Урок литературного чтения по ОС "Школа-2100" по теме "Сказочный герой Чиполлино" по сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок-практикум.

Цель: составить характеристику Чиполлино, анализируя  отрывок произведение Д. Родари «Приключения Чиполлино» и опираясь на знание прочитанного летом произведения.

Задачи:

  • Предметные: учить детей ставить учебные задачи, составлять алгоритм действий для её решения, делать выводы.
  • Метапредметные: формировать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, сопоставлять, обобщать полученные данные, как самостоятельно, так и в группе.
  • Личностные: формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям.

Технологии: проблемно-поисковая, личностно-ориентированного подхода.

Средства: презентация, учебник «Маленькая дверь в большой мир. 2 кл.» Бунеев, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– На уроке чтения у нас присутствуют гости, ребята, поприветствуйте их. ! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором.

Слайд 1

На уроке мы будем:

  • Учиться читать правильно;
  • Читать – думая;
  • Читать выразительно;
  • Учиться работать с текстом.

2. Повторение пройденного

– А, вы верите в чудеса? Приглашаю вас, отправится за чудесами. Закройте глаза. А теперь откройте. Слайд 2  Кто это появился?(Показываю героя литературного чтения – Афанасия). Вы узнаёте нашего помощника? Он тоже любит чудеса и вы знаете, что у него много друзей в разных книгах. Он с ними дружит и вас со своими друзьями знакомит.
В разделе “Сказочные человечки” мы познакомились с героями. Выберите и назовите их. Слайд 3.
(Медведь, Мумии-Троль, Буратино, Бильбо Бэггинс, Пятачок, лисица, слон, Винни-Пух, Карандаш, Самоделкин.)
– А в каких произведениях они встречались? Соедините стрелками.

Туве Янсон
Джон Роналд Руэл Толкин
Алан Милн
Алексей Толстой
“Шляпа волшебника”,
“Хоббит”,
“Вини-Пух”,
“Золотой ключик, или приключения Буратино”.

3. Сообщение темы урока

Волшебство продолжается, смотрите, ребята, какая красивая шкатулка. Наверное, она волшебная.

Проблемная ситуация

В ней лежит какой-то предмет. Как открыть шкатулку? Не открывается.
– Ребята, на шкатулке что-то написано. Кто поможет и прочитает? (Ученик читает).

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Дети отгадывают).
Лук. А вы знаете, как звучит слово “луковица” по-итальянски? (“Чиполлино”).

– Кто может сказать, о ком мы будем читать произведение?

4. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в путешествие в известную европейскую страну. Вам интересно узнать, в какую именно? Тогда прочитайте  про себя  загадку, записанную на доске:

Добротно сшили их из кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги.

– Назовите отгадку в единственном числе. (Сапог.) Слайд 4.
А теперь внимательно посмотрите на географическую карту, попробуйте показать и  назвать страну.  (Италия, так как по форме напоминает сапог.)–  Пригласил нас в Италию Джанни Родари. Слайд 5.  Знакомо ли вам это имя? Что знаете об этом человеке? (Сведения о Д.Родари)

Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья на севере Италии.
Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Мать работала служанкой и тоже рано умерла. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть-сказка о деревянном человечке “Приключения Пиноккио”. В возрасте 17 лет Родари начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он очень любил рассказывать детям истории про приключения Пиноккио. Возможно, именно тогда родилась у Джани Родари идея создать своего сказочного героя – Чиполлино, но напишет он эту книгу намного позже. В нашей стране русский перевод книги увидел свет в 1953 году благодаря детскому поэту – переводчику С.Я. Маршаку. Джанни Родари неоднократно приезжал в нашу страну.
В 1970 году писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена. Родари писал стихи, хорошо известны его  сборники Слайд 6. «Здравствуйте, дети!», «Поезд стихов», «Сказки по телефону», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсамино в стране лжецов», дошедшие до русского читателя,  так же  в переводах Самуила Маршака. Писатель умер от тяжёлой болезни 14 апреля 1980 года в Риме.

Сегодня мы обратимся к его произведению о фруктово-овощной стране. Догадались, что за произведение? («Приключения Чиполлино»)

5. Работа до чтения

– Откройте учебники на (стр. 153) . Прочитайте имя и фамилию автора, название произведения.
– Всю ли сказку мы будем читать? Как об этом узнали? Прочитайте после названия сказки, как называется глава. (Это 4-я глава сказки). Во всей повести-сказке почти 30 глав, в каждой вас ждёт увлекательное приключение.
– Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса?
– О чём будет говориться в этом отрывке?
– Как это одурачил? Подберите синонимы к слову. (Обманул, провёл…).

