"Виды и свойства глины". 5-й класс

Разделы: Технология


Цель урока:

  • формирование представлений о видах и свойствах глины;
  • развитие монологической речи, умение работать с опорными картами и карточками-заданиями;
  • воспитание интереса к предмету.

Наглядно-иллюстрированный материал: опорные карты, карточки-задания, текст.

Инструменты и материалы: ёмкости, коллекция материалов, тетради, ручки.

Методы обучения:

  • беседа.
  • работа с карточкой;
  • демонстрация наглядных пособий.

Тип урока: сообщение новых знаний

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка подготовки учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).

– Здравствуйте ребята. Давайте выполним пальчиковую гимнастику, т.к мы на уроке будем выполнять письменные работы.

2. Пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем
Крепко кулачки сжимаем
Раз, два, три, четыре, пять
Наши пальчики согнём
И другой рукой возьмём
1, 2, 3, 4, 5
Будем сверху нажимать.

– Для того чтобы узнать тему урока необходимо расшифровать слово (глина). Вставьте вместо точек это слово в тему урока. (Виды и свойства …).

Тема урока: «Виды и свойства глины».
Цель: познакомиться с видами глины и узнать какими свойствами она обладает.
Мотивация: знания, полученные на уроке, помогут вам на следующих занятиях при изготовлении кирпичиков.

3.  Изучение нового материала

– Запишите число и тему урока в тетрадь. В тетрадях у вас находится карточка с определением глины. Зачитайте его, а теперь определение запишите в тетрадь, а слово глина в словарь на последнюю страницу. (Глина – осадочная горная порода, состоящая из глинистых частиц, пыли и песка.)
– На столах в синих баночках находится глина. Рассмотрите её внимательно, потрогайте. Дополните  предложения:

По цвету глина … (коричневая)
А на ощупь как … (пыль)

– Найдите в коллекции материалов глину. В какой ячейке она находится?
– Так вот, ребята, по цвету глина делится на два вида. Расшифруйте названия   видов глины (карточка)

1.

О Р Г С Я Щ Ж К С А Я У А Н
6 2 8 4 12 10 7 1 13 3 14 9 11 5

2.

Л Г Щ Б Я О Я Ж С У А Е
3 6 8 1 10 4 12 5 11 7 9 2

 (красножгущаяся, беложгущаяся).

– Проверьте себя такие ли у вас получились слова?
– Запишите их в словарь и запомните как они произносятся (красножгущаяся, беложгущаяся).
– Называют глину так, потому что после обжига она становится  красной  или белой. Глина, которая у вас на столе после обжига будет красной. Значит какая она?  (Красножгущаяся)
– В тетрадь записываем заголовок. Виды глины: красножгущаяся, беложгущаяся.

Физминутка

Мы трудились и устали,
Дружно все мы  тихо встали
Вверх ладошки! Хлоп- хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
Можешь хлопнуть за спиной!
Хлопайте перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.

Глина – это самый податливый материал, точно фиксирующий движения руки мастера, позволяющий достигать большого разнообразия пластичных и живописных эффектов. Она обладает пластичностью, твёрдостью (после высыхания и обжига), связностью и огнеупорностью. А также глина не горит и  не гниёт.

– Запишите свойства глины в тетрадь. Объяснить свойства.

1. Пластичность 
2. Твёрдость (после высыхания и обжига)
3. Связность
4. Огнеупорность.

4. Закрепление

1. С каким  природным материалом мы познакомились?
2. Назовите виды глины?  Почему так её называют?
3. Найдите соответствие (карточка)

  Свойство глины Вид глины
Пластичность    
Беложгущаяся    
Связность    
Твёрдость    
Красножгущаяся    

5. Подведение итогов. (Оценка знаний учащихся).

18.06.2014