Многоаспектный анализ текста

Разделы: Русский язык


Цели урока для учителя:

  1. Повторить:
    • разделы лингвистики;
    • самостоятельные и служебные части речи;
    • виды предложений;
    • грамматическую основу: подлежащее и сказуемое;
    • стили речи: научный стиль и научно-популярный подстиль
  2. Отрабатывать и развивать у учащихся:
    • Умение ставить перед собой цель и видеть задачи
    • Умение работать с текстом
    • Умение анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы
    • Умение логически мыслить
    • Навык определения частей речи в тексте
    • Умение определять научный стиль речи и научно-популярный подстиль
    • Умение находить грамматическую основу предложения
    • Умение определять вид предложения
  3. Воспитывать
    • интерес к русскому языку
    • вдумчивое отношение к каждому слову

Цель для обучающихся: проанализировать текст в разных аспектах для выполнения заданий ЕГЭ части А: А7 – А12.

Задачи обучающихся:

  1. Прочитать текст
  2. Выполнить задания А7 – А12
  3. Рассмотреть
    • синтаксический аспект текста
    • морфологический аспект
    • лексический аспект
  4. Выделить стилистические особенности исходного текста научно-популярного подстиля

ПОЭТАПНЫЙ ХОД УРОКА 

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа.
  3. Определение цели урока.
  4. Определение задач урока.
  5. Формулировка ключевых понятий урока. Работа с таблицей «Языковая система».
  6. Работа с текстом.
    • Выразительное чтение исходного текста
    • Знакомство с заданиями А7 – А12
  7. Повторение ранее изученного материала.
    • Различие текстов научного стиля и текстов научно-популярного подстиля. (Сообщение учащегося)
  8. Результат подготовительной индивидуальной работы
    • Сообщение учащегося с презентацией «Многоаспектный анализ текста»
    • Элементы речеведческого разбора текста
  9. Проектно-исследовательская деятельность
    • Презентация проекта «Стилистические особенности текста научно-популярного подстиля»
  10. Психологическая рефлексия.
  11. Работа с ноутбуками «Мобильный класс». Выполнение заданий.
  12. Итог урока.
  13. Домашнее задание.

Ход урока

(Слайд 1 Презентация)

1. Организационный момент

Тема урока: Многоаспектный анализ текста.

Обратите внимание на прилагательное многоаспектный. Какие слова в нем спрятались? (Много аспектов)

2. Словарная работа

(Слайд 2)

В толковом словаре С. И. Ожегова дано лексическое значение слова «аспект».

Аспект, -а, м. (книжн.) Точка зрения, взгляд на что-нибудь. //прил. аспектный, -ая, -ое.

3. Определение цели урока

(Слайд 3)

Откройте сборник тренировочных заданий ЕГЭ, который допущен к использованию в качестве учебного пособия ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Вариант № 1. Перед текстом в рамочке дана информация. Прочтите ее. (Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.)

Цель урока: проанализировать текст в разных аспектах для выполнения заданий ЕГЭ А7 – А12.

4. Определение задач урока

(Слайд 4)

– Каковы задачи урока?

Задачи урока:

  • прочитать текст
  • выполнить задания А7 - А12
  • изучить текст в разных аспектах:
  • морфологический аспект,
  • синтаксический аспект,
  • лексический аспект
  • выполнить элементы речеведческого анализа
  • подвести итог

5. Формулировка ключевых понятий урока

(Слайды 5-7)

Слово учителя

– В 8 классе вы заполняли таблицу «Языковая система».

Фронтальный опрос по таблице

– Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.)

– Какой раздел лингвистики изучает грамматическую основу предложения и виды предложений? (Синтаксис.)

– Как называется взгляд на текст с точки зрения лексики? (Лексический аспект.)

6. Знакомство с текстом и заданиями А7 – А12

(Слайды 8-14)

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.

(1)…(2)Так, к началу 19 века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу 20 века – уже шесть миллиардов человек. (3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5)Ученые установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)… человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.
  2. Население планеты растет медленно.
  3. Население планеты очень быстро увеличивается.
  4. По мнению ученых, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.

А8. Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста?

  1. Однако
  2. Например,
  3. Кроме того,
  4. Наоборот,

А9. Какие(-ое) слова (слово) являются(-ется) одной из грамматических основ второго (2) предложения текста?

  1. Проживал человек
  2. Проживал один миллиард человек
  3. Миллиард человек
  4. Проживал

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

  1. Простое
  2. Сложносочиненное
  3. Сложноподчиненное
  4. Сложное бессоюзное

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКОЙ из третьего (3) предложения текста.

  1. Местоимение
  2. Наречие
  3. Прилагательное
  4. Причастие

А12. Укажите значение слова БИОСФЕРА в предложении 4.

  1. Наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.
  2. Раздел кибернетики, посвященный использованию биологических процессов в решении инженерных задач.
  3. Электромагнитные колебания, возникающие в мозгу человека и высших животных.
  4. Область распространения жизни на Земле.

7. Повторение ранее изученного материала

Различие текстов научного стиля и текстов научно-популярного подстиля (Сообщение учащегося)

В учебнике «Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 5-е издание – М. Просвещение, 2012» дана таблица «Особенности стилей речи», в которой есть определение текста научного стиля.

Функция:

  • изложение научной информации.

Сфера применения:

  • научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и прочее.

Задачи речи:

  • сообщение сведений, имеющих научное значение;
  • объяснение причин явлений;
  • разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них

Характеристика высказывания:

  • точность, логичность, доказательность;
  • отсутствие эмоциональности, даже некоторая сухость речи

Языковые средства:

  • книжная и специальная лексика, научные термины;
  • слова категории состояния;
  • глагольные формы множественного числа;
  • деепричастия, причастия;
  • прямой порядок слов;
  • простые предложения, осложненные обособленными и однородными членами;
  • вводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и прочее.

