Игра-занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Птичьи гулянья»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Формировать представления о зимующих птицах.

Задачи:

1. Познание:

- Расширять представления детей о зимующих птицах (название птиц, внешний вид, питание);

- Совершенствовать умение считать в пределах 7; отвечать на вопросы: “Сколько?”, “На сколько меньше?”, “На сколько больше?”

2. Коммуникация:

- Упражнять в умении соотносить речь с движением;

- Развивать грамматический строй речи: отвечать полным, развернутым предложением.

3. Художественно-эстетическая:

- Развивать умение закрашивать силуэт птицы, техникой “тычка”;

- Совершенствовать умение подбирать самостоятельно цвета в соответствии с окраской птицы;

4. Социально-личностное:

- Воспитывать интерес к обитателям природы, желание оберегать их.

- Поощрять детей к совместному взаимодействию..

Оборудование: Мультимедийная доска, компьютер.

Материал: Слайды: зимний лес, дерево с птицами, зимующие птицы.

Иллюстрации зимующих птиц, раздаточный материал по математике, мешочки с крупой, крошками хлеба, ягодами рябины, еловые шишки, силуэты зимующих птиц, краски - гуашь, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
  • Чтение рассказов: И.С.Тургенев “Воробей”, Н.В.Нищева “Как сорока клеста судила”.
  • Чтение стихов: Т. Керстен “Клесты”, А.Барто “Синица”, Н.Рубцов “Воробей”.
  • Рассматривание синиц, ворон, воробьев на прогулке.
  • Прослушивание голосов зимующих птиц.
  • Разучивание хороводной игры “Синичка”.

Ход занятия

1 часть

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте! (садятся на стульчики и смотрят на экран).

Слайд 2: “Зимний пейзаж леса”.

Воспитатель: Посмотрите на экран. Какое время года вы видите?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: На елках лежит снег.

Воспитатель: Наступила зима. Снег покрыл поля, леса белым ковром. Птицы еще осенью улетели в теплые края…

А может кто-то остался?

(На экране под музыку появляются птицы) Слайд 3.

Воспитатель:

Загадки “Зимующие птицы”

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Вот он к нам прилетел.

Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели.
(Свиристели)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр!
(ворона)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Кто там прыгает шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом.
(клест)

(После отгаданной загадки птица на экране исчезает, воспитатель размещает плоскостное изображение птицы на зимнем дереве)

Воспитатель: Вот сколько птиц осталось в лесу. А что же делают эти птицы зимой?

Сейчас мы наденем маски и превратимся в птичек. (Воспитатель дает каждому ребенку маску птицы). У меня осталась маска синицы, её надену я.

Воспитатель: В какую птицу ты превратился?

Дети: Я превратился в воробья.

Воспитатель: Я хочу рассказать о себе, а поможет мне вот эта схема. Слайд 4.

(Воспитатель показывает схему рассказа - мнемотаблица)

Я превратилась в синицу. Я маленькая птичка. У меня желтая грудка и синие крылышки. Я живу в городе. А теперь вы мне расскажите.

Дети:

- Я воробей. Я маленький и у меня коричневые перышки.

- Я клест. У меня красное тело. И нос крючком, чтобы доставать семена из шишек. Я живу в лесу.

- Я свиристель. Я коричневого цвета. На голове у меня хохолок. Я живу в лесу.

- Я снегирь. Я маленький. Я весь черный, а грудка красная. Я живу в лесу.

- Я ворона. Я большая птица. У меня серое тело и черные крылья. Я живу в городе.

Воспитатель: Почему мы остались здесь и не улетели в теплые края?

Дети: Потому что мы можем найти себе корм.

Воспитатель: Мы какие птицы?

Дети: Мы зимующие птицы.

2 часть

Воспитатель: Я птичка Синичка. Приглашаю вас на птичьи гулянья.

А что такое птичьи гулянья? Что делают птицы, когда гуляют?

Дети: бегают, прыгают, веселятся.

Воспитатель: Мы будем петь, танцевать, искать лакомства.

Становитесь в хоровод, чтобы не замерзнуть, будем согреваться.

Хороводная игра: “Синичка”

Скачет шустрая синица, (дети прыгают на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок. (кружатся)
Вот присела на минутку, (приседают)
Почесала клювом грудку, (причесывают пальчиками грудь)
И с дорожки – на плетень, (убегают на места)
Тири-тири, тень-тень-тень! (сидя, взмахивают кистями рук)

Сюрпризный момент: “Гнездо”

Воспитатель: Посмотрите, на елке свито гнездо, как вы думаете, чье оно?

Дети: Это гнездо вороны.

Воспитатель: Возможно, это гнездо вороны. Может и какой-нибудь другой птички.

Давайте подумаем, зачем птичкам гнездо?

Дети: Птичкам нужно гнездо, чтобы высиживать птенчиков.

Воспитатель: Правильно. А когда птицы высиживают птенцов?

Дети: Птицы высиживают гнездо весной.

Воспитатель: Правильно. Но ведь у нас сейчас зима.

Кто помнит, какая птица высиживает птенцов только зимой?

Дети: Это клест.