 Проблемная ситуация.

– Прежде, чем перейти к данному произведению, я задам вам ещё несколько вопросов. Слайд 7.
– Рассмотрите рисунок, кого видите? Что необычного  в изображении этой девушки? (На глазах повязка, в руках меч и весы.)
Кто она такая?
Это греческая богиня правосудия – Фемида (в Италии – богиня Юстиция), изображается с повязкой на глазах, как символом беспристрастия; с весами – символом меры и справедливости; с мечом – символом возмездия, меч острый с двух краёв, так как закон и наказывает, и предупреждает.

– Объясните значение слов правосудие, беспристрастный, возмездие. Ребята, как вы думаете, почему Фемида появилась у нас на уроке? (Будем кого-то судить.)
– Кого же мы будем судить сегодня? (Искать положительные и отрицательные стороны героя)

6. Работа с текстом (на доске весы и по ходу чтения выстраиваются две колонки с положительными и отрицательными чертами Чиполлино)

По ходу чтения мы работаем в режиме диалога  с автором. Я прошу вас работать с карандашом в руке и подчеркивать слова и фразы которые помогут нам охарактеризовать Чиполлино.

Чтение 1 части:

– Что же стало с домиком кума Тыквы? Коротко предысторию…
(После второго предложения)
– В каких словах  мы видим авторское отношение к происходящему? (Далеко не прекрасный день, прикатил в карете, сопровождала дюжина ...)
(до слов ничем не могли помочь старику)
– Какие слова  помогают отыскать качества нашего героя? («Уважать меня, а прежде тот пришлый оборванец») Вывод: не уважает старших. («Мастер и Чиполлино не могли помочь старику») Вывод: готов помочь.
– Из этого отрывка как кум Тыква выражает свои чувства?  Как это его характеризует? (Робкий, несмелый,  не умеет постоять за себя)

Чтение 2 части:

Диалог с автором: Какой  прием вы увидели в первой части «далеко не прекрасный день» теперь «чудесный жаркий летний день»? (Усиление действия)
– Как это «изнемог от жажды?
– Какие слова  дают подсказку о характере Чиполлино? («Усердно вощил дратву») Вывод: добросовестно выполнял порученное дело – усердие в труде. («сам увидел, что пес…») Вывод: наблюдательный. ( «будь я не Чиполлино…») Вывод: может разыграть другого.
– Почему же он отказался помочь псу? (Не подуше было то дело, которым занимался Мастино, и хотел еще раз проучить сеньора Помидора) Вывод: но пса пожалел – умеет сопереживать.

Чтение 3 части:

После первого обзаца:

– Поняли ли вы замысел Чиполлино? Вывод:  не всегда шутит по-доброму.
– Зачем он так делает? (Дразнит пса, хочет хитростью усыпить пса) Вывод: хитрый,  находчивый.
Чтение диалога по ролям.
– На какие размышления о характере нашего героя вас навел этот диалог? Вывод: обманщик, изобретательный.
– А почему пес поверил ему? (Глуп и очень хотел пить)
– А для чего нужно было усыпить пса? (Он пытался помочь куму Тыкве сохранить его дом, который он честно построил) Вывод:  делает добрые дела.
– Найдите и прочитайте как изменился кум Тыква? (Неописуемая радость)
– А почему же тогда, сделав доброе дело, Чиполлино испытывает чувство вины? (Жаль Мастино)
– В каких словах вы это увидели? (Бедный пес, прости, положил на травку, спи спокойно) Вывод:  совестливый, дружелюбный.
– Опираясь на все предоставленные доказательства,  что можно сказать о главном герое?

Отрицательный: Чиполлино неуважительно относится к старшим, хулиганит, обманывает и оскорбляет окружающих, покушается на жизнь других персонажей.
Положительный: Чиполлино хороший и верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту всем обиженным; смелый и мужественный мальчик, очень справедливый и весёлый паренёк, не унывающий в сложных ситуациях.
Вывод:  Все поступки Чиполлино совершал во благо других людей, что касается его обманов, то в случае с Мастино это был не обман, а находчивость и смекалка.

7. Итог урока

– Вы дружно работали, щедро делились своими знаниями, в работе были внимательны и трудолюбивы.
– Как вы думаете, задачи урока мы выполнили?
– С какой богиней мы сегодня познакомились?
– Легко ли обвинять или защищать человека?
– Помните, что надо совершать такие поступки, чтобы за них не было стыдно, и не пришлось быть наказанным.