Профессиональная проба: оператор лесозаготовительных машин

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставляется право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Выбирая свою будущую профессию вы делаете упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии 10-15 лет назад. Сейчас на вопрос “Кем быть?” практически невозможно ответить один раз. К нему можно (нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, своё место в происходящем вокруг.

За ответом на вопрос “Кем быть?” стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определённый образ, стиль жизни, возможность получить определённый статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда, или “люди науки”, - инженеры-проектировщики, научные сотрудники и т.д. важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с её востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются “элитными”, - юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, трактористы, токари, операторы – успехом у современной молодёжи не пользуются.

Цель: определить роль профессиональной пробы в самоопределении выпускников; мотивация учащихся в активном подготовительном процессе выбора профессии с учетом выхода на итоговую аттестацию.

Задачи:

  • Выяснить взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии.
  • Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
  • Формировать способности самореализации в различных видах профессиональной деятельности;
  • Воспитывать ответственность, самостоятельность, инициативность и сотрудничество в трудовом процессе.
  • Рассмотреть применение компьютера в современном лесозаготовительном производстве.

Ход урока

I.Организационно-подготовительная часть:

Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока.

II. Теоретическая часть:

1. Просмотр презентации “Лесозаготовительный комплекс”

(описание работы оператора форвардера, оператора харвестира)

2. Сравнение заготовки леса: вручную и механизированным комплексом:

Рассмотрение работы лесозаготовительных бригад

ООО < Простор> и ЗАО ПО <Свердлес>

3. Составление профессиограммы и психограммы для профессии

Оператор форвардера и харвестира:

Профессиограмма:

общая характеристика профессии

Профессия нового времени и новых машин;

содержание труда

Выполняет все необходимые операции, обеспечивая управление электронной системой данной машины;

условия труда

Операторы работают в комфортных условиях, в кабине машины хорошая шумоизоляция, фильтрация воздуха, отопление и кондиционер, имеется радио. Рабочее положение – сидя за аппаратурой управления, имеется подогрев кресла;

требования профессии к человеку

Темп работы оператора требует от него точных и безошибочных действий, а также постоянного внимания на протяжении всего рабочего дня. Поэтому необходим высокий уровень развития Эмоционально- волевой устойчивости. Требует от человека высокой ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, точности при выполнении задания, самоконтроля, большой работоспособности, настойчивости.

Психограмма:

необходимые человеческие качества

  • Точность выполнения правил, инсрукций;
  • Концентрация внимания;
  • Переключения внимания;
  • Наглядно-образная память;
  • Оперативная память;
  • Точность и скорость;
  • Самообладание;
  • Дисциплинированность;
  • Ответственность;
  • Организованность;
  • Аккуратность;
  • Работоспособность

необходимые знания

Оператор должен знать физику, математику, языки (русский, английский), правила пользования вычислительной техникой, условия безопасной работы;

где можно получить специальность

Подготовка осуществляется в г. Перми, обучение длится 3 мес.

4. Выполнения теста <Память>

(высокий темп работы оператора требует от него точных и безошибочных действий, а также постоянного внимания на протяжении всего рабочего дня поэтому хорошо развитая память является особо важным условием для данной профессии. Оператор должен постоянно следить за различными сигналами, помнить множество правил и инструкций по обслуживанию машин и знать способы управления системы <TMС> и (ТиЭмСи).

(Заполнение протокола тестирования).

III. Практическая часть:

1. Практическая работа в кабинете информатики. Заполнение расчетного листа Timberjack> в программе Office Excel, расчет среднего обьема кряжа от вида заготовленной древесины.

2. Выступления учащихся с творческими проектами.

IV. Итоговая часть:

Оценка результатов работы учащихся, подведение итогов выбора профессии.

Выбор индивидуального творческого проекта.

“Мои жизненные планы и профессиональная карьера”

Этапы проекта:

  1. Обоснование выбора темы проекта.
  2. Выявление интересов, способностей.
  3. Обоснование выбора профессии.
  4. Обоснование выбора учебного заведения.
  5. Варианты взаимозаменяемости учебных заведений.
  6. Оценка и защита проекта.

Предложить памятки для учащихся и их родителей по выбору профессии.

8.04.2014