Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.
  • Систематизировать и расширить знания учащихся о полководческом таланте Александра Невского.
  • Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, работать с картой, анализировать, делать выводы, обобщать, работать с понятиями и датами.

Основные понятия: ополченцы.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Качегина М.Н., я учитель истории сош №2. Мне бы хотелось в течении 40 минут которые мы будем с вами работать между нами возникло полное взаимопонимание и доверие  предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнуться.  Протяните ко мне свои ладошки и почувствуйте мое тепло. Почувствовали? Замечательно.
Сегодня  мы с вами  совершим путешествие в прошлое. И помогут нам в этом путевые листы. Ведь каждый путешественник  совершая путешествия записывает важные и понравившиеся моменты.

Ход урока

Сегодня на уроке я постараюсь расширить знания о событиях, которые разворачивались на Руси в начале 13 века. Посмотрите, пожалуйста, на карту для того, чтобы нам правильно ориентироваться: вверху расположен север, внизу - юг, справа - восток, слева - запад. Сейчас я вам напомню, где проходила граница Руси, кто же был ее соседями?
На востоке с Волжской Булгарией до 1236 года она будет захвачена монголо-татарами, в руках которых окажется значительная восточная  часть.
На юге – с богатой Византией.
На западе – со Швецией, Германией,  Данией.
– Ребята, как вы думаете, а  почему с востока идут стрелки, которые покрыли почти всю территорию Руси?
– Это были монголо-татары которые завоевали русские княжества. Но наша с вами задача на уроке рассмотреть события которые происходили на северо-западе.
Давайте представим Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи. Взгляд его тревожен. Два всадника с востока и с запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках их доспехи были такие тяжелые от 20-50 кг. Первый – это монголо-татары, а второй рыцари-крестоносцы.
– Вам предстоит узнать об одном из величайших полководцев Руси – Александре Невском и победах русского воинства, одержанных под его командованием. “Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе?” – вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
– Сегодня  мы с вами  совершим путешествие в прошлое. И помогут нам в этом путевые листы. Ведь каждый путешественник  не только наблюдает но и  записывает важные и понравившиеся моменты.
– Помогите мне, пожалуйста  сформулировать тему сегодняшнего урока.
Записи в тетрадях.
– Молодцы! Возьмите свои путевые листы и запишите тему нашего урока «Борьба  Руси с западными завоевателями.

Изучение нового материала

План

  1. Походы шведов. Походы крестоносцев.
  2. Александр Ярославич.
  3. Невская битва.
  4. Ледовое побоище

Учитель: Послушайте, как об этом страшном времени в своем стихотворении говорит А.Блок:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…\
И вечный бой! Покой  нам только снится
Плачь, сердце плачь … Покоя нет!
Степная кобылица несется вскачь! (Слайд 1)

– Как вы думаете, какая строка более точно передает душевное состояние народа. Молодцы, я думаю эти слова можно взять эпиграфом к нашему уроку.
– Какие государства которые стремились захватить  территорию Руси на северо-западе это были Швеция, Германия, Дания. (Слайд 2)

1) – Какая же задача была у шведов? Давайте откроем учебник стр 106, 2 абзац и зачитаем
Этот торговый путь находился на берегу Балтийского моря был бы потерян.

2) Глава католической церкви – Папа римский объявил крестовый поход против язычников, на прибалтийские земли, желая обратить в католичество. На его обращение откликнулись немецкие рыцари феодалы, которые захватив прибалтику они   образовали Орден меченосцев или Ливонский орден. Позже немецкие рыцари захватили земли пруссов и основали Тевтонский орден. Но когда монголо-татары стали громить русские земли Ливонский и Тевтонский ордены объединились.
Посмотрите на карту: Владимиро-Суздальское княжество и юго-западная Русь разрушены ханом Батыем, а северо-западная Русь могла быть захвачена рыцарями.
Речь шла о том, будет ли существовать русское государство или нет?
А кто же княжил в это время в Новгороде? Обратимся к историческому документы Житии А. Ярославович  (Слайд 3)
В это время в  Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославия «Житии А. Невского»:
«…И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в  Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую»…
Найдите в тексте слова которые дают характеристику? Как мы можем охарактеризовать его?
Возьмите путевой лист найдите где у вас написано (ПОРТРЕТ)
Запись: силен, мудр, красив
– Посмотрите на портрет Ярославича высокий мощный человек, защитник Руси. Почему же в сознании людском он прекрасен, как вы думаете
– Теперь перемещаемся на Русь в лето 1240.

3) В июле новгородцы узнали от ижорского старосты в обязанности которого входило наблюдение за всеми проплывающими судами он и  оповестил новгородцев о шведском вторжении.
В устье реки Невы вошел шведский флот с войском крестоносцев под командованием герцога  Биргера. Всем рыцарям и шведскому королю он обещал большую добычу: завоеванные земли, и дань с покоренного русского народа А с дерзкого мальчишки – Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”. Шведы готовились к походу основательно – 2 года.
А новгородский князь Александр был молод и неопытен, не имел постоянного войска
Одна часть войск высадилась на левом берегу и разбила здесь лагерь, а остальные остались на кораблях. Шведы намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве.
Узнав о вторжении шведов, Александр Ярославович обратился к новгородцам с речью «Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем». Таким образом немедленно было сформировано войско из конного отряда и народного ополчения.
15 июля 6 утра 1240 года это важный день для Руси.  Шведы стали лагерем недалеко от устья Ижоры.  А Александр и его конный отряд совершил стремительный бросок к устью Неву навстречу врагу по берегам Волхова и Ладоги. Параллельно ему к Неве двинулась новгородская судовая рать. Шведы  не ожидали столь быстрого появления  русских войск и не успели подготовиться к бою а князю Александру  с конниками удалось пробиться в самый цент лагеря шведов. Один из дружинников подсек опору королевского шатра, и тот рухнул. Шведы в панике стали отступать к Неве, а пехотинцы отрезали путь к отступлению, к стоящим у берегов судам.
Русские войско одержала на Неве блестящую победу за которую народ прозвал Александра Ярославовича Александром  Невским.  В это время ему шел 22 год.

