Урок развития речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ЦЕЛИ:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью,
  • контроль и коррекция,
  • инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность.

Познавательные:

  • работа с информацией;
  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • установление аналогий;
  • подведение под понятие.

Мировоззренческие:

  • формирование российской идентичности,
  • личное самоопределение/

Формирование УУД:

  • развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);
  • воспитание волевой сферы;
  • обучение самостоятельному целеполаганию;
  • выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • общекультурные:
  • расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;
  • актуализация знаний по литературе;
  • отработка интегративных связей.
  • специальные:
  • повторение типа речи описание, композиционного строения описания,
  • знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием синонимов, тропов;
  • закрепление орфографических и пунктуационных правил;
  • формирование навыка обращения к словарям,
  • сбор лексического материала к сочинению,
  • словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.

Развивающие:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • активизация различных видов речевой деятельности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • формирование навыков монологической речи (устной и письменной).

Воспитательные:

  • пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;
  • формирование эстетической потребности в искусстве;
  • осознание своей национальной идентификации.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

  • компьютер и мультимедийный проектор: презентация;
  • портрет В.М. Васнецова с краткими биографическими сведениями, книги.

На доске записана дата, тема урока, оставлено место для плана сочинения.

ХОД УРОКА

Подготовка к восприятию

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, записанной на доске: сегодня мы будем писать сочинение по картине В.М. Васнецова “Витязь на распутье”. А потом обо всем увиденном, прочувствованном напишем в сочинении ярко, выразительно, образно.

Новый материал.

Виктор Михайлович Васнецов - великий русский живописец. Основоположник особого “русского стиля”, преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. С 1880 года создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору. Стремился в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Смотрим картину Васнецова.

История написания картины.

“Витязь на распутье” (1882) – одно из прекраснейших полотен В.М. Васнецова. Картина была написана под влиянием русской народной былины “Илья Муромец и разбойники”. Первые этюды к этому сюжету были созданы в начале 1870-х годов. Сейчас картина находится в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Картина.

- Рассмотрите картину, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего и дальнего планов.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Кого изобразил художник на картине? (витязя)

- Кто такой витязь? (витязь – это воин, богатырь).

- Подберите синонимы к слову “витязь” (ратник, воин, богатырь, герой, рыцарь).

- Опишем витязя.

  • Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.
  • Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава.
  • Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.

- Теперь опишем коня.

  • Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
  • Поза: уверенно стоит.
  • Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.

- Запишите фразу, которая написана на камне:

“Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.

- Почему витязь стоит в задумчивости перед камнем?

- Предположите, о чём он может размышлять в этот момент?

- Опишем пейзаж.

- Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.

- Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина; грустная.

- Что могло здесь произойти?

- Какие краски использует художник, рисуя небо на картине?

- Какое время суток изображено?

- Какие мысли у вас вызывает небосклон?

- Что символизирует светлеющее небо? (Надежду на светлое будущее, на новые победы богатыря).

Составление плана сочинения.

Для того чтобы красиво, последовательно написать сочинение, нужен план.

- Из скольких частей он состоит? (Вступление, основная часть, заключение).

- О чем вы будете писать во вступлении? О художнике Васнецове как о великом русском живописце.

- Как перейти от вступления к основной части - описанию картины? “В композиции картины выделяется…”.

- о чём напишем дальше? (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию витязя).

- что мы напишем в заключении? - Чем закончим сочинение? Напишем о воплощение в картине духа русского народа.

Составление плана сочинения.

1. Виктор Михайлович Васнецов – великий русский живописец, история создания его картины “Витязь на распутье”.

2. Описание картины В.М. Васнецова “Витязь на распутье”:

- витязь на коне;

- роковой камень;

- пейзаж.

3. Воплощение духа русского народа.

Лексический материал для сочинения

Тезаурус

Композиция (изобразительное искусство) - организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Холст - ткань, на которой пишут картины.

Словарь синонимов

Художник – живописец, мастер.

Картина – полотно, изображение.

Пейзаж – природа.

Витязь – воин, герой, рыцарь, богатырь, ратник.

Описание воина

Одежда: тяжёлый шлем, стальные рукавицы, тяжёлая кольчуга.

Оружие: узорчатый меч, щит, богатырский меч, колчан с калёными стрелами, длинное копьё, булава.

Поза витязя: задумчивая поза, склонённая голова, усталая решимость.

Описание коня

  • Внешний вид: мощный боевой конь, бравый конь, крепкие ноги.
  • Поза: уверенно стоит.
  • Единство с фигурой наездника: автор желает показать единство помыслов.

Фраза на камне: “Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни пролётному”.

  • Описание местности: мрачный задний фон, болотистая местность, тощая растительность, чужая сторона, летит чёрный ворон; лежат черепа и камни; много черепов; холодный смертный ветер; пустынное поле, лежат человеческие кости; высохшая трава; множество валунов; холодный смертный ветер; никого нет; видны облака; небо чистое.
  • Какое настроение создаётся при виде картины: запах смерти; душецепляющая картина; грустная.

Слова для справок: защитник земли русской, мужественный богатырь, вся картина проникнута, полотно завораживает, живёт дух русского народа, огромный талант В.М. Васнецова.

19.05.2014