Истинные и ложные утверждения в равенствах и неравенствах

Разделы: Информатика

Класс: 4


Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Цель: расширить знания детей о равенствах и неравенствах, познакомить с понятием истинных и ложных равенств и неравенств.

Задачи:

  • учить определять истинность или ложность утверждений для данного объекта с точки зрения объективной действительности;
  • понимать описание объекта с помощью истинных и ложных утверждений;
  • расширять, обогащать и активизировать словарь учащихся (предметная);
  • формировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости;
  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
  • создавать   условия для проявления обучающимися интереса к учебному материалу и учебной деятельности (личностная);
  • развивать умения выделять главное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать умение работать с разными видами информации;
  • работать над использованием знаково – символичных средств;
  • уменее ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • развивать словесно-логическую память, абстрактное мышление, устойчивое внимание, умение выполнять построение цепочки суждений и выражать результат в устной речи (познавательная);
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • высказывать свое предложение (регулятивная);
  • создавать условие для учебного сотрудничества с учителем и сверстником;
  • формировать умение использовать в общении правила вежливости;
  • воспитывать навыки учебного сотрудничества (коммуникативная);

Предварительная подготовка учителя: загадки, сигнальные карточки, тест, презентации.

ТСО: мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация (Power Point), видеоролик, ИНФОРМАТИКА  учебник-тетрадь 2 кл (2 часть).

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, на перемене вы отдохнули, теперь давайте успокоимся, сосредоточимся , настроимся на работу. В этом вам поможет видеоролик «Истина в красоте» (Приложение 1)

2. Актуализация знаний

– Свой урок я хотела бы начать с загадок.

1 Загадка

От человека утаишь, от совести не утаишь. – Ложь

2 Загадка

В огне не горит, в воде не тонет, в земле не гниет. – Истина

(На доске есть подсказки)

Правильно давайте же мы с вами поиграем в истинные и ложные высказывания. (На столе лежат карточки).

Работа с карточками (3 мин)

  1. Все птицы хорошо летают  (Л)
  2. Некоторые луговые цветы желтые (И)
  3. Если  Даша учиться во втором классе, то Даша – школьница (И)
  4. Если Витя – школьник, то он учиться во втором классе (Л)
  5. Если число записано двумя цифрами, то оно двузначное (И)
  6. Информатика изучает числа и фигуры (Л)
  7. Информатика изучает только устройство компьютера (Л)
  8. Человек получает информацию через органы чувств (И)
  9. Компьютер получает информацию через устройства ввода (И)
  10. Монитор – устройство ввода (Л)

3. Вхождение в проблему

Предлагаю вспомнить следующих высказываний, и определить истинные они или ложные. (Презентация 1) (10 мин)

Вспомним некоторые равенства и неравенства (1 человек у доски)

–  Ребята нам пришло письмо! В этом письме белочка просит помощи, ей нужно собрать, как можно больше грибов на зиму, но прежде мы должны разобраться, съедобный этот гриб или нет, а в этом ей помогут наши знания.
– Посмотрите у нас грибы необычные!
– Что они содержат?  ответ детей: (Равенства и неравенства)
– Но не все грибы соберет белка, а только те в которых высказывания будут истинными, те и будут являться съедобными.
– Ребята, какая задача стоит перед нами?

Ответ детей: определить истинность и ложность высказываний в равенствах,
и неравенствах.

– Совершенно верно, мы сегодня с вами будем определять истинность и ложность высказываний в равенствах,  и неравенствах, ставить знак  < или  > или = так, чтобы получилось истинные высказывания, решать задачи на логику.

№47 (1 человек у доски)

№ 49 (1 человек у доски)

№ 5 (1 человек у доски)

– Ребята, хочу предложить вам решить одну очень интересную задачку  на логику. На арене четыре клоуна. Топ полнее Мима, а Смех худее Мима, но полнее Бона. Подпишите имена клоунов, (каждый работает в своей карточке)

Для проведения самопроверки, поменяйтесь карточками с соседом по парте.

4. Физкультминутка

– Мы хорошо поработали теперь можно и отдохнуть.  (Презентация 2)

5. Закрепление полученных знаний

Приступаем к самостоятельной работе. Пожалуйста будьте внимательны и аккуратны (7 мин.)

1 вариант

Значение К К > 3 К < 7 К = 5
1 Ложь Истина Ложь
4      
5      
7      
11      

2 вариант

Значение К К > 4 К < 9 К = 8
3 Ложь Истина Ложь
5      
6      
8      
13      

6. Рефлексия

– Мы с вами узнали, что истинные и ложные высказывания могут быть не только в высказываниях, но и в равенствах и неравенствах.
– Назовите синоним к слову истина?  (правда, да)
– Назовите синоним к слову ложь?  (не правда, нет)
– Итак, давайте вспомним, что является равенством? (Равенства – это два выражения, соединенных знаком «=»)
– Что является неравенством? (Два выражения, соединенных знаком «>» или «<» – неравенство.)

(Презентация 3)

– Перед вами два дерева, дерево лжи и дерево истины.
– Как вы думаете какое дерево Истины?
– Почему?
– Правильно, истина – это правда, истины в нашей жизни больше, поэтому дерево развивается, растет, дает плоды, оно пышное и красивое.
– А теперь я прочитаю вам высказывания, если оно для вас истинное, то приклейте свой улыбающийся смайлик на дерево истины, а если ложно на дерево лжи: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много и с пользой работал на уроке, я понял все, о чем говорилось и делалось на уроке».