4) Мужество сражались русские войны-дружинники наряду и  ополченцы из Новгорода и Ладоги.
В Новгородской летописи говорится о  шесть героем которые,  мужественно сражались в этой битве.
– Ребята откроем  прочитаете в учебнике, стр. 109, 2 абзац. А с остальными вы познакомитесь   из  исторического материала из летописи  который лежат у вас на партах, и  расскажут нам пожеланию.
За эту победу Александра  нарекли «Невским». И на месте битвы был поставлен обелиск
– Какое значение имела эта битва?
Устранила угрозу порабощения русских земель и сохранила для Руси выход к Балтийскому море.

 Самостоятельная работа в путевых листах:

– Возьмите путевые листы, готовы кто готов, (вывод на экран)

Дата, место, враги, исход битвы, значение победы

15 июля 1240г, река Нева, шведы, победа, устранило

Вот так позорно закончилась война для шведов.
Вскоре он еще раз доказал свою воинскую доблесть. Немецкие рыцари захватили Псков и двигались на Новгород. Собрав все силы воедино, Александр отвел войско на берег Чудского озера. Вероятно, уже тогда созрела у него дерзкая мысль – дать немцам сражение на льду. Идея сражения зародилась у Александра на основе воспоминаний о походе отца, Ярослава Всеволодовича, который в 1234 годы одержал победу на льду озера Эмбах. Несомненно Ярослав рассказывал сыну, как неуклюже держатся на льду закованные в броню рыцари.

– И сейчас я предлагаю посмотреть ход битвы на чудском озере. (Слайд)
Но не забываете про свои путеводные листы просматривая фрагмент и заполняя
Давайте вернемся к нашим путевым листам и заполним все графы которые посвящены битве на Чудском озере.

Работа коллективом заполняем путевой лист

Значение: Новгородская и Псковская земли сохранили свою независимость когда Русь на востоке стонала от гнета татар

Полководческий талант: смекалка, новизна в построении войск, быстрые и неожиданные действия, а самое главное показал пример взаимодействия пехоты и конницы на поле  боя.

Закончилась битва, враг изгнан с Русской земли, дружина Александра Невского вернулась с победой домой. Это радость и горе.

– Как вы думаете почему?

– Да, вы правы. После этой битвы поле было усеяно телами погибших. Посмотрите  на слайд… Представте себе ночь, тишина, и только одинокая скорбная женская фигура движется по этому страшному полю. С факелом в руках она всматривается в лица павши, ищет среди них своего суженого, а чуть подальше от неё движется вторая, третья. Кто-то из них ищет сына, а может, брата.
Этой исторической битве Сергей Прокофьев посветил кантату «Мертвое поле» послушайте пожалуйста.

Звучит отрывок из кантаты, часть.

Итак давайте подведем итог: в результате этих битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее Северо- Западных соседей. Она отстояла свою территорию, выход к Балтийскому морю и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей

– Мы с вами рассмотрели все пункты. О чем мы говорили в начале урока?
– Каковы итоги Ледового побоища,  в чем заключался полководческий талант Александра Невского Полководческий талант: смекалка, новизна в построении войск, быстрые и неожиданные действия, а самое главное показал пример взаимодействия пехоты и конницы на поле  боя.

Заключение

– А сейчас я вам на примерах покажу связь  времен в истории.
Петр I увековечил память талантливого полководца Александра Невского и учредил орден его имени. Русская православная церковь причислила Александра Невского клику святых.

Примой потомок Гаврила Олексича вознесет русское имя на небывалую высоту. Потомком этим будет А.С.Пушкин.

Во время ВОВ  часто звучало по радио песня из кантаты Прокофьева  вставайте люди русские музыка не только объединяла людей но и поднимала народ на борьбу

Великому сражению посвещен фильм  Ледовое побоище режиссером которого является Эйзенштей снятый перед ВОВ  я предлагаю, посмотрите отрывок из данного фильма. Скажите, какие слова Невского стали крылатыми.

Именно с этого дня зародилось  русское единство, русская государственность. Тогда мы впервые доказали, что способны отстоять родную землю бить врагов, нападавших на нашу Русь, а их было много во все времена.

– Спасибо за урок на этом урок наш закончен вы меня порадовали на уроке. Я попрошу вашего учителя чтобы он вам поставил пятерки

Домашнее задание (дифференцированное): п. 13 творческое задание – изобразить схему ледовое побоище или рыцаря в немецких доспехах.
На память у вас остаются путевые листы которые будут всегда вам напоминать о важных исторических событиях нашей Родины.

– Я думаю, что этот урок не оставил вас равнодушными. Предлагаю поделиться вашими впечатлениями. Перед вами – Океан впечатлений. Причальте свой кораблик к одному из островов.

о. Восхищения
о. Успехов
о. Удивления
о. Скучного настроения
о. Хорошего настроения
о. Знайки
о. Творчества
о. Грусти

Ученики прикрепляют свои кораблики к любому острову и объясняют почему