Ассоциации в изучении словарных слов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Для того, чтобы учение было успешным, интересным, увлекательным, на разных этапах уроков русского языка учителя используют занимательные задания, которые побуждают детей размышлять, искать и находить правильное решение грамматических задач. Проблемная ситуация создается, когда встает вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов.

Работа строится в несколько этапов:

Предъявление нового слова:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) рассматривание картинки (предметной, из набора “картинный словарь” или на слайде);

в) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

1. Работа над слуховым образом слова.

Учащиеся проговаривают слово хором орфографически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нём “опасное место”.

2. Запись слова с “окошком”.

После того, как дети определили ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь и словарь.

3. Работа над зрительным образом слова, сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях или словариках, например: деревня- от слова “дерево”; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др. Земляника – от слова “земля”; земляная ягода. Петух – от слова “петь”; с помощью суффикса –ух. Рябина – от слова “рябой” - пёстрый, покрытый пятнами другого цвета. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник (заросль из кустов рябины). Учащиеся получают ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю. Также можно использовать элемент этимологического анализа.

4. Подбор и запись однокоренных слов.

При работе со словарными словами использование кроссвордов дает возможность еще раз зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов.

Правил для написания словарных слов не существует. Проверить их родственными словами не получается. Так как память у учащихся начальной школы очень яркая и образная, можно воспользоваться этим и предложить учащимся самим придумывать для словарных слов свои правила - “неправильные”. Если сделать это при помощи ассоциаций, то эмоционально образная память ребёнка активно заработает. Свяжем наше слово с другим, “проверочным”, но не однокоренным, где безударный непроверяемый звук становится ударным. У словарного слова появляется “приёмный родственник”, который помогает точно запомнить нужную орфограмму. Решение такой проблемной ситуации выражается у детей в создании рисунков, которыми может пользоваться весь класс.

“Приемных родственников” нельзя путать с настоящими родственными словами, слишком далеки они по смыслу. Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, рисование, а вся работа в целом даёт качественный результат изучения словарных слов. Помогаю детям интуитивно уловить алгоритм формирования ассоциативной связи. Такой алгоритм помогает ученику быстро и прочно усваивать самую разную информацию, и не только на уроках русского языка.

Этимологическая справка о словарных словах не всегда содержит опорное написание. В таких случаях трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. К одному и тому же слову можно придумать несколько ассоциативных образов, а затем выбрать наиболее удачный.

Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь своё написание, не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в данном словарном слове.

Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков: по цвету, количеству, действию, звучанию, назначению, месторасположению, форме, материалу, вкусу, массе и т.д.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

  1. Записать словарное слово и поставить ударение;
  2. Выделить слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;
  3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;
  4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова;
  5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок);

Прочитать словарное слово, чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму. Использование приёма ассоциаций в словарной работе предполагается начинать со второго года обучения в начальной школе, когда учащиеся достаточно прочно овладели навыками подбора однокоренных слов и уверенно отличают родственное слово от ассоциативного образа.

Ценность данного приёма работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе работы с использованием приёма ассоциативного образа учитель сам показывает и создаёт образы. В дальнейшем уже ведётся совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уже потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. (Папка с рисунками учащихся прилагается).

19.05.2014