Урок литературы по теме "Своеобразие темы детства в романе "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери"

Разделы: Литература


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: рассмотреть своеобразие темы детства в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».

Задачи урока:

  • развитие навыка самостоятельной исследовательской работы с текстом;
  • формирование навыка творческого мышления;
  • воспитание читательского вкуса;
  • формирование положительного восприятия собственного детства;
  • формирование положительной Я-концепции личности учащихся.

Методы: метод постановки гипотез, метод наблюдения и анализа художественного текста, метод частичного поиска, метод обобщения и систематизации.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, системности и последовательности, наглядности.

Методики, применяемые на уроке, активные формы обучения, этапы урока.

На уроке используются ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Высокий уровень насыщенности содержания обучения
  • Активные методы обучения
  • Развитие ведущих ключевых компетенций учащегося
  • Высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.

Для достижения целей данного урока используются следующие формы организации познавательной деятельности:

  • Индивидуально-фронтальная (на этапе ответа на поставленный вопрос)
  • Групповая (работа в группах по анализу художественного текста)

Для проведения данного урока класс был разделён на 4 группы. Каждая группа анализирует конкретные фрагменты текста,  готовит свои выступления и представляет их классу. Одному ученику класса было дано опережающее задание по составлению доклада «Тема детства  в русской литературе 19 века в творчестве Л.Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Д. Н. Мамина-Сибиряка». Опережающее задание представляется классу в момент   формулирования цели урока. Весь урок сопровождает презентация. Во время исследовательской работы учащиеся пользуются художественным текстом.

Оборудование урока:  художественные тексты романа «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери, тетради, рабочие листы урока для каждой из групп (Приложение 1), ноутбук, экран, материалы для групповой работы, магниты.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Дидактические задачи: психологически подготовить учащихся к общению на уроке. Обеспечить учебную мотивацию, включение учащихся в совместную деятельность, актуализировать субъективный опыт учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Знаете, у вас сейчас такой интересный возраст – вы, и уже совсем взрослые, и в то же время детство, вроде бы, не окончилось. Давайте сегодня поговорим именно о детстве в жизни каждого человека (на экране кадры с фотографиями качающихся на качелях детей, улыбающихся детей).
Трудно найти человека, который не вспоминал бы о своих детских годах с неподдельной радостью и улыбкой. Взрослому человеку детство и жизнь ребенка представляются ярким и беззаботным временем. А что вы думаете о детстве? (В центре экрана напечатанное слово «детство» и цветные знаки вопроса вокруг него).
Ученики: Зрительно и на слух воспринимают информацию.
Учитель: Закончите фразу «Детство – это …» одним словом или словосочетанием. Запишите это предложение в тетради. (На экране напечатанное начало предложения: «Детство – это…») Ученики: Формулируют определение детства, записывают в тетради.
Учитель: Прочитайте свои формулировки детства. Ученики: Зачитывают получившиеся высказывания. (предполагаемые ответы) «Детство – это игрушки и сладости»,Ю «Детство – это неимение собственных денег», «Детство – это развлечения и игры», «Детство – это частые наказания».
Учитель: Выберем название нашего урока.
Запись названия на доске.
Ученики: Выбирают название урока (можно перефразировать: «Детство – это счастливая пора» – «Счастливая пора детства»); запись на доске и в тетрадях.
2. Постановка цели урока

Дидактические задачи: обеспечить осмысление цели урока, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель урока.

Учитель: Посмотрите, что получилось: у каждого из вас индивидуальное мнение об этом жизненном этапе, и не всегда  оно положительно (так как не все представили образ детства положительным). Какой вывод мы можем сделать?

Учитель: Итак, наша гипотеза: (доска) «Легко ли быть ребенком?» Определим цель нашего урока.

Ученики: Формулируют гипотезу: нельзя  дать однозначной оценки  – легко ли быть ребенком. Дети каждый день переживают свои  радости  и горести. Детство может быть счастливым и не счастливым.

 

Учитель: Вы сказали, что не всегда детство бывает счастливым. От чего же это зависит? Над этим вопросом вы подумаете, слушая доклад о теме детства в русской литературе 19 века (на экране презентация с кадрами о жизни и творчестве писателей Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Д.Н. Мамина-Сибиряка) Выступление ученика с докладом «Тема детства  в русской литературе 19 века в творчестве Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, Д.Н. Мамина-Сибиряка».
3. Актуализация

Дидактические задачи:  актуализировать знания, необходимые для работы с художественным текстом.

