Интегрированное внеклассное занятие по окружающему миру «В царстве Нептуна»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: углубление знаний детей о море и его богатствах.

Задачи:

  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о море и его обитателях.
  • Включать учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.
  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Развивать речь детей, их умение выступать с сообщениями.
  • Учить детей работать в группах, уметь слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карта полушарий, 4 листа – фона моря для каждой команды, фото учащихся у моря, 4 литровые банки воды, соль, йод, 4 спичечных коробка, цветная бумага, алгоритмы для оригами, клей, ножницы, разрезные картинки кораблей для команд, консервы морской капусты.

Организационный момент.

- Сегодня у нас снова внеклассное занятие. О теме и цели его вы узнаете позднее.

Актуализация знаний.

Соберите разрезную картинку. (Приложение 1). Какая команда быстрее.

Что у вас получилось?

Где мы можем встретить такое судно?

А что вы знаете о море?

Какие моря знаете? (Обращение к карте полушарий)

Ученик:

Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов...
Мы с детства о море мечтаем,
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки-
Привет от родимой земли!
И ночью, и днем в просторе морском
Стальные идут корабли.

Каждая команда называет свой корабль.

Так куда же мы сегодня с вами отправляемся?

Мы отправляемся в путешествие в царство моря, в царство Нептуна. Кто такой Нептун? (слайд 1, 2)

Что бы вы хотели узнать во время нашего путешествия?

Задача каждой команды: к концу нашего занятия создать картину-коллаж на тему моря на больших листах, которые лежат на ваших столах.

Наблюдение за цветом моря по картинам.

Каким цветом на карте изображаются моря и океаны?

Но всегда ли море имеет синий цвет?

Посмотрите на выставку ваших фотографий у моря. На всех фотографиях одинаковый синий цвет моря?

Посмотрите на репродукции картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского. Обратите внимание, какое разное море у художника. Когда стоишь у картины “Волна” в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, (слайд 3-8)

Кто из вас помнит “Сказку о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина?

Вспомните, как менялось море при каждом новом требовании старухи. (слайд 9-11)

Послушаем ребят, которые нам также расскажут о том, как выглядит море.

1 ученик. Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета морских обитателей и даже от времени суток.

2 ученик:

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки,
Море может быть то зеленым,
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим,
Чуть колышимым легким бризом.

1 ученик.

Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым,
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Море может быть голубое,
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и под тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным,
Черным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся, горбатым.

Исследование воды.

А можно ли пить морскую воду? Почему?

Давайте попробуем сами создать такую воду. Высыпьте соль в воду, размешайте. В морской воде растворено очень много различных солей, примерно спичечный коробок на литр воды. В морской воде также есть йод, поэтому вода имеет солено-горьковатый вкус и запах йода. Кто желает попробовать такую воду, можете это сделать.

Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

Физминутка.

Группами встаньте, возьмитесь за руки и идите по кругу, приговаривая: Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри. Посмотрим, какая фигура получится интересней.

Исследователи морских растений

Несмотря на то, что вода такая соленая, в ней находится много живых организмов.

А что вы знаете о водорослях?

А теперь послушаем ребят, которые расскажут нам о них.

1 ученик: Подводный мир растений также богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. (слайд 12), (слайд 13-18)

2 ученик: Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продают консервы морской капусты - одной из разновидностей водорослей.

3 ученик: На побережьях морей создают специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс и даже шампуня и крема.

4 ученик: Иногда для набивки боксерских перчаток используют водоросли.

Творческая работа в командах.

Вырежьте из бумаги водоросли и наклейте их на вашу картину.

Исследователи морских животных.

Водоросли используют не только люди, но, в первую очередь, это конечно морские обитатели, о которых мы сейчас услышим от ребят.

1 ученик. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у нее длинные. Но вот – опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои крылья и полетела как планер. Поэтому и называют ее летучей. (слайд 20)

2 ученик. У кальмара десяток щупалец-рук. И все десять прикреплены к голове. На “руках” у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми он ловит свою добычу – мелких рыб и креветок. (слайд 21)

3 ученик. Осьминог – близкий родственник кальмара. Имеет тело грушевидной формы с огромными щупальцами, на которых есть присоски. Своими 8-10 конечностями осьминог захватывает добычу.

Эти животные очень ядовиты. (слайд 22)

4 ученик. На морском дне можно встретить множество морских звезд. Рот у них находится на нижней стороне тела, на лучах с нижней стороны множество тонких ножек с присосками. На каждом луче расположен глаз, при помощи которого морская звезда осматривает добычу. Эти животные – хищники. (слайд 23)

5 ученик. Это вовсе не растение, а животное – морское перо, которое состоит из множества крошечных полипов, фильтрующих воду и добывающих себе пищу – мельчайших планктонных животных. Морские перья поражают своей окраской, особенно ночью. Они могут светиться голубоватым, фиолетовым, оранжевым или зеленоватым цветом. (слайд 24)

6 ученик. Удильщик живет на большой глубине, куда не проходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбку? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик, “зажжет” удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только это и нужно: раскроет зубастую пасть и проглотит добычу. (слайд 25)

Творческая работа в командах.

Сейчас для своей картины сделайте рыбку способом оригами и приклейте ее. На ваших столах есть алгоритм для изготовления более сложной рыбки, есть лист для простого изготовления. Вы выбираете сами. (Приложение 2)

Что еще можно приклеить на вашу картину?

Выставка коллективных работ. Рефлексия занятия.

Что вам понравилось в коллажах других команд?

Что хотелось бы дополнить? Вы можете это сделать в свободное время. Ваше творчество мы поместим на выставку, чтобы все могли увидеть подводный мир, каким вы его себе представляете.

Что на сегодняшнем занятии больше всего вам понравилось?

Литература.

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения/ Сост. Л.А.Багрова. – М.: АСТ, 1995.
  2. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П.Р.Ляхов. – М.: АСТ, 1994.
  3. images yandex.ru
  4. tvoyrebenok.ru› Оригами для детей
  5. nsportal.ru