Воспитатель: Вы предположили, что это гнездо не вороны, а клеста. Давайте проверим, правильно вы ответили? (Из гнезда вынимается изображение клеста). Посмотрите, к нам из гнезда выглянул клест. Клесты вьют гнезда на елке и высиживают птенцов зимой. Не будем его беспокоить, пускай он высиживает своих птенцов.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Какое же гулянье без пения? У каждой птички есть свой голос.

Давайте послушаем голоса птиц.

Слайд 5: Игра: “Песни птиц”.

Звучит голос птицы, дети отвечают чей голос услышали, на экране появляется изображение птицы.

Воспитатель: Какую птичку вы услышали?

Дети: Это каркала ворона.

Воспитатель: На что похожи эти звуки?

Дети: Эти звуки похожи на свист. Так поет свиристель.

Воспитатель: На что похожи эти звуки?

Дети: Это стучал дятел.

Воспитатель: Какая птичка сейчас пела?

Дети: Сейчас тинькала синичка.

Воспитатель: Какая птичка сейчас пела?

Дети: Так воркует голубь.

Воспитатель: На каждом гулянье есть угощения. У каждой птички есть своё лакомство зимой. Воспитатель выносит столик с угощениями: сало на нитке, гроздь рябины, греча, шишки, булка). Я – Синичка, люблю сало, человек знает об этом и подкармливает меня. (Воспитатель вешает сало на дерево).

А вы, птички, что любите? Будем играть в игру.

Игра: “Узнай на ощупь”

Дети рассматривают еду, трогают ее руками, называют, какая еда там лежит.

Воспитатель: А где же птичка найдет гречку, булку и семечки?

Дети: В кормушке.

Воспитатель: Кто ее туда положит?

Дети: В кормушку корм птичкам насыпает человек. Он заботиться о птичках зимой.

Воспитатель: Проверим. Смогут ли птички узнать свою еду на ощупь.

Я положу вам в крылья мешочек, вы его потрогаете и скажите, какая еда у вас в крылышках.

Дети отвечают по очереди, что они чувствуют.

Воспитатель: Молодцы птички, узнали своё лакомство на ощупь.

Предлагаю поиграть вам еще в одну игру. Для этого сядем за столы. Каждая птичка найдет свою картинку.

Теперь можно и подкрепиться. Держите угощения.

Игра: “Накорми птиц”.

На столах лежат карточки с картинками птиц и корм для каждой птицы. Дети садятся за столы, каждый перед своей картинкой. По заданию выкладывают корм и отвечают на вопросы.

Воспитатель: Рядом с каждой птичкой нарисована цифра. Выложите столько корма, сколько обозначает эта цифра. Я тоже положу корм.

Давайте считать.

У меня 5 кусков сала.

Клест, сколько у тебя шишек?

Ребенок: У меня 6 шишек.

Воспитатель: Клест, на сколько у тебя шишек больше?

Ребенок: На одну шишку больше.

Воспитатель: Правильно.

Воробей, сколько у тебя булки?

Ребенок: У меня 6 кусков булки.

Воспитатель: Ворона, сколько у тебя тарелок гречи?

Ребенок: У меня 7 тарелок гречи.

Воспитатель: Воробей, на сколько, у тебя булки меньше?

Ребенок: На один меньше.

Воспитатель: Ворона, на сколько, у тебя тарелок гречи больше?

Ребенок: На одну больше.

Воспитатель: Снегирь, сколько у тебя гроздей рябины?

Ребенок: У меня 7 гроздьев рябины.

Воспитатель: Свиристель, сколько у тебя гроздьев рябины?

Ребенок: У меня 7 гроздьев рябины.

Воспитатель: У кого больше?

Ребенок: У нас рябины поровну.

Воспитатель: Подкрепились, угостились. Приглашаю вас потанцевать.

Слайд 6. Танец “Птичек”

Звучит песня Лены Созыкиной “Синичка”, дети танцуют под музыку, изображая птиц.

Воспитатель: Каждая птичка прекрасна по своему: у неё свой окрас, свой наряд.

Сейчас я предлагаю вам нарядить птичек. Возьмите изображение птиц и раскрасьте их.

Творческое задание: “Наряди птичек”

Дети садятся за столы. Им выдаются силуэты птиц. Каждый ребенок с помощью воспитателя определяет цвет птицы и раскрашивает ее в технике “тычка”.

Воспитатель: Посмотрите, какие птицы у нас получились. Давайте посадим их на дерево. (Дети сажают изображение птиц на плоскостное изображение елки)

Посмотрите, сколько много птиц сидит на дереве.

3 часть

Воспитатель: Вот и подошли наши гулянья к концу. Спасибо, что вы со мной поиграли. Птичкам пора улетать к себе домой. Давайте снимем маски и окажемся в детском саду. (Звучит музыка, как в начале занятия, дети поворачиваются вокруг себя, снимают маски птиц).

Воспитатель: Понравились ли вам птичьи гулянья? А что больше всего вам понравилось?

Дети:

  • Мне понравилось рисовать птиц.
  • Мне понравилось ощупывать корм.
  • Мне запомнилось, что клест выводит птенцов зимой.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.

Дети: До свидания.

8.04.2014