Урок живого мира по теме "Особенности зимней одежды". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока: комбинированный.

Цель: расширить знания учащихся о видах зимней одежды, способах её использования и ухода за ней.

Задачи урока:

  • Образовательные: уточнение и расширение представлений учащихся о видах верхней зимней одежды, способах её использования и ухода за ней.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие умений отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
    • коррекция памяти и внимания на основе выполнения упражнения для глаз «Проследи за Снежинкой», физкультминутки «Оденемся для прогулки», игровых упражнений «Четвёртый лишний» и «Отгадки-загадки», игры-лото «Закрой рисунки».
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к одежде.

Оборудование: электронный носитель с презентацией к уроку (Приложение), экран, проектор, компьютер; карточки с рисунками одежды (12 штук), карточки-фишки (72 штуки); одежда для мальчика (шерстяные носки, подштанники, брюки, свитер, тёплая куртка, шапка, варежки, шарф) и девочки (шерстяные носки, колготки, гамаши, джемпер, тёплая куртка, шапка, варежки, шарф), картинки-разукрашки с изображением видов зимней одежды (12 штук).

Словарная работа: сезонная одежда, зимняя одежда, гамаши, подштанники.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

 – Здравствуйте.

Стойку смирную примите.
На секунду вы замрите.
Правильно за парты вы присядьте.
И внимание своё направьте.

– Начинаем наш урок.

Настрой на работу.

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно,
Руки тихо поднимаем,
И задания выполняем.

– Не забывайте о том, что если на протяжении всего урока вы работаете активно, правильно отвечаете на поставленные мною вопросы и безошибочно выполняете задания, то получаете оценку «5». Если будут небольшие недочёты в ваших ответах на вопросы и в выполняемых вами заданиях – заработаете оценку «4».  И оценку «3» из вас получит тот, кто будет работать на уроке без особого желания, отвечать на вопросы и выполнять задания чаще всего не правильно и не полными ответами.

Все учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт. Затем тихо и правильно рассаживаются за партами.
2. Работа с «Уголком природы»

– Какой сейчас по счёту урок?
– Как называется урок?
(Слайд 1)
– Ребята, вспомните какой сегодня день недели?
– Поднимите руки те, кто дежурный по классу в среду.
– Дежурный Станислав пройди к уголку природы для того, чтобы заполнить «Таблицу погоды».
– Назовите дату сегодняшнего урока?
– Скажите, какое сегодня состояние неба (ясно, пасмурно, облачно)?
– Что отметим в колонке под названием «Состояние неба»?

– Какая сегодня температура воздуха?
– Что отметим в колонке под названием «Осадки»? Почему?
– Таблица погоды заполнена. Станислав займи своё место за партой.

 

– Сейчас четвёртый урок.
– Урок называется живой мир.

– Сегодня день недели – среда.
Дежурные поднимают руки.
Дежурный выходит и по ходу беседы об природных изменениях на данный день заполняет «Таблицу погоды».
– Сегодня 25 декабря.
– Сегодня небо … (ясное, пасмурное, облачное).
– В колонке под названием «Состояние неба» нарисуем овал и … (не будем раскрашивать, полностью раскрасим, раскрасим наполовину).
– Сегодня температура воздуха ….
– Ничего не отметим, потому что осадков пока не было.
(– Отметим снежинку, потому что шёл (идёт) снег.)
Дежурный занимает своё место за партой.

3. Введение в тему урока

– Продолжим наш урок. Выполним игровое упражнение «Четвёртый лишний».
Обратите своё внимание на слайд.
(Слайд 2)
– Назовите изображённые предметы.
– Определите, что не подходит к трём вещам? Назовите «лишний» предмет. Объясните, почему?
(Слайд 3)
– Для чего нужна одежда?

