Урок окружающего мира «Наши ближайшие соседи»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками)

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: иллюстративный материал к уроку – презентация PowerPoint (Windows 7, MS PowerPoint 2007).

Текст работы: Конспект урока по программе УМК “Школа России” (в соответствии ФГОС).

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
  2. Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.
  3. Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.
  4. Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные

  • Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией.

Метапредметные

Коммуникативные:

  • навыки делового партнёрского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
  • логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, политическая карта, модель политической карты, выполненная в виде пазла из пенопласта для сбора карты на магнитной доске, компьютеры, энциклопедии, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу

- Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок.

2. Введение в тему урока

- Любите ли вы путешествовать?

- На чём вы предпочитаете путешествовать?

- Чем можно заниматься во время путешествия? (Можно ли во время путешествия знакомиться с новыми людьми?)

- Что необходимо путешественнику?

- Давайте соберём чемодан путешественника. Что может лежать в этом чемодане? (Обязательно выслушать предположения обучающихся).

Слайд 1, слайд 2

3. Повторение, актуализация знаний.

- Для чего во время путешествия нам может понадобиться путеводитель?

Дети: - Чтобы узнать достопримечательности нового места.

Слайд 3

- Может ли нам пригодится атлас мира?

Дети: - Конечно, он поможет узнать страну.

Слайд 4

- Нужен ли нам разговорник?

Дети: - Имея разговорник, мы можем обратиться к жителям посещаемой страны на их языке.

- Тем самым расположить к себе местное население.

Слайд 5

- Для чего нам могут понадобиться фотоаппарат, видеокамера?

Дети: - Чтобы запечатлеть понравившиеся места.

Слайд 6

- Нужна ли нам медицинская аптечка?

Дети: - Может кому-нибудь придётся оказать первую медицинскую помощь.

Слайд 7

- Для чего нам нужен компас?

Дети: - Компас поможет ориентироваться на местности.

Слайд 8

- Какие стороны горизонта вы знаете?

Слайд 9

4. Изучение нового материала.

- Наше путешествие начинается.

Слайд 10, 11

- Знаете ли вы соседей, которые живут рядом с вами? Как вы с ними познакомились?

- Мы сегодня тоже отправимся в гости к соседям. Откуда начнём наше путешествие?

Дети: - Давайте отправимся в путешествие из России.

Слайд 12

- Поможет ли нам физическая карта познакомиться с соседями?

Дети: - Наверное, не очень поможет. Ведь на физической карте нам трудно увидеть страны, куда можно отправиться.

Слайд 13

- Какая карта может помочь?

Тема  урока – “Наши ближайшие соседи”

Слайд 14

Физминутка

(Под музыку “Песенка туриста” (см. в презентации) выполняется комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения)

- Столица России (Российской Федерации) – город Москва.

У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией с юга и юго-востока. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией (см. приложение 1)

- Давайте назовём государства в порядке уменьшения площади, которую они занимают.

(Можно пригласить к доске детей, чтобы они прикрепляли части пазла).

Дети: - Китай.

- Китай – столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.

Дети: - Казахстан.

- Казахстан – столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.

Дети: - Монголия.

- Монголия – столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.

Дети: - Северная Корея.

- Северная Корея или КНДР – столица Пхеньян.

- Всех ли ближайших соседей мы назвали.

Слайд 15, 16

- Загадка для эрудита. У вас на партах лежит конверт №2 (см. приложение 2).

В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте распределить государства на 2 группы: имеют общую границу с Россией – не имеют общей границы с Россией. Работаем в парах. Время выполнения задания – 1 минута.

- Какие результаты вы получили?

Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога.

- Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь?

- Где можно получить информацию? (учебник с. 102)

Используя материал учебника, учащиеся называют страны. Учитель продолжает “собирать” на доске магнитный пазл, привлекая по желанию детей.

Дети: - Финляндия.

- Финляндия – столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.

Дети: - Норвегия.

- Норвегия – столица Осло.

Дети: - Эстония, Латвия, Литва.

- Страны Прибалтики:

Эстония – столица Таллинн

Латвия – столица Рига

Литва – столица Вильнюс

Дети: - Польша.

- Польша – столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

- Внимание! Вот этот маленький участок на карте – это Калининградская область. Калининградская область – это территория России.

Дети: - Белоруссия.

- Белоруссия – столица Минск.

Дети: - Украина.

- Украина – столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.

Дети: - Абхазия.

- Абхазия – столица Сухум.

Дети: - Южная Осетия.

- Южная Осетия – столица Цхинвал.

Дети: - Грузия.

- Грузия - столица Тбилиси.

Дети: - Азербайджан.

- Азербайджан – столица Баку.

- Проверьте, правильно ли вы распределили страны по группам.

Слайд 17

- Мне кажется, мы назвали все государства, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.

Слайд 18

- Чем похожи государства, которые мы назвали?

Дети: - Имеют сухопутные границы.

Слайд 19

- Какие государства не входят в эту группу? Чем они отличаются от тех государств, которые мы назвали ранее?

Дети: - Имеют только морские границы.

Слайд 20

- Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.

Дети: - Япония.

- Япония – столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

Дети: - Соединённые Штаты Америки.

- Соединённые Штаты Америки - США – столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

- У нас на доске сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической.

5. Закрепление нового материала.

- Давайте вспомним все страны, которые являются ближайшими соседями России. Будьте внимательны.

Слайды 21, 22, 23, 24

- Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?

- Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?

Слайд 25

- Какие отношения надо поддерживать с соседями?

- Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.

Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове “мы” - сто тысяч “я”!

- Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую “семью”.

- А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы должны отгадать по предложенным слайдам, какое это государство.

Слайды 26,27,28

Можно задать следующие вопросы:

- Где вас так встретят?

- Что можете услышать?

- Как надо относиться к национальному языку?

- Где можно найти сведения о стране – ближайшем соседе России?

Обратить внимание детей на выставку энциклопедий.

- Я предлагаю вам интересное, на мой взгляд, задание. Я предлагаю вам самим составить страницу энциклопедии.

- Что можно разместить на странице энциклопедии?

Слайд 29

  • Название
  • Столица
  • Флаг, герб
  • Традиции народа
  • Национальный язык
  • Национальный костюм
  • Национальное творчество
  • Достопримечательности

- Работая в парах и используя имеющиеся энциклопедии, Интернет-ресурсы, вы должны составить энциклопедическую статью о государстве, которое вам наиболее интересно. Из созданных страниц мы создадим “классную” энциклопедию.

Учащиеся выполняют задание, после проходит выставка созданных страниц классной энциклопедии.

6. Домашнее задание.

- В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;

2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями.

7. Итог урока.

- Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

Слайд 30

- Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы.

8. Используемая литература.

  1. А.А.Плешаков “Окружающий мир” учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2012
  2. А.А.Плешаков “Окружающий мир”. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2. Москва “Просвещение” 2013.