"Может ли Россия сегодня совершить "экономическое чудо?""

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: когнитивный.

Вид урока: урок информационного поиска, урок-дискуссия, учебного сотрудничества.

Цель урока: получить ответ на главный вопрос темы урока «Может ли Россия сегодня совершить «экономическое чудо»?», выяснить возможности свершения «экономического чуда» в стране через обсуждение, поиск, отбор и анализ информации.

Задачи урока:

  • Личностные: проявлять интерес, уважение и патриотизм к истории развития России;
  • Метапредметные: взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных ролей, представлять себя, вести дискуссию.
  • Предметные: работать с различными источниками географической информации, объяснять понятие «экономическое чудо», выяснять возможности свершения «экономического чуда» в России.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • осознать значимость национальной стратегии России;
  • уважать, проявлять интерес и патриотизм к истории развития нашего государства ;
  • испытывать чувство гордости за свой народ и свою Родину;

Метапредметные результаты (усвоенные универсальные действия):

Регулятивные УУД

  • составлять план действий по решению проблемы;
  • соотнести результат своей деятельности, сравнить и оценить его

Познавательные УУД

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
  • добывать новые знания из различных источников и разными способами;
  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные УУД

  • работать в коллективе с выполнением различных ролей;
  • доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  • понять другие позиции, представлять себя, вести дискуссию;
  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

Предметные результаты:

  • работать с различными источниками географической информации;
  • знать понятие «экономическое чудо»;
  • получить ответ на главный вопрос «Может ли Россия совершить «экономическое чудо»?»
  • узнать национальную стратегию нашего государства;
  • выяснить возможности свершения «экономического чуда» в стране через обсуждение, поиск, отбор и анализ информации

Оборудование урока:

  • Литература. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов, В.Я.Ром. - М.: Дрофа – 2010. - 320 с., География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.И.Алексеев, В.В.Николина. – М.: Просвещение, 2008. – 359 с., Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, С.Б.Лавров. – М.: Просвещение, 2009. – 286 с., География. Современный мир: учеб. Для 10-11 кл. общеобзоват. учреждений / Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина; Рос. акад. наук, - М.: Просвещение, 2011. – 272 с., География. 10 кл. (поурочные планы) / Е.В.Толмачева, - Волгоград: «Учитель-АСТ», 2005;
  • Мультимедиа. Стартовая презентация учителя и предварительно подготовленные презентации 2-х учеников «Национальная стратегия России» и «Русское экономическое чудо»; интернет-ресурсы: dictionary-economics.ru/word/Экономическое-чудо otvet.mail.ru/question/ sberbank.ru/common/img/uploaded/sbjr/02-2013/24-27.pdf sociosphera.com/publication/conference/2012/132/sovetskaya_model_planovoj_ekonomiki_preimuwestva_i_nedostatki/ yandex.ru/yandsearch?clid=1955454&lr=10830&msid=22892.31971.1390664691.0511
  • Техническое оснащение. Компьютеры (4), проектор, интерактивная доска, учебный диск для 10-11 классов (региональный обзор «Зарубежная Европа», практика); сеть интернета (предпочтителен выход в интернет, но с целью предупреждения сбоя, учитель готовит несколько файлов с информацией на «рабочем столе» компьютера).

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Этап мотивации к учебной деятельности.

Учитель обращается к группам (3).

Слайды 1-3: Берлинская стена, Великая Китайская стена, гора Фудзияма и сакура.

Назовите эти страны.

 

 

Предполагаемые ответы учащихся

Методический комментарий. Активизация внимания, мотивация на деятельность

II. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите названия этих стран?

Ваше мнение, почему они являются экономическими лидерами?

Какова их визитная карточка на мировом рынке?

А что еще объединяет эти страны?

Предполагаемые ответы учащихся. Эти страны являются мировыми экономическими лидерами.

Предполагаемые ответы учащихся. Каждая страна является крупнейшим экспортером на мировом рынке.

Предполагаемые ответы учащихся.

Предполагаемые ответы учащихся. Это страны, которые совершили «экономическое чудо» в определенное время.

Методические комментарии. Стимулирование поиска вариантов ответов на основе уже имеющихся знаний – анализ, припоминания, обеспечение ситуации успеха для разных учеников (познавательные, личностные УУД)

III. Этап повторения и открытия новых знаний.

В чем же смысл понятия «экономическое чудо»? Учитель обращается к 1 группе.

Как вы считаете, мы с вами дали более полный ответ?

Чтобы убедиться в правильности ваших ответов, обратимся к Интернет-ресурсам.

Слайд 4 Вспомните критерии «экономического чуда» на примере Японии.

Достаточно ли информации для полного ответа?

Обратимся к источникам информации, в том числе, и к Интернет-ресурсам. Учитель обращается ко 2 группе.

Слайд 5 Вы обратили внимание, к сожалению, среди стран, добившихся экономического чуда не хватает?

Как вы считаете, какие критерии из тех, что мы назвали, соответствуют стратегии развития России сегодня?

Слайды 6-7 А сейчас мы посмотрим предварительно подготовленную презентацию Ивана Ткачева: «Национальная стратегия России» (1,5 мин.)

После просмотра презентации, есть добавления по данному вопросу? Учитель обращается к 3 группе.