Выставляются учащимся оценки за ответы при выполнении игрового упражнения «Четвёртый лишний».
– Вы уже знаете, что существует много различной одежды. Мы об этом говорили ранее на уроках живого мира. У каждого из нас есть одежда, которую мы надеваем в разное время года. Эта одежда называется сезонной. (Слайд 4)
– Какие времена года вы знаете?
(Щелчок по клавише 4 раза.)
– Как называется одежда, которую мы носим весной и осенью?
– Как называется одежда, которую мы носим летом?
– Какое сейчас время года? (Слайд 5)
– Скажите, как называется одежда, которую мы носим зимой?

 

Обращают своё внимание на слайд, где изображены валенки, футболка, платье, рубашка.
– Платье, футболка, рубашка, валенки.
– «Лишний» предмет – это валенки. Валенки – обувь. Футболка, платье, рубашка – это одежда.
– Одежда помогает согреться, быть красивым. Спасает человека зимой от холода, осенью и весной – от дождя, летом от палящего солнца: на стройке, в поле она защищает человека от пыли и грязи, в лесу от колючих кустов, одежда украшает человека.

– Времена года: осень, зима, весна, лето.
– Демисезонная одежда.
– Летняя одежда.
– Сейчас время года: зима.
– Одежда, которую мы носим зимой называется зимней. 

4. Изучение нового материала

– Прочитайте тему урока. (Слайд 6)

– Сегодня на уроке мы будем говорить о зимней одежде, рас­смотрим,  каких видов она бывает, как необходимо за ней ухаживать. Вы научитесь выбирать одежду в соответствии со временем года и погодой.
– Сейчас проведём упражнение для глаз «Проследи за Снежинкой». Вам нужно будет следить глазами за перемещением на слайде большой снежинки. Готовы?
– Начинаем. (Слайд 7)
– Упражнение для глаз выполнили. Как вы думаете, для чего нужна зимняя одежда.
– Посмотрите на слайд, какая бывает верхняя зимняя одежда.
 (Слайд 8 – чистый, не одной картинки с одеждой.)
– Ничего не понимаю (с удивлением).Все рисунки с изображением зимней одежды исчезли. Их украли?! Нужно звонить в полицию (берёт телефон). Номер полиции забыла (с растерянным видом). Подскажите (обращается к учащимся), пожалуйста.
– Спасибо. (Берёт телефон в руки и имитирует движение пальцев рук в наборе номера полиции.)
– Ни кто не берёт трубку (разочарованно). Может, мы справимся сами?! Я слышала, что в полиции ищут пропавший предмет по его описанию. Описание зимней одежды у меня есть. Вам нужно узнать одежду по её описанию. Если назовёте зимнюю одежду правильно, то на слайде появится её рисунок. Поможете?
– Переходим к выполнениюигрового упражнения «Отгадки-загадки»:
– Это длинная, зимняя, верхняя одежда – меховая или на вате.
(Слайд 9)
– Это верхняя одежда, обычно ниже колен.
(Щелчок по клавише)
– Это короткая верхняя одежда на застежке.
(Щелчок по клавише)
– Это костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк.
(Щелчок по клавише)
– Это тёплый, мягкий головной убор.
(Щелчок по клавише)
– Это предмет одежды – полоса ткани или вязанная, надеваемая на шею, плечи или голову.
(Щелчок по клавише)
– Это мягкая зимняя рукавица.
(Щелчок по клавише)
– Это предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.
(Щелчок по клавише)
– Это короткий тёплый чулок, не доходящий до колено.
(Щелчок по клавише)
– И так, мы выяснили, когда мороз, мы надеваем верхнюю одежду: шубу, утеплённые пальто, куртку, на голову шапку, повязываем на шею шарф.  И даже руки одеваем в варежки или перчатки, а ноги в шерстяные носки.
(Слайд 10) А ещё, выходя на улицу в зимнее время, под верхнюю одежду мы поддеваем свитера, кофты, джемпера, девочки одевают наверх колготок гамаши (гетры), мальчики под брюки надевают подштанники.
Выставляются учащимся оценки за ответы при выполнении игрового упражнения «Отгадки-загадки».
(Слайд 11) Чтобы верхняя зимняя одежда вам долго служила и была всегда чистой и опрятной, вам необходимо с ней обращаться бережно и аккуратно, содержать её в чистоте и порядке.
(Слайд 12) Рассмотрите рисунки на слайде. Расскажите по рисункам, что вы делаете с одеждой, когда возвращаетесь с прогулки?