Учитель: Сегодня на уроке с помощью главного героя в романе «Вино из одуванчиков» американского писателя Рэя Брэдбери, который вы читали летом,  мы попытаемся определить своеобразие образа детства как положительного, счастливого этапа жизни любого человека.  
– Что мы для этого должны будем сделать? Ученики: (предполагаемый ответ) Мы будем анализировать текст и составлять  характеристику образа главного героя  Дугласа.
Учитель: Определим задачу нашего урока: понимание позиции автора (напечатана на экране).  
4. Коллективное планирование деятельности.
Дидактическая задача: спланировать логическое изложение материала в ходе урока.
Учитель: Для этого мы делимся на группы, каждая группа получает рабочий лист урока (Приложение 1).

Учитель раздает материалы группам.

Ученики: Слушают учителя. Делятся на 4 группы.
5. Работа  в группах

Дидактические задачи: используя метод исследования и возможности работы в группах, сформулировать субъективное понимание художественного текста.

Задания, на которые ученики формулируют аргументированные ответы:

1) Найдите в тексте подтверждение того, что Дуглас ощущает себя счастливым. Подумайте, с чем это связано.
2) Каждый человек знает, что он живой. Почему для главного героя это стало открытием? Только ли о существовании идет здесь речь? Подтвердите примерами.
3) Подумайте, ощущение прекрасного является частью детства или же Дуглас начинает взрослеть? Приведите примеры.
4) Работа с образом природы. Как называется литературный прием, при помощи которого два предмета или явления сравниваются друг с другом? Главный герой часто пользуется этим приемом. Приведите подтверждения из текста.

Ученики: Работают с художественным текстом произведения. Обсуждают анализ текста внутри группы.
6. Представление результатов работы в группах

Дидактическая задача: проверить результаты работы в группах.

Учитель: Заслушаем  получившийся анализ романа и образа главного героя.

 

Ученики: Выступают по группам с ответами.

Предполагаемые ответы:

1) «Его не вытащить из лесу, из кустов, из речки», «Съел шестьсот персиков и восемьсот яблок», «Съел за все это время четыреста леденцов, триста тянучек, семьсот стаканчиков мороженого…». У Дугласа наступили каникулы, он радуется предстоящему лету.
2) «И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. «Я живой», – подумал он.»
Главный герой понял, что в детстве не повторяется ни один день, каждый день узнаешь что-то новое. И он начинает себя осознавать частью нашего красивого и интереснейшего мира. «Под Дугласом шептались травы. Он опустил руку и ощутил их пушистые ножны». То есть, до этого он, может быть, и не замечал, что травы не просто шевелятся на ветру, а именно шепчутся. И впервые увидел, что трава и опущенная в нее рука похожи на нож в ножнах.
3) Дугласу уже 12 лет. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый. «Я и правда живой, – думал Дуглас. –Прежде я этого не знал». Эти цитаты из текста, скорее всего, указывают на то, что герою очень комфортно в его привычном, еще детском мире.
4) Изображая природу, автор использует сравнения и метафоры. «В ушах, как в раковинах, вздыхал ветер, многоцветный мир переливался в зрачках, точно пестрые картинки в хрустальном шаре»; «Лесистые холмы были усеяны цветами, будто осколками солнца и огненными клочками неба. По огромному опрокинутому озеру небосвода мелькали птицы, точно камушки, брошенные ловкой рукой. Тысячи пчел и стрекоз пронизывали воздух, как электрические разряды». «Вода была точно шелк, прозрачный, голубоватый шелк. Если ее выпить, она коснется губ, горла, сердца мягко, как ласка», «В окно дунул ветер. Точно река шепчет – так бы и пошел с нею…».

Учитель: Ребята, писатель показывает, что детство неразрывно связано с образом природы. Почему он прибегает к этому художественному  приему? Ученики: Автор постоянно связывает образ героя с образом природы для того, чтобы вместе с его героем читатели могли испытать эти же ощущения и увидеть эти привычные предметы и явления в необычном виде. Видна четкая положительная позиция автора по отношению к детству.
7. Подведение итогов

Дидактическая задача: подвести итог проделанной работе.

