Урок окружающего мира по теме "Невидимые нити в живой природе". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: Изучить взаимосвязь растений и животных в природе

Задачи урока:

  • Научиться определять группы животных по особенностям питания
  • Приводить примеры животных этих групп
  • Сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов
  • Научиться понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов

Ход урока

Актуализация знаний и умений

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проверяем усвоение материала предыдущего урока.

Мы с вами рассматривали образы животных в народном творчестве. Расскажите, кому помогают животные в сказках? (слайд)

Какая важная мысль заключена в сказке “Василиса Прекрасная”? (слайд)

На предыдущих уроках мы узнавали, как связаны между собой стихии природы, растения, всё живое на Земле. Предки разных народов задолго до научных исследований создали образ мирового дерева (слайд). О чём он может поведать?

 

 

Серый волк, золотая рыбка и другие животные помогают добрым, справедливым людям.

Красота души, доброта может скрываться за некрасивой внешностью.

Растения связывают в одну цепочку Солнце и всё живое на Земле

Постановка учебной задачи

Деятельность учителя Деятельность учеников
Проблемная ситуация.

Один из выдающихся врачей древности как-то сказал: “Мы состоим из того, что едим” Что он имел в виду? (слайд)

Всё живое питается, чтобы жить. Если растение, животное или человек несколько дней не будет питаться, то он погибнет (слайд)

Какова же задача нашего урока?

Предположения учащихся

 

 

 

Изучить невидимые нити в живой природе, т.е. взаимосвязь живых существ.

Решение поставленной задачи

Деятельность учителя Деятельность учеников
Аналитический этап

Как вы знаете, всем животным необходима пища. Давайте на примере некоторых животных вспомним, что может служить им пищей (слайд)

Ответы детей

Ласточки – насекомые

Заяц – растения

Барсук – растения, насекомые, мелкие животные

Волк – зайцы...

По особенностям питания животных делят на несколько групп. Попробуем назвать эти группы.

Рассмотрите иллюстрации, догадайтесь, кто здесь лишний? Почему? (слайд)

Рассмотрим остальные группы. Назовём их. (слайды)

Лишний – жук, он питается растениями, остальных животных можно назвать насекомоядными.

Растительноядные животные

Всеядные

Хищные

Аналитический этап

Что помогает животным добывать пищу? Рассмотрите иллюстрации и попробуйте объяснить (слайды)

Отгадайте загадку:

Сероватый, зубоватый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет.

А почему говорят: волка ноги кормят? (слайд)

 

Зубы, клюв, язык, окраска...

 

Это волк.

Чтобы волку добыть пищу, ему надо догнать дичь, для этого надо быстро бегать.

А вы знаете, что...
  • Полёвки спят зимой только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норках этих грызунов собрано по 4-5 кг зерна.
  • Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши. Ест он и лесные ягоды и плоды. (слайды)

Аналитический этап

Но ведь животные, наверное, не хотят быть съеденными? Как же они защищаются? (слайды)

 
Аналитический этап

Мы с вами читали сказки о животных. Помните, что жертвами хищников во многих случаях становились беззащитные зайцы, белки и др. А что было бы, если бы в лесу вдруг исчезли все хищники и все зайцы жили до старости?

Какой можно сделать вывод?

Окраска, рога...

 

 

Зайцы бы уничтожили всю растительность, которой они питаются, а потом сами бы стали умирать от голода и болезней.

Аналитический этап

Рассмотрим и объясним некоторые цепи питания (слайды)

Вывод: нельзя вмешиваться в те цепи питания, которые создала природа
4. Выводы и обобщения.

Составьте самостоятельно две цепочки, объясните друг другу (работа в парах постоянного состава)

5. Рефлексия

На экране изображение тёмного леса. Чтобы вы предложили, чтобы в лесу стало радостнее?

А чтобы у нас в классе тоже стало веселей, возьмите себе солнышко (жетончики – улыбающееся солнышко)

Ответы детей

 

 

 

 

Надо, чтобы выглянуло солнце.

Домашнее задание. Выполнить задания в рабочей тетради.