Интернет-ресурсы в системе подготовки к ЕГЭ по математике и контроль за формированием знаний и компетентностей выпускников

Разделы: Математика


Математика является не только важным учебным предметом, без которого немыслимо всестороннее развитие личности, но и весьма сложным. Математическими способностями обладают далеко не все школьники, а от успешной сдачи экзамена зависит дальнейшая судьба и технарей и гуманитариев. Эта проблема в равной мере волнует и учителей и учеников, а также родителей будущих выпускников.

Выпускной экзамен по математике является обязательным экзаменом для всех выпускников школы, успешная сдача которого позволяет им получить аттестат о полном среднем образовании.
Итоговую аттестацию по математике в 2012-2013 учебном году в ГБОУ СОШ п.г.т. Рощинский сдавали 66 учеников 11-х классов.

Рассмотрим успешность выполнения работы выпускниками 2013 года по классам

Классы

% выполнения работы по баллам

Средний балл

0-23 баллов

24-30 баллов

31-50 баллов

51-59 баллов

60-70 баллов

71-80 баллов

81-100 баллов

11а

0

0

5

21

42

21

11

64,4

11б

0

0

4,5

4,5

36

32

23

72,4

11в

4

0

20

16

52

4

4

59

итого

1,3

0

9,8

13,8

43,4

19

12,7

65,3

Выше 80 баллов получили 8 учащихся: от 81 до 83 баллов, а так же 90 и 96 баллов.

Хуже всего учащиеся справились с заданиями:

№ задания

Математическая подготовка. Процент выполнения (в среднем для всех 11-х)

С1

Уметь решать уравнения и неравенства (63%).

С2

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (31 %).

С3

Уметь решать уравнения и неравенства (54,7%).

С4

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами (21,3%).

С5

Уметь решать уравнения и неравенства (12 %).

С6

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели (12,3%).

Демонстрационный вариант единого государственного экзамена по математике 2014 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации и утвержден 30 октября 2013 года.

Вариант состоит из двух частей и содержит 21 задание.

Часть 1 состоит из 10 заданий (задания В1–В10) с кратким числовым ответом, проверяющих наличие практических математических знаний и умений базового уровня.

Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики средней школы, проверяющих базовый и профильный уровни математической подготовки. Из них пять заданий (задания В11–В15) с кратким ответом и шесть заданий (задания С1–С6) с развёрнутым решением. Правильное решение каждого из заданий В1–В15 оценивается 1 баллом. Правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, С3 и С4 — 3 баллами, С5 и С6 — 4 баллами. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 33.

Верное выполнение не менее пяти заданий варианта КИМ отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования.

Структура варианта КИМ допускает проведение экзамена, как по полному тексту, так и только по части 1 для проверки освоения базового уровня.

Изменения в структуре и содержании вариантов контрольных измерительных материалов 2014 года по сравнению с 2013 годом:

1. Добавлено задание базового уровня сложности (код 2.1.12 по КЭС, код 6.1. по КТ) с кратким ответом, проверяющее практические навыки применения математики в повседневной жизни.
2. Изменён порядок заданий в экзаменационной работе (задание по теории вероятностей перенесено на позицию 6, задания по геометрии перенесены на позиции 5, 8, 10, 13). Полностью порядок заданий в модели 2014 г. отражён в обобщённом плане варианта КИМ.
3. Без изменения сложности расширена тематика заданий С1, С3, С5,С6.
4. Без изменения сложности расширена тематика задания С4 – в этом задании может присутствовать пункт на доказательство геометрического факта.
Подготовка к итоговым экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ всегда ответственный процесс. Многое зависит от ученика, но еще больше от его учителя и от того как будет организована подготовка к экзамену.
Всем хорошо известны внутренние стимулы к учению:

  • успешность обучения (ученик должен ясно понимать изученное и самостоятельно выполнять учебные задания);
  • осознание полезности обучения, то есть применимости изученного к решению практических задач.

Над системой по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА работает каждый учитель, преподающий в старших классах.

Составляющими моей системы работы являются:

1. Проведение тренировочных и диагностических работ в 9 – 11 классах.
2. Групповые и индивидуальные консультации с учащимися повышенной и пониженной мотивации.
3. Тренировка по заполнению бланков ответов.
4. Формирование методического уголка по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
5. Использование Интернет-ресурсов в подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике.

На последнем пункте хочу остановиться подробнее.

