Интегрированный урок (информатика + геометрия "Обобщение и систематизация знаний") по темам "Обработка информации" и "Прямоугольные треугольники"

Разделы: Математика, Информатика


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.

Древнекитайская мудрость

Цели урока:

  • Систематизировать и обобщить материал по темам “Создание презентаций в среде PowerPoint” и «Прямоугольные треугольники»
  • Продемонстрировать межпредметные связи информатики и геометрии
  • Формирование целостной картины мира

Задачи урока:

  • Образовательные
    • контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint и прямоугольным треугольникам
    • обобщение и систематизация полученных знаний на основе межпредметных связей.
  • Развивающие:
    • развивать умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения
    • развитие познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний;
    • показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
  • Воспитательные:
    • развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: интегрированный информатика + геометрия, защита творческого проекта.

Методы обучения: метод проектов, словесно-наглядный.

Формы организации учебной деятельности:
межпредметная творческая работа, фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль,  работа на ПК, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютеры, программная среда PowerPoint, раздаточный материал, проверочная работа.

План урока:

  1. Организационный момент, постановка целей и задач урока, психологический настрой / 3 мин
  2. Актуализация знаний /15 мин
  3. Представление компьютерных презентаций /30 мин (презентации проектов)
  4. Самостоятельная работа /20 мин
  5. Подведение итогов урока /7 мин

Оформление класса: на доске тема урока и цели урока для учащихся, эпиграф урока.

“Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”. Л.Н. Толстой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых потому, что это одновременно и урок геометрии и урок информатики. А во-вторых, нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа, как по геометрии, так и по информатике. Мы работали над проектом создания компьютерной презентации.
На уроках геометрии вы изучали свойства и  признаки прямоугольных треугольников, а на информатике – среду для создания компьютерных презентаций Powerpoint. Объединяя полученные знания, вы создавали компьютерные презентации о прямоугольных треугольниках, которые будут служить учебным пособием при изучении геометрии
Давайте вспомним, а какова же была цель изучения данных тем по геометрии и информатике?
Верно. Изучить особенности прямоугольных треугольников, узнать, для чего предназначена программа PowerPoint и научиться с ней работать.
А как вы считаете, выполнили, достигли мы этих целей?
Да, выполнили. А значит сегодня на уроке наша цель…? Какая?
Верно. Показать что мы узнали и чему научились за это время.
На доске открываются цели урока для учащихся.
Посмотрите, как много нам нужно успеть сделать. Поэтому урок будет длиться не один академический час, а два.
Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение!

II. Актуализация знаний (информатика + геометрия)

1. Задания для индивидуального опроса:
– отгадай кроссворд – 2 человека работа за компьютером Приложение 1а и Приложение 1б
– работа с карточкой – 4 человека Приложение 2
Задания на карточке:
– соотнеси термин с понятием
– найди и исправь ошибки в предложениях
– впиши пропущенные слова в предложения

2. Остальные работают вместе.

Возьмите со своего стола листок №1 – Приложение 3 с вопросами по изученным темам. Можно задать любой вопрос любому ученику класса. Задающий вопрос оценивает правильность ответа. Кто начнет?

  • Что означает слово презентация?
  • Где и для чего проводятся презентации?
  • Как запустить приложение Power Point?
  • Как подключить панель инструментов?
  • Как создать слайд?
  • Как изменить фон слайдов?
  • Как вставить картинку, текст в презентацию?
  • Как настроить анимацию текста, картинки?
  • Как запустить презентацию на исполнение?
  • Как вставить звук в презентацию, если он не является стандартным?
  • Как настроить переход слайдов?
  • Какие режимы работы с презентацией существуют?
  • Как удалить слайд?
  • Как сохранить презентацию?
  • Назовите этапы создания презентации в среде PowerPoint?

3. Ребята, а давайте вспомним:

1. Какой угол называется внешним?
2. Что вы знаете про внешний угол?

Предлагаю вам решение задачи. Ваша цель: заполнить пропуски решения задачи.

Задача:  В равнобедренном треугольнике один из внешних углов равен 60 ° ,высота, проведенная к боковой стороне, равна 5см. Найдите основание треугольника.

Решение:

Т.к. внешний угол равен 60°, то смежный с ним внутренний угол равен 120°. Этот угол может быть только углом, противолежащим основанию, т.к. он наибольший.
Т.к. ∆ АВС – равнобедренный с основанием АС, то угол А = углу С = 30°
Т.к. АН – высота, то  ∆ АНС– прямоугольный
В ∆ АНС   угол С= 30°, значит, АН = 1/2 АС
Т.к. АН = 5 см, то АС = 10 см
Ответ: АС = 10 см

А теперь у нас самый интересный и самый главный этап урока

III. Презентация проектов

Но сначала мы определимся с критериями оценивания ваших презентаций. Домашним заданием было разработать подобные критерии. Ваши предложения.
Предлагаю объединить ваши предложения и оценить работы по следующим критериям Приложение 4

Защиту презентаций мы построим следующим образом

1. Отчет группы о работе над проектом.

а) название проекта
б) количество слайдов
в) какие объекты использовались
г) какие эффекты использовались
д) как был задействован каждый участник группы?

2. Вопросы к выступающим

Итак, начнем.
Давайте вспомним, что мы знаем про треугольники, какие бывают они. А в этом нам помогут ваши презентации. Презентация 1
– Почему как вы думаете, изучение прямоугольных треугольников выделено отдельной темой?
– Какой треугольник называется прямоугольным? Презентация 2
– Свойства прямоугольных треугольников Презентация 3
– Признаки прямоугольных треугольников. Презентация 4, Презентация 5

Решение задачи: Определите на каких рисунках есть равные треугольники. По какому признаку равны прямоугольные треугольники?

Ребята, вы создали прекрасные проекты и по оформлению, дизайну презентаций, и по содержанию – дали полную характеристику прямоугольным треугольникам, показали взаимосвязь.
Теперь, давайте применим полученные знания при работе с карточками.

IV. Самостоятельная работа – Приложение 5

V. Подведение итогов урока

За урок – две оценки, Оценка проекта, оценка за работу с карточкой.
Оцениваться ваши презентации будут с учетом ваших бланков с оценками по критериям. Ответы на задания на карточке вы уже сверили и для себя сделали выводы. Поднимите руки, кто выполнил все задания.

Закончился наш урок. Урок необычный. К этому уроку вы проделали большую работу: Создали и защитили проект по теме «Прямоугольные треугольники». Этот материал будет использоваться в дальнейшем на уроках информатики и геометрии как наглядное пособие, то есть ваш труд был не только для себя, но и для других.
Наш урок мы хотим закончить словами, с которыми Вы не можете не согласиться.
“Знания – это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти”. Л.Н. Толстой.

18.06.2014