– Молодцы! Я уверена, вы все будете следить за своим внешним видом и одеждой. А если одежда нечаянно порвалась, оторвалась пуговица, не застёгивается замок или затянулась ткань, вы одежду ремонтируйте. Она всегда должна быть хорошо просушена, хотя бы раз в месяц необходимо чистить щёткой. Верхнюю одежду – шубу, пальто, куртку нужно вешать на вешалку-плечики. Вешать один предмет верхней одежды на другой нельзя. Верхнюю одежду нужно застегнуть на все пуговицы или замок. Шарф, шапку, перчатки, варежки нужно хранить на отдельной (специально отведённой) полке.
Аккуратность украшает человека.
Выставляется учащемуся оценка за рассказ о том, что нужно делать с одеждой, вернувшись с прогулки.

 

– Тема урока: «Особенности зимней одежды».

 

– Да.
Глазами следят за перемещением снежинки.
– Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода.

 

– Номер полиции «02».

 

– Да.

 

– Это шуба.

– Это зимнее (тёплое) пальто.

– Это тёплая (зимняя) куртка.

– Это тёплый комбинезон.

– Это зимняя (тёплая) шапка.

– Это шарф.

– Это варежки.

– Это перчатки.

– Это шерстяные носки.

– Придя с прогулки, шубу, пальто, куртку нужно повесить на вешалку-плечики. Вешать один предмет верхней одежды на другой нельзя. Верхнюю одежду нужно застегнуть на все пуговицы или замок, высушить. Шарф, шапку, перчатки, варежки нужно хранить на отдельной (специально отведённой) полке.

5. Закрепление изученного материала

– Сейчас отдохнём. (Слайд 13)  Проведёмфизкультминутку «Оденемся для прогулки». Встаньте из-за парт. Сейчас мы как будто пойдём гулять. Наденем носки, водолазку, брюки, свитер, куртку, шапку.
– Помогите друг другу завязать шарфики.
– Наденем варежки.
– Пошли гулять.
– Посмотрите, снег выпал.
– Поиграем в снежки.
– Ещё снег пошёл, подуем на снежинки.
– Дуть надо долго-долго.
– Погуляли, отдохнули, пора продолжить наш урок.  Присаживайтесь за свои парты.
(Слайд 14) Поиграем в игру-лото «Закрой рисунки». Дежурный раздаст конверты с рисунками одежды на карточке и с карточками-фишками.

– Рассмотрите рисунки, назовите одежду.

 

 

 

– Выберите верхнюю одежду, которую одеваете зимой. Остальную одежду закройте карточками-фишками.

(Щелчок по клавише) Сравните оставшиеся рисунки на карточке с рисунками на слайде, правильно ли вы выбрали верхнюю одежду, которую одеваете зимой.

– Назовите одежду, которую одеваем зимой. 
Выставляются учащимся оценки за ответы при проведении игры-лото «Закрой рисунки».
(Слайд 15) А сейчас выполним задание "Подбери одежду". У меня на столе перепутана одежда для мальчика и девочки. Кто поможет мне разобраться? Желающие поднимите руки.
(Выбирает девочку и мальчика из учащихся поднявших руки.)
– Паша выберет одежду для мальчика, а Лена для девочки. Выбранные вещи называете и вешаете на стулья. Прежде чем приступить к выполнению задания, скажите, как нужно вешать выбранную одежду на стулья?

