Работа школьной библиотеки по проекту "Учимся выразительному чтению"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Регулярно просматривая профессиональную периодику, меня заинтересовала статья И.И.Тихомировой «Как нестандартно работать по новым стандартам», опубликованная в журнале «Школьная библиотека, № 2-3, 2012 год.

В 2012-2013 учебном году, заручившись поддержкой классного руководителя Борисовой Елены Васильевны и родителей 2а класса, мы совместно приступили к работе по проекту «Учимся успешному чтению». Провели предварительное анкетирование, как родителей, так и детей. После обработки результатов, вышла на родительское собрание, где кратко рассказала о предстоящей совместной работе. На средства, полученные от сдачи макулатуры, приобрели комплект книг для чтения, пособие для каждого ребёнка – «Портфель читателя».

После встречи с детьми, объяснения условий, правил участия в проекте, приступили к чтению произведений, выполнению заданий в дневнике чтения. С октября по март дважды собирала «Портфели читателя». Делала пометки, рекомендации, вклеивала звёздочки. Благодаря участию в проекте, возросла посещаемость библиотеки именно этим классом, причём книги брались и в сельской библиотеке. Дети стремились прочесть как можно больше книг, обменивались впечатлениями. За консультациями по работе над заданиями обращались за помощью и родители детей.

Участие в проекте – дело добровольное. В классе обучается 29 человек. Из них активными участниками являются – 15, прочитали половину из списка – 7 человек, 7 учеников осилили по 1-2 книги.

Для подведения промежуточных итогов работы по проекту, в апреле был проведен урок-путешествие в «Книжную галактику». Проведение урока совпало с празднованием Всемирного дня авиации и космонавтики, поэтому для путешествия были выбраны ракеты, за правильные ответы выдавались звёзды, а коллектив был поделён на группы – экипажи. В ходе путешествия ребята выполняли задания: говорили волшебные слова, при помощи зеркала читали пословицу, обсуждали прочитанное, в качестве разминки – физкультминутки танцевали. В конце урока делились впечатлениями.

В ходе путешествия старалась спросить каждого, подбадривала, если ответ был не совсем верен. Было задано и домашнее задание – сочинить рассказ и нарисовать рисунки. Запланированный на урок материал был успешно освоен. При подведении итогов не было подсчёта баллов, маршрутные листы всех экипажей заняли почётное место на выставке. После урока дети делились впечатлениями не только друг с другом, но и с родителями. По моему мнению, урок прошёл интересно и продуктивно. Дети работали, рассуждали, делились мнениями о прочитанных произведениях. Уже сейчас ребята приносят свои рисунки, мини-сочинения, которые в конце учебного года мы издадим отдельной книжкой.

Я рассчитываю, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появились новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличилось число читателей, а школьная жизнь стала ярче и интересней. Продолжение следует…

Конспект урока-путешествия в «Книжную галактику» для обучающихся 2-го класса

Цели урока:

  • подведение промежуточных итогов по работе над проектом «Успешное чтение»
  • приобщение детей к чтению за счет формирования нового имиджа чтения
  • как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
  • как способа получения удовольствия в духовной сфере.

Задачи урока:

  • выявить самых внимательных читателей;
  • вызывать и поддерживать у детей интерес к чтению;
  • учить работать в команде;
  • развивать самостоятельность мышления и интеллект;

Дополнительный материал: презентация, раздаточный материал, зеркала.

Работа детей в классе – групповая

ХОД УРОКА

Презентация. Приложение 1

СЛАЙД 1

Библиотекарь:

Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам!
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Утром говорим мы…

Дети: Доброе утро!

Библиотекарь: Ну а днём мы скажем…

Дети: Добрый день!

Библиотекарь: На ночь говорим мы…

Дети: Доброй ночи!

Библиотекарь: А перед дорогой нам желают…

Дети: Доброго пути!

Библиотекарь:

Будет легче ехать и идти!
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь!

– Здравствуйте дорогие дети и уважаемые гости!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот в какое – скажите сейчас мне вы!

Ответы детей.

– Как вы знаете, к путешествию всегда готовятся, вот и мы с вами уже целых 6 месяцев проходили обучение, читали книги, выполняли задания, фантазировали, рисовали… Стало быть, готовились!
И этот момент настал! Тем более, что и день-то сегодня особенный: Всемирный день авиации и космонавтики!
Самое время полететь к звёздам, в «Книжную галактику!»

СЛАЙД 2

Экипажи заняли свои места в своих звездолётах, члены экипажа знают свои обязанности. Как в любом путешествии, мы будем соблюдать правила поведения, правила безопасности, чётко следовать проложенному маршруту.
У каждого экипажа будет свой бортовой журнал, в который за каждый пройденный этап будет вклеиваться звёзда! Выдаются ракеты
Гости – эксперты заняли свои места в пункте наблюдения за полётом. Ну что – в путь!

