Сочинение-рассуждение по рассказу Ю.Графского "Чайки". 10-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок развития речи.

Цель: совершенствовать умение создавать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

Задачи:

  • Образовательный аспект:
    • научить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию домашнего сочинения;
    • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации;
    • повторить разделы науки о языке, такие как:
    • стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
    • лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
    • орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных;
    • синтаксис – знаки препинания в предложениях с обособленными членами( обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом) и обособленные определения, выраженные причастными оборотами; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и в бессоюзных сложных предложениях.
  • Развивающий аспект:формировать умения определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию, создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитательный аспект:формирование гражданской позиции, воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.

Материал содержит презентацию. В презентации – 45 слайдов, первый и последний из которых – заглавие и информационные ресурсы.
Начало показа с 1-го слайда. Переход между слайдами осуществляется автоматически.
На слайде №4 – запись звуков моря и крика морских чаек через 3 секунды плавно переходит к аудиозаписи текста Ю. Графского и видеозаписи полёта чаек.
На слайдах №14-23 автоматически появляется задание, а через несколько секунд триггеры с ответами.
Работа слайдов устроена так: сначала задаётся вопрос, а затем – ответ!

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (слайд 1)

Вступительное слово учителя.Создание проблемной ситуации (мотивация).

Записываем в тетради: «Число. Классная работа. Работа с текстом».
Сегодня мы будем учиться писать сочинение-рассуждение–готовиться к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.
А ещё, открою вам секрет, наш урок поможет вам подготовиться к домашней работе.

2. Домашнее задание (слайд 2):

Львов В.В. ЕГЭ 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания. Текст теста №5

  • Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
  • Сформулируйте позицию автора
  • Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, приведите аргументы.
  • Сделайте вывод.

3. Введение в тему (беседа). Слайд №3

Универсальные учебные действия:

  • Мотивация
  • Целеполагание
  • Умение слушать учителя.

– Прислушайтесь, что это? (Шум моря…)

(Экран. Шум моря. Крик чаек. Звучит запись текста). Слайды №4, 5

Универсальные учебные действия:

  • Выдвижение гипотезы;
  • Речевое оформление (речевая грамотность);
  • Публичное исполнение.

4. Работа с текстом Слайд №6

– Можем ли мы сказать, что перед нами текст?
– Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.) Слайд №7
– К какому стилю речи можно отнести этот текст? Слайды №8,9
– К какому типу речи можно отнести этот текст?

Выступление ученика (Публичное исполнение)

Слайд №10
Слайд №11

– О чём же этот рассказ? (Ответы)

Слайд №12

– Что помогает автору передать свои мысли и чувства, воздействовать на читателя? (Средства художественной выразительности).
– Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности мы знаем?

Слайды №13-23 Терминологический диктант

  • Сочетание противоположных по значению слов (Оксюморон)
  • Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (Сравнение)
  • Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (Гипербола)
  • Образное определение (Эпитет)
  • Перенесение значения по сходству (Метафора)
  • Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (Градация)
  • Одинаковое начало нескольких предложений (Анафора)
  • Одинаковая концовка (Эпифора)
  • Членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной На письме точкой, многоточием или тире (Парцелляция)
  • Расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (Инверсия)

Слайды №24-26 Самостоятельная работа

– А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (Работа с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)
Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.

– Все средства художественной выразительности названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю.
(Парцелляция, инверсия.)

Слайды №27, 28

– Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? (Предложения с обособленными членами).
– А какие члены предложения называются обособленными? (Ответы)

Слайды №29, 30

Работа с предложением. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством4.

– Для чего писатель использует в тексте причастные и деепричастные обороты, прилагательные? (Чтобы показать красоту птиц)

Слайд №31

– На какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении? (Ответы)

У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила:

  • безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
  • О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
  • Н, НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.

Слайд №32

– Проверяем и объясняем расстановку знаков препинания!

Слайды №33,34

– Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.

Слайды №35,36

– Расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте свой выбор.

Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторженно замахали руками.

Слайд №37

– В тесте я случайно, когда печатала, только сейчас заметила, допустила грамматические ошибки, найдите их.

  • Скоро вся палуба была полна людьми.
  • И вдруг появился этот человек… с руками, покрытыми густой паутиной наколки.

Слайд №38

– Найдите ключевые слова, подтверждающие красоту птиц, и выпишите их в виде словосочетаний, определите тип связи.

Слайд №39

– Итак, какова же главная мысль данного текста?
– Какую проблему поднимает автор текста?
– Какова позиция автора? (Автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:
В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками)

Слайд №40

– Составьте синквейн. Например:

Человек
Бездушный, жестокий
Старался обмануть, поймать, погубить чайку
Вдруг леска оборвалась
Жестокость

Слайд №41

– А как вы относитесь к этому человеку?
– Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.

Слайд №43

– Итак, мы подошли к нашей основной теме – к написанию сочинения. Из скольких частей должно состоять наше сочинение?

5. Творческая работа в группах:

1 вариант придумывает вступление к сочинению,
2 вариант – формулирует и комментирует одну из проблем, поднятых в тексте Ю.Графского.
3 вариант – определяет авторскую позицию,
4 вариант – излагает собственное мнение, аргументируя, опираясь на жизненный или читательский опыт,
5 вариант – рассуждает об актуальности проблемы,
6 вариант – придумывает возможное заключение к сочинению.

Свои размышления учащиеся записывают в тетрадь.
В течение нескольких минут ребята выполняют предложенное учителем задание.

6. Прослушивание коллективной творческой работы

Один учащийся из каждого варианта поочередно прочитывает созданный фрагмент сочинения. Остальные внимательно слушают , фиксируя в тетради как достоинства коллективного творчества, так и недостатки.

7. Беседа с элементами анализа коллективной работы

Учащиеся высказывают свое видение недостатков получившегося сочинения-рассуждения.

Слайд № 44 Рефлексия

– Как вы считаете, что удалось нам сегодня на уроке

8. Формулирование вывода по уроку учащимися

– Чему был посвящен сегодняшний урок?
– Каковы результаты нашей работы?

9. Подвожу итог

Комментирую оценки.

Приложение 1

Использованные источники

  1. Войлова К.А., Лебеденёва В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.10-11 классы: Метод. Пособие.– М.: Дрофа, 1997
  2. Русский язык: Краткий справочник школьника. 5-11 классы/ К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В. Леденёва, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта.– М.:Дрофа, 1997
  3. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой.– 13-е изд., испр.– М.: Рус. яз., 1981, стр. 687
  5. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова.– М.: Дрофа, 1999, стр.79-81
  6. Русский язык, 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.-изд. АСТ, Астрель, 2011
  7. http://razuznai.ru/sinkvejn.html
  8. http://bir-school-5.ru/index.php/2-uncategorised/67
  9. http://www.imc-new.com/index.php/summaryatt/201-prosecution-of-making-reasoning-in-the-xi-class-at-preparation-to-ege
  10. http://moirus.ru/podgotovka-k-ege/ege-sochinenie-rassuzhdenie-chast-s
  11. http://pedsovet.su/load/321-9-3

12.04.2014