Урок русского языка по теме «Дидактическая игра как средство активизации обучения». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

Метапредметные:

  • Развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • Развивать способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • Развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • Развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; развивать умение задавать вопросы.

Предметные:

  • Развивать умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  • Развивать умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать; развивать способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Личностные:

  • воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • развивать умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • развивать умение чувствовать красоту и выразительность речи;
  • развивать интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • развивать интерес к изучению языка

Оборудование:

1. Толковый, словообразовательный, орфографический, орфоэпический словари

2. Раздаточный материал:

* словарные слова

* лист ученика

* распечатка словарных статей

* домашнее задание учащихся, ключи к ним

* иллюстрации

* стихи

* лист самоанализа и самооценки учащегося

Ход урока

Слово учителя: ребята, вчера мы с вами писали проверочный диктант.

- Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока (Работа над ошибками, анализ ошибок)

- Чем отличается работа над ошибками от анализа ошибок?

Этапы урока Организация этапа Время Ожидаемый результат
I этап Орфограмма

№1

- С какой обычно орфограммы мы обычно начинаем с вами работу? (С орфограммы №1)

- Как звучит правило?

- Найдите в своих диктантах слова на данную орфограмму. Кто из вас сделал ошибки?

(Запись слов из диктанта в таблицу)

- Возьмите “Лист ученика”. Выполните задание. Слайд

- Назовите проверочные слова.

- Повторим еще раз правило.

5 мин Выработка умения анализировать написанный текст, находить орфограмму №1, применять правило, развивать орфографическую зоркость.
Самоанализ учащихся Слайд

- Возьмите карту самоанализа. Оцените себя.

1 мин Умение анализировать свою деятельность в усвоении нового материала и закреплении изученного, оценить себя.
II этап

“Перестрелка”

Домашнее задание

- Какое слово осталось?

- Какая это орфограмма? (чередование гласных в корне слова)

- Начинаем игру “Перестрелка” (учитель задает вопросы, учащиеся “выстреливают” ответы , т.е. быстро отвечают с места.

- Зависит от суффикса после корня? (бир-бер; дир-дер; блист-блест; кос-кас и т.д.)

- От ударения (гор-гар; зор-зар)

- От последней буквы корня. (рос-раст-ращ; скак-скоч)

- От лексического значения слова. (мок-мак; ровн-равн)

Слайд

Вариант №1

Р_стов прик_сновение р_стовщик сост_зание расст_лить выб_раю обде_ру прил_гательное пром_кашка бл_стает

Вариант №2

Р_стислав предпол_жение сл_гаемое выж_гать сост_зание зап_реть бл_стательный обг_рел з_рница непром_каемый

Вариант №3

распол_житься с_стязание к_снусь пл_вчиха к_сание р_сток предпол_гать выр_щивать зап_рать заг_рать

Вариант №4

пл_вец распол_житься уг_релый забл_стел ум_рает прик_снулся з_ря выт_реть с_стязание соприк_сновение

- Работа с карточками домашнего задания. (ученики обмениваются карточками домашнего задания. Выполнив его, сверяют с ключами-ответами.) Слайд

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Повторение и закрепление изученного материала по теме: чередование гласных в корне слова, выработка умения работать в парах постоянного состава.
Самоанализ учащихся - Возьмите карту самоанализа. Оцените себя. 1 мин Умение анализировать свою деятельность в усвоении нового материала и закреплении изученного, оценить себя.
III этап

Словарная работа

- Какое слово лишнее?

- Какую орфограмму мы будем отрабатывать на этом этапе урока? (словарные слова) Слайд

Игра “Гости”

Оборудование: карточки со словарными словами, в которых пропущены определенные буквы. Эти буквы напечатаны или написаны на другой стороне карточки.

(Слова из учебника стр 205-206)

Описание игры: класс делится на 2 равные части. Если учащихся нечетное число, в игре может принять участие учитель. (я делю класс на I и II варианты).

Предположим, играет I вариант. Они “гости”. II вариант – “хозяева”. Все “хозяева” получают набор из 25–30 карточек и сидят на своих местах. Небольшой секрет: для поддержания дисциплины во время игры “хозяева” должны быть “немыми”.

Ход игры: по сигналу учителя “гости” начинают игру. Сначала они садятся на свое место, к соседу по парте, а дальше туда, где освобождается место. “Хозяин” кладет перед гостем карточку. Гость называет букву или буквы. Хозяин переворачивает карточку. Если буква или буквы названы правильно, то “гость” забирает карточку себе, если же нет, то “хозяин” кладет ее обратно.