СЛАЙД 3. Для начала, давайте вспомним наши рубежные точки, самые главные остановки нашего путешествия.
У вас на столах лежат листочки, которые необходимы нам для прохождения маршрута.
Задание на звезду: Возьмите синие листочки. Нужно провести ручкой стрелочки. Соотнести автора и название произведения. Время остановки 2 мин.
Проверяем, за 100% совпадения – первая звезда в бортовой журнал.
Движемся дальше. По пути следования очень интересная страна – звезда!
Попадая в незнакомое место, мы всегда пытаемся понять жителей, их обычаи, язык. Но для нас это будет не так уж и сложно, ведь мы готовились!
СЛАЙД 4. Смотрим на экран. Прочитали? Узнали?
СЛАЙД 5. Конечно же, это страна Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».
СЛАЙД 6. Следующее задание. ЧИТАЕМ!

Задание на звезду: «Перевёрнутое зеркало». Возьмём белые листочки.
На столах у вас есть по 2 зеркала.
И с помощью них читаем послание из Королевства. Время 3 мин.
Что получилось?
СЛАЙД 7.
НА ЗЕРКАЛО НЕЧЕГО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА!
Главная мысль сказки…
– Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны!
Движемся дальше!
В каждой волшебной сказке, в каждой волшебной стране обязательно есть волшебные предметы. Давайте вспомним…
Волшебная шапка, шапка-невидимка, палочка, горшочек…
СЛАЙД 8
Но чтобы найти общий язык с героями сказок Александра Волкова нам надо как можно быстрее произнести волшебные слова.
СЛАЙД 9.

Задание на звезду: «Волшебные слова». Берём фиолетовые листочки и тренируемся.
Время – 3 мин. От экипажа – 1 чел.
Молодцы! Говорить научились!
Чувствую, что немного подустали… Дорога дальняя, нужен отдых! Подарки любите? Сегодня же праздник! А от кого подарок – сейчас узнаем!
СЛАЙД 10.
Конечно же, – Карлсон. А рассказала нам о нём шведская писательница Астрид Линдгрен.
Так вот Карлсон прислал нам свой видеоотчёт о своих приключениях!

Танцевальная физкультминутка. Видеофрагмент
СЛАЙД 11

Задание: Во время просмотра разрешается встать и даже потанцевать! Время 3 мин.
Молодцы! Оказывается нужно уметь не только работать, но и отдыхать. (вручаютя звёзды)
Отдохнули, занимаем места, пора в путь!
Нашу планету населяет множество животных. Есть среди них и самые любимые. Поговорим об одом из них. Тем более, что стихов и сказок о нём написано множество.
СЛАЙД 12

Задание: Посмотрите на экран, что вы видите?
Лес, пещера…
Возьмите на столах жёлтые листочки, и прочитайте.
А теперь, снова посмотрите. Читая эти слова и глядя на иллюстрацию, какое из прочитанных произведений вы вспоминаете?
СЛАЙД13
Правильно. Произведения Р.Киплинга. Его сказки. А конкретно мы сейчас поговорим о его сказке «Кошка, которая гуляла сама по себе».
СЛАЙД14
Каких зверей приручила женщина?
собаку, коня, корову.
СЛАЙД 15.
А что привлекло дикую кожку к человеческому жилью?
СЛАЙД 16.

Задание: А теперь за ответ – звезда!
О каком человеке говорят, что он «кошка, гуляющая сама по себе?»
На размышления не больше 1 мин.
(Человек независимый, имеющий своё мнение)

– Молодцы! Ребята! К сожалению, наше путешествие не может длиться бесконечно, и скоро мы будем в конечной точке нашего маршрута.

Задание: Давайте снова посмотрим на наши голубые листочки. О героях какого автора мы с вами сегодня не вспоминали?...
СЛАЙД 17.
Правильно. Это герои Эдуарда Успенского. Предлагаю сделать это самостоятельно. И вот вам домашнее задание! Сочинить историю, нарисовать рисунок на тему «Встреча Дяди Фёдора с инопланетянами»

СЛАЙД 18 Чтение стихотворения

Как хорошо уметь читать!
Взять книгу в руки и узнать,
Что в мире было до меня
И для чего родился я.
К каким галактикам слетать,
Что посмотреть, кем быть, кем стать
Мне книга может рассказать,
Ведь только ей дано всё знать!

Вот и подошло к концу наше путешествие! Впереди нас ждут новые встречи с интересными жителями нашей «книжной галактики»!

Мы с вами чётко следовали маршруту путешествия, бортовой журнал заполнен звёздами. Но перед расставанием, всегда принято делиться впечатлениями.

СЛАЙД 19 Рефлексия.

Задание: Давайте и мы, глядя на экран поделимся своими мыслями, настроением!
Выбирайте по одному вопросу, и ответ может быть из одного предложения!
Пока вы собираетесь с мыслями я вручаю вам по одной звезде, которую вы приклеите к листочку с той книгой, чтение которой доставило вам больше удовольствия и радости.
Есть желающие высказаться?

СЛАЙД 20 Молодцы! Приятных воспоминаний и до новых встреч!