Вы практически назвали основные направления российской стратегии сегодня. Наша задача была найти факты, подтверждающие, что Россия сегодня становится на новые экономические рельсы, меняет модель своего развития по сравнению с прошлым.

Участники 1 группы передают смысл понятия «экономическое чудо»

Предполагаемые ответы учащихся.

Ученики обращаются к Интернет-ресурсам

 

Предполагаемые ответы учащихся.

Участники 2 группы обращаются к Интернет-ресурсам и называют критерии «экономического чуда» на примере Японии, которые ранее не были названы.

Не хватает России.

 

Предполагаемые ответы учащихся.

Просмотр презентации ученика

 

 

Участники 3 группы после просмотра презентации дополняют главные направления стратегии России

 

Методические комментарии. Ученики включаются в поиск информации, проверяют правильность выполнения своих заданий, вносят коррективы в свои действия, стимулирование поиска вариантов ответов на основе имеющихся знаний, анализ, интерпретация информации.

IV. Этап включения нового знания в систему знаний.

А теперь, вспомним историю развития нашего государства. Когда-то, еще в дореволюционной России, было совершено «Русское экономическое чудо», о котором сейчас вспоминают историки, но многие, к сожалению, забыли.

Из презентации Окунева Димы мы узнаем о «Русском экономическом чуде» (2 мин.).

Слайды 8-10 После просмотра презентации, какие выводы вы можете сделать? При необходимости учитель дополняет ответы учеников.

 

Просмотр презентации ученика

Предполагаемые ответы учащихся, противоречащие друг другу.

У России есть возможности свершения «экономического чуда», как это было до революции.

Методические комментарии. Ученики проявляют интерес к новому материалу, формулируют собственное мнение.

V. Этап выдвижения гипотез. Этап самостоятельной деятельности учащихся в группах с самопроверкой по эталону.

Мы сравнивали экономические пути развития Японии и России, исходя из этого, давайте сформулируем вопросы, которые актуальны будут для нашего урока.

Слайд 11 Каждая группа формулирует проблемные вопросы.

Как вы считаете, какой вопрос будет сегодня главным, основополагающим?

Слайд 12 К главному вопросу мы вернемся позже.

Из всех вопросов, мы выберем только 3, на которые вы будете отвечать.

Слайд 13 Итак, каждая группа выбирает свой вопрос. На поиск нужной информации, в том числе из Интернет-ресурсов, отводится 3-4 минуты.

Предполагаемые вопросы учащихся.

Проблемные вопросы

  1. Как Японии удается быть богатой, если она бедна природными ресурсами?
  2. Почему России богатой природными ресурсами не удается быть мировым экономическим лидером?
  3. Каковы перспективы развития российской экономики?

Методические комментарии. Организация коллективно-распределительной деятельности в группах, способность вести дискуссию, умение аргументировать.

VI. Этап реализации построенного проекта выхода из затруднения и оценка найденного способа действия по эталону. Постановка проблемы.

Защита проектов по проблемным вопросам.

Итак, проверим, верность ваших ответов.

Слайды 14-16 Как вы считаете, какая группа дала более полный ответ? Чей ответ больше всего понравился?

Слайды 17 Учитель обращается к 3 группам. Вернемся к главному вопросу:

Можно сказать, что мы практически уже совершили чудо, т.е. сделали первый шаг к чуду, после 90-х годов XX столетия, когда вышли из глубочайшего кризиса после распада СССР.

Что пишут в Интернете по этому вопросу?

Давайте выясним причины, почему Россия отстает от ведущих стран мираи что ей мешает совершить чудо. Слайды 18

Представитель каждой группы зачитывает ответы.

Участники групп оценивают ответы одноклассников, которые отображаются на экране

Основополагающий вопрос

Может ли Россия сегодня совершить «экономическое чудо»?

Предполагаемые ответы учащихся.

Ребята находят различную информацию из Интернета, противоречивую друг другу и зачитывают.

Предполагаемые ответы учеников

Хотелось бы верить в «экономическое чудо» России, но остается много проблем, которые требуют безотлагательного решения.

Методические комментарии. Организация коллективно-распределительной деятельности в группах, оценка деятельности, выдвижение гипотез.

VII. Этап определения смысла урока интеллектуальной и эмоциональной рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайды 19 Давайте зачитаем выдержки из выступления президента России:

 

А вы верите в великое будущее России?

Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока?

Слайды 20 Как вы считаете, в чем ценность данного урока?

Подведем итоги, кто сегодня был наиболее активным, чьи ответы были интересными и полными, кто больше всех участвовал в обсуждении урока, какая группа отличилась?

«Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. Все, что мы делаем для тех, кого любим сильнее всего. Для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше нас, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России»

Предполагаемые ответы учащихся.

Предполагаемые ответы учащихся.

Предполагаемые ответы учащихся.

Этот урок помогает нам осмыслить будущее России, и самое главное, не быть равнодушными к ее судьбе.

Методические комментарии. Подведение итогов урока позволяет ученикам произвести оценку урока и самооценку деятельности, соотнести ее с оценкой других.

VIII. Этап рефлексии и домашнего задания.

По карте Европы отметить страны, добившиеся «экономического чуда», указывая их месторасположение.

Работа учеников по интерактивной доске.

Домашнее задание: подготовиться по вопросу: «экономическое чудо» новых индустриальных стран? От каждой группы подготовить презентацию.

Всех благодарю за урок, на этом мы закончили.

23.03.2014