– Паша и Лена приступайте к выполнению задания.
(Если учащиеся путаются, учитель помогает им, обращаясь за помощью к другим учащимся.)
Выставляются учащимся оценки за выполнения задания «Подбери одежду».

 

Имитация одевания носок, водолазки, брюк, свитера, куртки, шапки.
Друг другу завязывают шарфики.
Надевают варежки.
Ходьба на месте.
Приставляют руку ко лбу и смотрят по сторонам.
«Лепят» и бросают комочки снега.
Дуют.
Дуют долго.
Присаживаются за парты.

(Дежурный раздаёт учащимся конверты с рисунками одежды на карточках и с карточками-фишками.)
Учащиеся рассматривают и называют одежду: 1 ряд – пальто, кофта (джемпер, свитер), майка, тёплая куртка;
2 ряд – шуба, штаны (джинсы), футболка, шорты, рубашка;
3 ряд – сарафан, шляпа, платье, шапка.
Учащиеся закрывают карточками-фишками верхнюю одежду, которую зимой не одевают.
Сравнивая оставшиеся рисунки на карточке с рисунками на слайде, проверяют,  правильно ли выбрали верхнюю одежду, которую одевают зимой.
– Одеваем зимой пальто, кофту (джемпер, свитер), тёплую куртку, шубу, штаны (джинсы), рубашку, шапку.

 

 

Желающие поднимают руки.

 

– Выбранную одежду на стулья нужно вешать аккуратно, чтобы она не помялась и выглядела опрятно. 

Паша и Лена выполняют задание.

7. Итог урока. Домашнее задание

–  (Слайд 16) Дома предлагаю вам раскрасить рисунки-раскраски зимней одежды. (Раздаёт учащимся рисунки.)
– Вспомните тему нашего урока. (Слайд 17)
– О чём говорили сегодня на уроке?
– Что узнали нового?
– Скажите, какое из упражнений на уроке вам понравилось? Почему?
– На следующем уроке мы продолжим говорить о зимней одежде, узнаем какое значение, имеет одежда для охраны нашего здоровья.
(Выставляются учащимся оценки за работу на уроке.)
(Слайд 18)
– Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

 


– Тема урока: «Особенности зимней одежды».
– Сегодня на уроке мы говорили о зимней одежде.
– Мы узнали,  каких видов бывает зимняя одежда, как нужно за ней ухаживать. Мы учились выбирать зимнюю верхнюю одежду в соответствии со временем года и погодой.

Ответы 3-4 учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Бануль Елена Николаевна. План-конспект зачетного урока по предмету «Человек и мир» по теме: «Одежда»;
  2. Загадки для детей про одежду http://www.vsezagadki.ru/2010/01/zagadki-pro-odezhdu/;
  3. Иванова Елена Геннадьевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию по теме: «Зимняя одежда»;
  4. Картинки  одежды http://www.razvitierebenka.com/2010/03/blog-post_14.html, http://detsad-kitty.ru/art/tema/page/2/ ,
    http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=26&t=653&start=1230;
  5. Метод.пособие: Развитие речи. 2 класс: конспекты уроков| авт.-сост. Е.М. Матвеева. –  Волгоград: Учитель, 2010; 
  6. Под редакцией В.В. Воронковой Живой мир. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1-4 классы). – М., Просвещение, 2010;
  7. Урок развития устной речи  2 класс специальной коррекционной школы 8 вида. Тема: «Одежда  и обувь зимой». Ромашова Мария Геннадиевна. Учитель начальный классов ГБС (К) ОУ школы № 15 г. Славянска-на-Кубани.;
  8. Усвайская А. В., Ардашева Н. А. Дневник наблюдений. 2 класс. Вспомогательная школа. – Издательство «Просвещение», 1983;
  9. Худенко Е.Д.,Фёдорова Г.А. Развитие речи. – М.: АРКТИ, 2007;
  10. Электронные физминутки  Галкиной Инны Анатольевны http://pedsovet.su/load/244-1-0-2615 .

20.05.2014