Таким образом, за 5 минут урока “гости” обходят всех “хозяев”.

Потом происходит подсчет карточек и выставление оценок. Количество набранных карточек соответствует оценке за словарную работу. Какое количество карточек на “5”, “4”, “3”, решает учитель.

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Отработка орфографических навыков, умение работать в парах сменного состава.
Самоанализ учащихся -Возьмите карту самоанализа. Оцените себя. 1мин Умение анализировать свою деятельность в усвоении нового материала и закреплении изученного, оценить себя.
IV этап

Творческая работа

- Прочитайте стихи. (“Береза”, “Пороша”)

- Назовите автора этих произведений? (Презентация “Портреты”)

- Правильно, автор этих стихов – Сергей Есенин. Слайд

- Какую картину можно представить, читая эти стихи?

- Соотнесите свою картинку и стихотворение. (Чтение стихов вслух)

Работа со стихотворением “Береза” С.Есенина

- Ребята, как вы понимаете выражение “снежною каймой”?

- Назовите начальную форму определяемого слова?

- У меня на столе несколько словарей. Каким надо воспользоваться, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковый)

- Перед вами распечатки из толкового словаря.

- Как называется фрагмент страницы, относящийся к одному слову. (Словарная статья)

- А где еще можно посмотреть толкование слова?

- Продолжаем работу.

- Посмотрите, какие имена прилагательные встретились в этом стихотворении. Подчеркните их. Какую роль выполняют эти слова. (Они украшают стихотворение).

- Как называется это средство выразительности? (Эпитеты)

- Какие еще средства выразительности вы могли бы отметить в этом стихотворении?

Чтение вслух стихотворения “Пороша” С.Есенина

(Анализ средств выразительности)

Слайд

Но не всегда зимой природа “спит под сказку сна”. Иногда она бывает другой. Чтение фрагмента стихотворения “Зимний вечер” Пушкина. Слайд

- Рассмотрите картинку, что бы вы добавили, чтобы она иллюстрировала произведение.

Итак, снежная буря. На своих листочках запишите синонимы к выражению снежная буря.

- А что такое синонимы? (Метель, буран, вьюга, пурга) Слайд

Какие действия может совершать буря? (бесноваться, кружить, крутить и т.д.)

- А какой может быть буря? (Неистовой, страшной) Слайд

- А теперь по опорным словам напишем небольшое сочинение, скорее зарисовку, и назовем ее “Снежная буря” Слайд

(Создание творческой работы) Чтение работ вслух.

20 мин Выработка коммуникативных навыков при работе в группе, развитие творческих способностей учащихся.
Самоанализ учащихся - Возьмите карту самоанализа. Оцените себя. 1 мин Умение анализировать свою деятельность в усвоении нового материала и закреплении изученного, оценить себя.
V этап

Итог урока

Дорогие ребята, давайте проанализируем наш урок.

- Что повторили?

- Что узнали нового?

- Что удалось, а что нет?

- Что было самым интересным на урок?

- А что самым трудным?

2 мин  
Самоанализ учащихся - Возьмите карту самоанализа. Оцените себя.

- Кто себе за работу на уроке поставил “4”, а кто “5”? МОЛОДЦЫ!

1 мин Умение анализировать свою деятельность в усвоении нового материала и закреплении изученного, оценить себя.
VI этап

Детская презентация “Зима”

- Ребята, к этому уроку вы готовили презентации, я их собрала в одну. Посмотрите, какая же прекрасная наша Россия. (Презентация “Зима”)

Чтение стихотворения учителем “Воспоминание о лете”

Поземка метет, и деревья качаются,
Ветер сильней и сильней.
И, кажется, ночь никогда не кончается,
Начинается вьюга, метель.
За окном снежинки кружатся,
Снег стоит большим столбом.
Я стою, смотрю на улицу,
К стеклу прижимаясь лбом.
Я смотрю на зиму снежную,
Ту, что вертится за окном,
Но черемуху вдруг нежную
Вижу я при солнце золотом.
Вспоминаю лето теплое,
Солнце в небе голубом.
Солнце- точка ярко-желтая
В ореоле золотом.
Столб снежинок вдруг разрушился,
Стало все белым-бело.
Лето теплое будет в будущем,
А пока зима за окном.

2 мин Воспитание любви к Родине, родной природе.

Слово учителя: и в заключение урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите на перемену?

8.04.2014