисуйте части тела овалами.

Старайтесь передать пластику движения, которую нам не может дать человек-манекен. Поза живой фигуры дает нам ощущение жизни движения.

Молодцы, все справились с заданием.

Для усиления эмоциональной выразительности движения мы воспользуемся красками. Рисовать будем гуашью. Гуашь это плотная краска, очень зимняя. Рисовать мы будем крупными пятнами. Поскольку тема нашего рисунка “Зимние игры”, мы должны “одеть” нашу фигуру в зимнюю одежду.

Слайд 16

Откройте краски, возьмите кисти и широкими мазками начинайте “одевать” нашу фигуру. Рисуйте смело, ведь рисунок гуашью всегда можно исправить, перекрыв участок белым цветом.

Мелкие детали мы не прорисовываем. Соблюдайте технику живописи гуашью.

На нашей улице холодно, поэтому шапка, шарф и варежки необходимы нашим фигурам, чтобы уберечься от ветра и мороза.

(Дети рисуют гуашью одежду поверх нарисованной ранее схемы, тихо звучит музыка).

Ребята, кто закончил рисовать фигуру можете подрисовать детали, которые указывали на зимние забавы: снежок, лыжную палку, нижнюю линию саней.

20 мин.

По ходу работы индивидуальная помощь и консультация педагога.

5. Подведение итогов занятия:

- краткий анализ выполненных этюдов;

- композиционное размещение этюдов фигуры человека на большом листе (предполагаемое полотно будущей картины) с использованием шаблонов (деревья, кусты, снежные сугробы) в соответствии с темой “Зимние забавы”.

Художники после завершения работы над этюдами, начинают работать над композицией большой картины. Попробуем это проделать не совсем обычным способом. Давайте расстелем на полу четыре листа ватмана – это плоскость нашей будущей картины. (Педагог раскладывает ватман на полу).

Теперь давайте заполним нашу картину играющими фигурами. В правом углу картины фигуры играют в снежки, в нижней части картины две фигура катают снежный ком, в верхнем левом углу с горки двое катаются на санях и на лыжах.

(Дети выкладывают мизансцены из своих этюдов в разных частях плоскости картины).

Для завершения сюжета нам не хватает пейзажа. У нас есть вырезанные элементы: деревья, облака, каток, морозные узоры, сугроб, которые помогут нам завершить и обобщить нашу картину.

(Дети дополняют сюжет элементами пейзажа).

Слайд 17

Этот прием можно использовать на стадии эскиза картины: нарисовать элементы и передвигать их по плоскости листа, выбираю наиболее удачную композицию.

На следующем занятии мы будем рисовать картину на тему “Зимние забавы”. Вы сможете использовать сегодняшнюю композицию, сможете поискать другие варианты, теперь уже знакомым нам способом.

Сегодня мы прошли весь творческий процесс от замысла до картины, сократив его во времени и прочувствовав важность каждого этапа.

На этом наше занятие закончено.

10 мин.

5. Уборка рабочего места.

Наглядные и дидактические материалы.

- Презентация-сопровождение.

- Репродукции картин великих художников Василия Ивановича Сурикова, Архипа Ивановича Куинджи, Владимира Юрьевича Жданова, Федота Васильевича Сычкова, Николая Алексеевича Касаткина, Константина Андреевича Сомова.

- Схема изображения фигуры человека.

- Модель движущейся фигуры.

- Шаблоны для итоговой композиции (деревья, кусты, снежные сугробы), снежки.

- Инструментальная музыка.

Оборудование.

Стулья, мольберты, фотоаппарат, принтер, ПК, музыкальный центр.

Использованная литература.

  1. А.А. Унковский. Живопись фигуры. Работа над этюдами головы и фигуры человека. Портрет. Учебное пособие. М: Просвещение, 2008.
  2. Русский музей: альбом-путеводитель. Печатные издания. Русский музей и его коллекции. СПб.: Palace Editions, 2007.
  3. В.В. Сериков Общая педагогика. Перемена. Волгоград. 2004.

18.05.2014