Самым мобильным и доступным средством, содержащим наиболее свежую информацию, на сегодняшний день является Интернет. Все школы оборудованы бесплатным для учеников Интернетом, да и дома у подавляющего числа семей сеть стала обычным средством. Кроме того работа с ресурсами глобальной сети позволяет вырабатывать у учащихся такую ключевую компетенцию, как способность самостоятельно находить и отбирать информацию. В своей работе учителям часто приходится прибегать к помощи различных онлайн-сервисов. Тесты для учителей математики– не только ощутимая экономия времени, но даже экономия физических сил (если учесть тяжесть ежедневных стопок тетрадей в сумкеучителя). Впрочем, для ученика тоже. Если вспомнить, чтотестированиесегодня становится одной из основных форм проверки знаний, включая ЕГЭ и ГИА, то понятно: чем раньше ребёнок научится проходитьтесты на уроках математики, тем легче ему будет сдавать выпускные экзамены. Поэтомутесты по математике являются планомерной реальной подготовкой к ГИА и ЕГЭ. Школьника полезно знакомить с системойтестов на уроках математики уже в 5 классе – и к 9 классу онбудет готовым к итоговой аттестации. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.

Но современный Интернет содержит такое обилие информации, что неподготовленному выпускнику не хватит времени отобрать действительно необходимую и полезную. Кроме того есть сайты, которые под прикрытием подготовки к ЕГЭ могут содержать вредную и опасную информацию. В следующей таблице приведу ряд сайтов, действительно полезных при подготовке к экзамену, дам краткую характеристику этих ресурсов. Они позволяют повысить качество подготовки к экзамену и повышают эффективность работы учителя. А далее я подробнее опишу работу с некоторыми из них.

Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ-2014.

Название сайта Материалы сайта Электронный адрес

Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по математике 2013 года с образцами решений. http://reshuege.ru/
ALEXLARIN.NET Материалы прошлых лет. Диагностические и тренировочные работы. http://alexlarin.net/
АВ Alleng Учебные материалы (книги, учебники, пособия, справочники и т.п.) размещенные на самом сайте. http://www.alleng.ru
Открытый банк заданий ЕГЭ по математике Задания, тренировочные работы, документы http://mathege.ru
МИФИст Решённые задачи открытого банка http://live.mephist.ru/show/mathege2010/
Федеральный институт педагогических измерений Документы, КИМы.
Открытый банк заданий ЕГЭ и ГИА-9.
http://www.fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ Документы, новости, мероприятия http://ege.edu.ru/
«Досье школьного учителя математики» Сервис позволяет учителю отслеживать уровень обученности учащихся по всем темам курса математики, алгебры, геометрии, начала анализа, устранять пробелы в знаниях на основе полученных диагностических данных, направленно проводить индивидуальную коррекционную работу. http://www.mathvaz.ru

Существует ещё множество сайтов, но для качественной подготовки достаточно научиться грамотно, пользоваться вышеперечисленными ресурсами. Перейдем к более подробной характеристике некоторых ресурсов.

Одним из самых удачных я считаю проект «Решу ЕГЭ». Ученик может применить материалы ресурса для самостоятельной работы. Все задачи отобраны из официального источника: Единого банка задач. Они снабжены подробным, понятным ученику решением. Также ученик может воспользоваться услугой службы поддержки при обсуждении непонятных вопросов. После решённых прототипов подобрано достаточное количество аналогичных задач, что позволяет ученику качественно закрепить определённый тип заданий. На сайте представлены готовые варианты ЕГЭ. Решив которые выпускник может самостоятельно выявить пробелы в знаниях и уделить таким заданиям больше внимания.

Для учителя этот ресурс также очень удобен. Наличие ответов и решений позволяет значительно сэкономить время подготовки к уроку. Все задачи распределены и классифицированы по темам. А также есть возможность сохранить отобранные задачи, распечатать их для проведения самостоятельных и проверочных работ. Недостатков при работе с этим сайтом практически нет. Такая структура позволяет вовремя исправлять ошибки и корректировать подготовку. При работе с сайтом у ученика развиваются навыки самостоятельности.

Также наиболее удачным помощником учителя при подготовке к ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе, особенно при тематическом повторении изученного ранее материала и диагностики учащихся по предмету считаю использование сервиса «Досье школьного учителя математики». Предлагаю использовать сервис в интернете. Он позволяет учителю значительно сэкономить время и не отвлекаться от учебных занятий в школе. Работа с учащимися выполняется поэтапно. Первый этап – подготовительный. Регистрация на сайте, беседа с учащимися, выступление на родительском собрании, раздача логинов и паролей для детей и их родителей.