В учебнике «Власенков А. И. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Влансенков, Л. М. Рыбченкова. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2008» даны особенности научно-популярного подстиля речи.

Литература научно-популярного жанра рассчитана на широкий круг читателей, поэтому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

Термины, а вместе с ними и соответствующие им понятия в одних случаях опускаются, в других – раскрываются описательно и, наконец, особенно важные, но малоупотребительные объясняются непосредственно по ходу рассуждения, объяснения. Таким образом, терминов в текстах научно-популярной литературы оказывается значительно меньше.

В таких текстах обычно избегают использования специальных условных обозначений, символов, формул, сложных схем, таблиц, чертежей. В то же время в них широко используется общенаучная лексика.

При популярном изложении научное содержание в какой-то мере проигрывает: оно упрощается, снижаются точность и глубина информации, хотя некоторые вопросы теории, отдельные научные положения раскрываются подробно, иллюстрируются примерами, авторы привлекают яркие образы, сравнения. Однако главное достоинство популярного изложения научных истин в том и состоит, что круг читателей, слушателей, зрителей, способных пользоваться данной научной информацией, становится значительно шире.

Для языка научно-популярной литературы характерно употребление более простых предложений, реже используются сложные синтаксические конструкции.

К научно-популярному подстилю близок научно-учебный: язык учебной литературы должен быть простым, ясным и в то же время отличаться научностью, логичностью суждений.

8. Результат подготовительной индивидуальной работы

(Слайды 17-28)

Многоаспектный анализ текста

Данный текст является текстом научно-популярного подстиля. В тексте два научных термина «демографический взрыв» и «биосфера». Демографический взрыв – это быстрый рост населения за короткий исторический период. Определение термина дано в предложении (3). Термин связан с географией. Биосфера – оболочка земли, заселенная живыми организмами (биология). В таблице «Использование самостоятельных и служебных частей речи в исходном тексте» даны количественные данные использованных в тексте частей речи. Из таблицы и диаграммы видно, что в данном тексте научно-популярного подстиля употреблен большой процент существительных. Отглагольных существительных нет. Наречий и деепричастий в данном тексте нет.

Части речи Количество % Слова анализируемого текста
1 Имя существительное 20 33% началу, века, Земле, человек, концу, века, человек, рост, населения, период, взрывом, биосфера, Земли, взрывы, ученые, планета, человек, человек, долю, биосфере
2 Имя прилагательное 5 13% быстрый, короткий, исторический, демографическим, подобные
3 Имя числительное 3 4% один миллиард, шесть миллиардов, миллионов
4 Местоимение 5 13% так, такой, наша, свою, несколько
5 Глагол 4 10% проживал, называется, установили, превысил
6 Причастие 2 3% рассчитана, рассчитана
7 Предлог 7 10% к, на, к, за, на, на, в
8 Союз 3 7% а, но, что
9 Частица 3 7% уже, ли, только
Итого частей речи 52 100%  

В исходном тексте пять предложений 2, 3, 4, 5, 6. Предложения 3, 4, 5 – простые, неосложненные. Предложение 2 - сложносочиненное. Предложение 5 - сложноподчиненное. Сказуемые простые глагольные. В предложении (4) и в придаточном предложения (5) использованы составные именные сказуемые.

В тексте использована параллельная связь. Во многих текстах с параллельной связью предложений данное – первое предложение, а новое – все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны. Тип речи – рассуждение. Для установления грамматической связи между предложениями используются вводные слова и союзы.

9. Проектно-исследовательская деятельность 

Демонстрация проекта «Стилистические особенности текста научно-популярного подстиля». (Слайды 29-47). Сообщение учащегося.

10. Психологическая рефлексия

Вы все, надеюсь, собирали бруснику. Представьте себе, что вы в лесу. Ложитесь на хрустящие листочки брусники. Видите перед собой стройные стволы сосен, их иглы вонзаются в голубое бездонное прекрасное небо. По небу величественно плывут белые пушистые облака. И вы ощущаете, как из глубин Вселенной на вас изливается энергия. Вы наполняетесь этой ласковой волшебной энергией и чувствуете, как ваше тело наполняется силой, мудростью и радостью. Вы отдыхаете. На душе спокойно и хорошо. А теперь возвращаемся в действительность.

Настройтесь на успешное выполнение заданий текста. Вселите в себя уверенность. У вас все получится.

11. Работа с ноутбуками «Мобильный класс». Выполнение заданий

С ноутбуками «Мобильный класс» на уроке мы уже занимались. Зайдите в программу «Test». Закладка «Тест». Начать тест. Тест состоит из шести заданий. Задания А7 – А12. Надеюсь, вы справитесь с тестом. Удачи!

12. Итог урока

После выполнений заданий на ноутбуках. Учащиеся отправляют результаты на компьютер учителя. В классе установлен Wi-Fi с допуском в Интернет. Программа считывает информацию, и на компьютере учителя появляются оценки за выполненный тест.

Фронтальный опрос

– Назовите стилистические особенности исходного текста научно-популярного подстиля.

  1. Научные термины текста связаны с биологией и географией.
  2. В исходном тексте много простых предложений.
  3. В исходном тексте высокий процент употребления имен существительных.

13. Домашнее задание 

К следующему уроку выполните вариант 2.

Подготовьте диаграмму, подсчитав все части речи.

Определив грамматические основы предложений текста, дайте предложениям характеристики. Оформите результаты в таблице.

Спасибо за урок!

Приложения к уроку.