Учитель: Можем ли мы согласиться с героем, что детство – счастливая пора? Докажите это примерами из текста. Ученики: (предполагаемый ответ) Не у всех взрослых отпуск выпадает на лето, только дети летом всегда отдыхают на каникулах. «А мы ведь каждое лето опять и опять, снова здорово делаем то же самое, что делали прошлым летом», «Ну, например, делаем вино из одуванчиков, покупаем теннисные туфли, пускаем первый фейерверк, делаем лимонад, вытаскиваем из ног занозы, собираем дикий виноград». Дугласу приятны ежегодные одинаковые дела, более того, он должен обязательно их сделать, иначе не будет ощущать, что с удовольствием провел каникулы»,      «Первый раз в этом году бегал босиком по траве. Первый арбуз. Первый москит. Все это бывает из года в год, и мы про это никогда не думаем».
Учитель: А почему герой начал про это задумываться? Ведь он раньше не замечал это, как и то, что живой. Ученики: (предполагаемый ответ) Наверное, он все-таки понемногу взрослеет и начинает осознавать, что детство скоро закончится.
Учитель: Давайте подумаем, как можно ответить на вопрос, который мы сформулировали в начале урока (на экране напечатанная запись: «Легко ли быть ребенком?»). Ученики: (предполагаемый ответ) Ребенком быть нелегко, но, оказывается, очень приятно.
Учитель: О чем вас заставляет задуматься роман «Вино из одуванчиков»? Ученики: Этот роман заставляет задуматься о том, что вокруг нас много интересных и красивых явлений, которые можно по-разному рассмотреть. О том, что детство очень быстро проходит, и нужно успевать пробежать свои десять тысяч шагов босиком или в «новых теннисных туфлях».
Учитель: Ребята, приклейте на рабочий лист вашей группы картинку, которая соответствует вашему представлению о детстве. (Раздаются картинки как с положительными сценами, объектами и предметами для детей, так и с отрицательными) Ученики: внутри группы советуются и выбирают картинку, которая могла бы стать ассоциацией к слову «детство». (Картинки заранее подобрали и вырезали из разных журналов два ученика). Учащиеся подсознательно выбирают «приятные» моменты жизни.
Учитель прикрепляет рабочие листы урока на доску при помощи магнитов.

Учитель: обратите внимание, какие яркие, приятные моменты из жизни каждого ребенка вы выбрали.

 
8. Рефлексия

Дидактическая задача: инициировать рефлексию учащихся по поводу самоанализа.

Учитель: Ребята, какие вопросы вы бы хотели задать Дугласу? Запишите их в тетради. Попробуем  ответить на них.

Учитель: Оценивание работы учащихся на уроке.

Ученики: Высказывание предположений. (Предполагаемые вопросы и ответы). «Тебя наказывают за непослушание?», «Кем ты хочешь стать?»
Диалог.
(От каждой группы выбирается один ученик, который выходит к доске и отвечает на вопросы  участников своей группы).
«Да, наказывают, мама была очень сердита, когда герой пришел поздно домой».
«Скорее всего, Дуглас может стать путешественником, или историком, потому что ему очень нравились рассказы пожилых соседей про старое время».
9. Заключительное слово учителя

Дидактические задачи:

Учитель: Для вас приготовлены слайды – это те ассоциации, которые могут возникнуть к слову «детство»: (показ слайдов с фотографиями одуванчиков, ярких кадров лета, улыбающихся детей).
И завершим наш урок такими словами главного героя: «И вдруг такая находка: дрался с Томом, и вот тебе – тут, под деревом, сверкающие золотые часы, редкостный хронометр с заводом на семьдесят лет!». Какие часы имеет в виду герой? Самонастраивание в том, что предстоит долгая, счастливая жизнь.
Ученики: Просмотр слайдов. Высказывание мнений тех, у кого за урок изменилось мнение об этапе детства в жизни человека.

 

 

Ученики: (предполагаемый ответ) Дуглас имеет в виду свое сердце. Что ему предстоит еще долго-долго жить.

Учитель: Прикоснитесь к своему сердцу.  Почувствуйте ваши золотые, редкостные часы и научитесь ценить каждый день вашей драгоценной, прекрасной, красивой жизни. Ученики: Слушают собственное сердце.
10. Домашнее задание

Дидактические задачи: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения задания.

Запишем домашнее задание: попробуйте взглянуть на окружающий мир более «подробно» – запишите свои наблюдения в сочинении-миниатюре «Необычное в обычном». Ученики: записывают домашнее задание, задают вопросы по заданию.