Урок по теме "Глаголы – исключения"

Разделы: Начальная школа


УМК: «Планета знаний»

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока: урок по проблемно-диалоговой технологии.

Цель: познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формировать представление  о глаголах-исключениях;
    • формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение;
    • совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания;
    • способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, прививать интерес к русскому языку;
  • Формировать УУД:
    • личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    • регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
    • коммуникативные: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
    • познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

  • Предметные: уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .
  • Личностные: уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Метапредметные:
    • уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
    • уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).
    • уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

ХОД УРОКА

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
  Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– Ребята, сегодня  у нас  присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой.  Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха  на уроке  ,плодотворной и эффективной работы.
 
II. Актуализация знаний

 Цель: актуализировать знания по теме глагол

Выполняют логическое задание «Путаница»
Делят слова на две группы.
Записывают словарные слова.
Обобщают  знания по теме глагол.
Определяют спряжение глаголов.
Организует деятельность обучающихся.

А) Словарная работа. Игра «Путаница»

Вы должны собрать слова, переставив буквы в правильном порядке.

Строит         ягода          портрет
терпит          лечит         дышит
Оиттср         ояагд          оеттпрр
еиттрп          тчлие         ыиштд

– На какие 2 группы  можно разделить слова, написанные на доске?  Обоснуйте свой ответ. (Существительные (словарные слова), отвечают на вопрос что? и глаголы отвечают на вопрос что делает?)
– Назовите словарные слова.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
– Запишите в тетрадь словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
– Что вы знаете про глагол? (Обозначает действие, бывают совершенного и несовершенного вида, 1 и 2 спряжения, изменяются по лицам и по числам, а в прошедшем времени по родам)
– Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в неопределённую форму: если глагол на -ить, то это 2 спр., все остальные глаголы – 1 спр.  или поставить глагол в 3 лицо мн. число: если окончание -ат, -ят – 2 спр.;  если -ут, -ют – 1 спр.)
– Запишите в тетрадь глаголы  выделите окончания ,определите их спряжение.

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
III. Проблемное объяснение нового знания

Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы.

Рассказывают сказку про царство «Глагол»
Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.
Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.

Объясните свой выбор.

Строит – строить, строят – 2 спр.
Терпит – терпеть, терпят  ?
Едет – ехать, едут – 1 спр.
Дышит – дышать, дышат  – ? спр.
Лечит –лечить, лечат – 2 спр.

– У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить. Давайте вспомним сказку  про страну  Глаголов.

Рассказывают учащиеся:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя. Но у этой сказки есть продолжение.

Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
– Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
– По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить  –  в 1 спряжении.

Так и появились глаголы-исключения.
– Как вы думаете, к каким старым родителям просились эти глаголы? (К старославянским словам от которых они образовались)
– Мы создали с вами карту-помощницу.
– Как вы думаете, почему она так называется?
– Сколько глаголов – исключений на -ать? Назовите их.
– Сколько на -еть? Назовите их.
– Сколько на -ить? Назовите их.
– Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов  ДЫШИТ и ТЕРПИТ. Обоснуйте свой ответ.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;
Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные
точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее резу льтата
Физкультминутка

Цель: отдых

Выполняют движения под музыку.    
 IV. Первичное закрепление

Цель: закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.
Спрягают глаголы исключения.
Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)
Находят лишнее слово среди глаголов (глагол-исключение)
Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

– Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1-е задание. Проспрягайте глаголы-исключения.

1 ряд                            2 ряд                       3 ряд
Смотреть                    слышать                  стелить

(Проверка на доске)

– Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

2-е задание (на доске)

– Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится?
– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.

(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте)

Сверьте сзаписью на доске.

– Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.
– Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.

3-е задание (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать,  дышать, бежать, читать
Гореть,   смотреть,  петь,  лететь
Ходить,   чистить,   стелить,  купить

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
применять схему для получения информации;
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
V. Итог урока

Цель: обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы. Организует деятельность обучающихся

– С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?
– Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности?

Рифмованное стихотворение

Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
Ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –Е спрягать нельзя!

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

 

VI. Домашнее задание   Выучить стихотворение. Стр. 82 упр. 63  
Оценка работы обучающихся на уроке.   Оценивает работу обучающихся  
VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности. Организует рефлексию Личностные УУД: способность к самооценке
Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.