Урок русского языка по теме "Изменение имен прилагательных по числам". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для овладения обучающимися знаний об изменении имён прилагательных по числам.

Урок направлен на формирование предметных результатов:

  • обучающийся научится находить слова, обозначающие признак предмета;
  • определять грамматические признаки прилагательных – род, число.

А так же формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные:

  • обучающийся научится определять цель деятельности на уроке;
  •  обучающийся получит возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с одноклассниками и учителем;
  • обучающийся научится проговаривать последовательность действий на уроке;
  • обучающийся получит возможность научиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  • обучающийся получит возможность научиться строить сообщения в устной  форме;
  • обучающийся получит возможность научиться проводить сравнения, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные:

  • обучающийся научится строить понятные для партнёра высказывания;
  • обучающийся получит возможность научится строить монологическое высказывание.

Личностные:

  • обучающийся получит возможность научиться уважать своих родителей, заботиться о младших;
  • обучающийся получит возможность научиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку.
2. Чистописание. Актуализация знаний

На доске записаны слова: добрая, умный, строгий, любимая, весёлый, послушная, милое, ласковая, хороший

– Прочитайте слова. Что общего между ними?
– Что такое имя прилагательное?

– На какие группы можно разделить эти слова?
– Как вы это определили?

 

 

– Это всё имена прилагательные.
– Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? какие?
– По родам: ж.р., м.р., ср.р..
– По окончаниям.

Выставляют фигуры кластера на доске.

3. Составление кластера

 

– Подведём итог.

– Составьте цепочку букв для чистописания из окончаний прилагательных. (образец письма показать на доске)

Прописывают в тетради цепочку букв.
4. Словарно-орфографическая минутка

– Отгадайте загадку.

Здесь родился, живёшь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?

– Посмотрите в словаре, что обозначает слово «родина».
– Запишите слово. Когда говорим о Родине в смысле «страна, государство», значит, слово надо писать с большой буквы. Поставьте ударение, выделите орфограмму слова.

 

 

Родина. Записывают слово в тетрадь.


Место, где родился, живёшь. Отечество, отчизна.
Ударный звук [о], безударный  [и].

5. Проблемная ситуация

– Подберите родственные слова.
– Назовите общую часть родственных слов.

У каждого человека есть родина. Наша страна – Россия,  это наша большая, общая Родина, Отчизна. Но  ещё есть и малая родина, место, где вы сейчас живёте, где родились. И наша «родина» начинается с корня «род» – что значит «семья». Вы живёте в семье и это тоже ваша маленькая родина.
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Семья – это родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно. Если случилось несчастье, кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же родные. Самые близкие и дорогие люди. Недаром говорится: «Семья – печка: как холодно, все к ней собираются».  (Презентация про родину и семью)
– А кто есть в вашей семье. (Слова записываются столбиком на доску и в тетрадь).

Мама
Папа
Сын
Дочь
Брат
Сестра
родители
Бабушка
Дедушка
Тётя
Дядя

– Подберите к данным существительным имена прилагательные. (Слова на карточках перемешаны)
– Выделите окончания имён прилагательных и по окончанию определите род.
– Что заметили?
– Почему?

Родной, родня, родители, родственник, родник, народ, родственный.
-род-

 

 

Записывают словосочетания в тетрадь.
Добрая
Умный
Строгий
Любимая
Весёлый
Послушная
Заботливые
Ласковая
Хороший
Терпеливое
милое
По цепочке называют слово и определяют род. (ответы сверяют с кластером)
К слову родители не подошло ни одно прилагательное (ПРОБЛЕМА)
Потому что слово «родители» стоит во множественном числе.

6. Целеполагание. Открытие нового знания

– Мы с вами говорили, что имена прилагательные сочетаются с именами существительными.
– Значит, какой вывод можно сделать?

– Сегодня будем учиться определять число имён прилагательных и изменять их по числам.
– В каком числе стоят наши прилагательные? Как вы это узнали?
– Подберите к слову «родители» имя прилагательное. Что надо сделать с нашими прилагательными, чтобы они подошли к слову «родители»?

– На какой вопрос отвечает имя  прилагательное во множественном числе, и какое имеет окончание?
– Откройте учебник на с. 47 и прочитайте правило.

– Добавим наш кластер.


Имена прилагательные изменяются по числам.

Надо их изменить по числам. Данные прилагательные подставляют к существительному, изменив число. Какие? Окончание -ые, -ие.
(Читают правило)

7. Физкультминутка

– Если я называю имя прилагательное в единственном числе, то вы приседаете, если во множественном, то берётесь за руки и делаете подскоки по кругу.

 
– Так  как же определить число у прилагательного?

– Прочитайте сведения русского языка на с. 48.
– Всё ли верно мы с вами сказали?

По имени существительному.

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. А во множественном числе по родам не изменяются. (Добавить в кластер блок «ед.ч.»
Надо сначала определить число. Если мн. ч., то -ые или  -ие. Если единственное число, то сначала определим род, а потом определим окончание.
(Выполняют часть задания с комментированием, а затем самостоятельно)

8. Первичная проверка понимания

– Как изменяются прилагательные в единственном числе? А во множественном?

 
9. Применение новых знаний

В тексте вставьте пропущенные окончания прилагательных. Как будете определять?

Нет милее дружка, чем родн…  матушка.
Отец и мать – священ…  слова.
Счастлив…  дочь – в отца, а сын – в мать.
Баба-бабушка, золот… сударушка!
Братск…  любовь крепче каменной стены.
В хорошей семье хорош…  дети растут.
Толков…  сын – правый глаз отца.
Добр…  братство лучше богатства.
Дружна… семья не знает печали.
Родители трудолюбив… — и дети не ленив… .
Человек без братьев и сестер — одинок…  дерево.
Семейн…  согласие всего дороже.

– Семья действительно самое дорогое, что есть у нас. И мы должны заботиться о родителях и младших.

Проверка выполнения.

Текст выведен на доску. Ученики меняются тетрадями и проверяют друг у друга.
10. Рефлексия учебной деятельности

Наш урок подошёл к концу.
Наш класс это тоже семья – школьная. Если вы на уроке узнали новое и  все задания у вас получились – подарите классу красное сердечко. Если у вас на уроке возникли трудности, и у вас не всё получилось – подарите зелёное сердечко. А если вам было не интересно, и ничего не получилось – подарите  синее сердечко.
Я благодарю вас за работу. И на домашнее задание предлагаю вам сюрприз – МОЗАИКУ. А на следующем уроке посмотрим, что у вас получилось.

 

МОЗАИКА

Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.
На … планете жили … и … человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер. Домики у человечков были …, а крыши у домиков – … . Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на … веревочках и рычали. На  … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, … цыплята, … ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости.

Прилагательные для мозаики:

Клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, желтый, яркий, черный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

 

19.05.2014