Использование возможностей сервиса в любом блоке стоит 350 руб. в год для регистрации учащихся в количестве 30 человек. После регистрации предоставляется 10 дней бесплатного пользования сервисом.

Сервис состоит из трех блоков: 5-6 классы, основная школа (7-9 классы) и старшая школа 10-11 классы. В каждом из блоков возможно проведение тестирования обучаемых по всем изучаемым темам.

В современном педагогическом процессе очень многое зависит от взаимодействия между преподавателями, обучающимися и их родителями.

Второй этап – тестирование учащихся по выбранным темам. Диагностический тематический тест составляется из пяти вопросов, каждый из которых выбирается компьютером случайным образом, поэтому вариантов – огромное количество.

Сервис может выдавать информацию учителю в том виде, в каком она ему необходима в текущий момент. Наглядная информация обо всех сторонах процесса обучения каждого учащегося позволит учителю оперативно управлять процессом повторения материала, коррекцией знаний учащихся.

Родителям предоставляется персональная страница родительского контроля. Они могут узнать есть ли невыполненные задания по математике у ребенка, они получают доступ к интерактивной диаграмме уровня обученности учащегося по всем темам курса математики.

Все результаты тестирования автоматически программа отправляет учителю на зарегистрированный электронный адрес. В письме указывается, по какой теме задания в тесте ответил учащийся правильно, по какой неправильно. Учитель посылает учащимся работу над ошибками, выполнение которой отмечается на специальной страничке. В рамках отведенного учителем времени учащиеся выполняют по предложенной теме 3 или более работ. Затем по индивидуальному проценту выполнения работы (печатается на страничке: «Уровень обученности учащихся по теме») я составляю ведомость оценок по результатам работы учащихся по данной теме с указанием количества выполненных тестов, работ над ошибками.

Оценки выставляю по следующим нормам: «3» – уровень обученности 50%-69%,«4» – 70%-89%,«5» – 90%-100%

Учащиеся, поработав с тематическими самостоятельными работами, тренировочными и диагностическими тестами, узнают свои пробелы в знаниях и стараются устранить их до начала экзаменов. Родители вовлекаются в образовательный процесс. Беспристрастная оценка деятельности учащегося компьютером побуждает их вместе со своим ребенком искать способы добиваться успеха.

Сервис позволяет учителю отслеживать уровень обученности учащихся по всем темам курса математики, алгебры, геометрии, начала анализа, устранять пробелы в знаниях на основе полученных диагностических данных, направленно проводить индивидуальную коррекционную работу.

В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ мы проводим диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования. Проанализировав результаты работы, я выявляю пробелы в знаниях учащихся и организовываю повторение материала, с учетом допущенных ошибок. При этом осуществляю индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, составив задания в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика. Эту возможность даёт большое количество опубликованных на выше перечисленных сайтах заданий. Подбор заданий осуществляю так, чтобы впоследствии ученик сумел набрать максимально возможное количество баллов на ЕГЭ.

Для самостоятельной работы я предлагаю учащимся выполнить задания теста в режиме on-line на портале www.ege.edu.ru.

К. Ф. Гаусс говорил: «Математика – наука для глаз, а не для ушей». Считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

С 31 октября на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru началась публикация открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА-9. В нем представлены все типы экзаменационных заданий по всем предметам ЕГЭ и ГИА-9. Для удобства работы задания в открытом банке собраны по тематическим разделам.

Наполнение открытого банка будет происходить поэтапно. До конца марта 2014 года будет опубликовано более 45000 заданий ЕГЭ, включая версии предстоящих экзаменов. Свыше 50000 заданий ГИА-9 планируется опубликовать до конца января 2014 года.

При проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2014 году экзаменационные варианты предполагается полностью собирать из заданий открытого банка. Планируется, что каждый регион будет самостоятельно формировать варианты ГИА-9. Рособрнадзор считает, что такая технология в целом повышает ответственность субъектов Российской Федерации за полное соблюдение экзаменационных технологий и процедур, в том числе – за вероятность попадания в Интернет КИМ ГИА-9.

Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. А если мы сумеем сформировать у учащихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.

«Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

Литература:

1. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. МАТЕМАТИКА, 11 класс.
2. Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
3. Спецификация КИМ ЕГЭ 2014 г. МАТЕМАТИКА, 11 класс контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по математике. Подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным Учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
4. Россия 2013 ".docье школьного учителя математики"
5. Сайт Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru) . Открытые банки заданий ЕГЭ и ГИА-9

18.06.2014