НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Там, где живет водяной"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Программное содержание:

  • Знакомство с растительным и животным миром пресных водоемов.
  • Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений и условий жизни (на примере водоёма).
  • Эмоциональное и экологическое развитие дошкольников.

Материал:

  • Демонстрационный. Презентация «Жизнь пресного водоема»; игрушечный Водяной; емкость с водой; миска с водой, игрушечный паук, стакан; мелкие камешки или семена водных растений.
  • Раздаточный. Условные обозначения растений, животных, воды, односторонние и двусто­ронние стрелки.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Часть 1

В группу к детям «приходит» Водяной. Он поёт свою песенку:

«Я — Водяной, я — Водяной,
Никто не водится со мной...»

Воспитатель предлагает детям подружиться с Водяным и вы­яснить, почему никто не хочет с ним дружить. Водяной рассказы­вает, что он живёт там, где кругом вода — в речках, озёрах, пру­дах и даже болотах (слайды 2, 3). Дети боятся его, а зря, ведь в воде так много всего интересного. Он спрашивает детей, какие они видели реки, озёра, а может быть и моря. Спрашивает, что им там понравилось.

Водяной предлагает попутешествовать вместе с ним, даже побывать под водой.

Водяной предлагает детям «пройтись по берегу» и посмотреть, какие растения живут в водоеме и рядом с водой (слайд 4). Дети по возможности называют известные им растения, рассказывают, где они их видели. Воспитатель может помочь им, показывая картинки с изображением растений водоёмов (слайд 5):береговые растения (слайды 6-9),водные растения (слайды 10-16).

Водяной хвалит детей за их знания и рассказывает, как каж­дое растение приспособилось к жизни в постоянно движущейся воде: водоросли свободно колышутся, как и кувшинки с лотосом, на гибких стеб­лях, водный гиацинт и ряска легко плавают по воде, тростник, осока, камыш крепко держатся за дно цепкими корнями. Лис­тья у таких растений мясистые, умеют плавать, цветки высоко подняты над водой, чтобы их никогда не намочило, и чтобы пчё­лы, шмели и бабочки могли на них садиться. Водяной спрашива­ет, догадались ли они, что самое главное для растений водоёма: почва, свет или вода, предлагает им самим выложить отгадку.

Если дети не справляются, он показывает им волшебную подсказку (слайд 17).

Водяной, спрашивает у детей, зачем в водоеме водоросли: ведь рыбки их редко едят, а без них места и света было бы больше. Нужны ли расте­ния в воде? Воспитатель подсказывает детям, что растения чистят воду, делают её прозрачной, чистой и свежей, показывает приго­товленную заранее ёмкость с долго стоявшей водой. Дети сами делают вывод, что без растений вода начинает плохо пахнуть, становится мутной. Для того, чтобы Водяной знал, что растения необходимы воде, дети выкладывают ему памятную картинку (слайд 18).

Водяной прощается с детьми, благодарит их за помощь и оставляет свой рисунок на память о том, что вода и растения очень дружны (слайд 19).

Часть 2

В гости к детям вновь «приходит» Водяной и предлагает попутешествовать вместе с ним под водой (слайд 20, 21). Он расспрашивает их о том, каких обитателей водоёмов они знают. За каждый правиль­ный ответ Водяной даёт свой подарок-камешек или семечко вод­ного растения. Воспитатель помогает детям, давая им словесное опи­сание или показывая слайды с изображением животных водоёмов (слайды 22-43). Водяной очень доволен тем, как много знают дети, и за это готов рассказать им удивительные истории из жизни в воде.

Он рассказывает о «ловцах» воздуха. Водяной спрашивает, чем дышат все животные (воздухом). Но в воде воздух особый, им умеют дышать только рыбы. Поэтому лягушки и насекомые, живущие в воде, научились ловить воздух. Например, жук-плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду (слайд 44).  Но есть ещё более хитрое подводное животное (слайд 45) — паук-подводник.

Он сумел построить себе дом на дне. Он питается маленькими детёнышами насекомых и рыб, заманивая их в свой дом. Как же он научился дышать под водой?

Водяной показывает фокус. Он кладёт игрушечного паука в стакан, переворачивает его, придерживая игрушку, и резко опус­кает в прозрачную миску с водой. Стакан остаётся частично на­полненным воздухом. Так делает и паук. Он плетёт паутинный дом, похожий на стакан, одевает его на спину и стремительно ныряет под воду. При этом его домик оказывается полон воздуха, доста­точного для дыхания паука. Кроме того, воздушный дом сереб­рится под водой и привлекает любопытных маленьких рыбок и водяных насекомых (слайд 46).

Водяной обращает внимание детей на то, как каждое животное приспособлено к жизни в воде:

  • звери и птицы научились плавать, в этом им помогает не намокаемая шерсть или оперение, перепончатые лапки;  
  • рыбы имеют вытянутое (обтекаемое) туловище, покрытое чешуей, плавники и хвост… 

Спрашивает, что самое главное для обитателей водоёмов: свет, почва или вода. Просит показать ответ волшебной картинкой. Дети выбирают из разложенных на их столах карточек условное обозначение воды и показывают Водяному.

Затем он рассказывает о значении водных обитателей: рыб, лягушек, стрекоз и др. Они очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредных микробов и т.д.
Водяной жалуется детям, как плохо иногда люди относятся к водным обитателям и предлагает детям вместе с воспитателем на­рисовать значок, который бы показал, как важны животные для чистоты воды в речке, пруде, озере, и как вода нужна животным.

Воспитатель, учитывая пожелания детей, выкладывает модель, отражающую взаимосвязь воды и животных, в ней обитающих (слайд 47).

Водяной благодарит детей и обещает поместить их рисунок над каждой речкой, прудом и озером, чтобы все люди знали, как нужно бережно к ним относиться еще и потому, что чистая вода необходима человеку (слайды 48-49).