Организация циклов в языке программирования "Паскаль"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (263,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Курс «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» является базовым курсом предметной области «Информатика», а также имеет продолжение в изучении языка программирования Паскаль на профильном уровне в классах информационно-технологической направленности. Курс «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» является базовым курсом предметной области «Информатика» базируется на знаниях и умениях школьников, сформированных при изучении общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».

Общие требования к образованности учащихся

Для качественного обучения необходимо, чтобы учащиеся обладали базовыми знаниями по математике на уровне 9 класса, знали основные правила и конструкции языка программирования Паскаль, имели навыки работы с компьютером.

Концепция курса

Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков составления алгоритма решения поставленной задачи и реализации алгоритма с помощью средств программирования.

Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования является элементом информационной компетентности — одной из ключевых для современной школы, как необходимое условие подготовки школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Она направлена на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.

Цели изучения курса

Основными целями курса «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» являются:

  • понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
  • овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
  • освоить понятие алгоритма и особенности реализации алгоритмов в виде программ, написанных на языке программирования Pascal.

Задачи курса

Основными задачами курса являются:

  • познакомиться с понятиями «алгоритм», «язык программирования»;
  • научиться составлять и читать блок-схемы;
  • сформировать навыки выполнения технологической цепочки от записи алгоритмов на языке блок-схем, перевода этих алгоритмов на алгоритмический язык до разработки программ средствами языка программирования Pascal;
  • изучить основные конструкции языка программирования Pascal;
  • научиться отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.

Методы обучения

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у старшеклассников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности.

Формы организации учебных занятий

Организация учебного процесса предусматривает наличие двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм:

  • урочная форма, когда учитель во время урока консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий в рабочей тетради или программ на компьютере;
  • внеурочная форма, когда учащийся вне уроков самостоятельно изучает теоретический материал и выполняет задания.

Планируемые результаты курса

В рамках курса «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • умеют составлять алгоритмы для решения задач из разных областей знаний;
  • умеют записывать составленные алгоритмы в разной форме;
  • умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;
  • владеют основными навыками программирования на языке Pascal;
  • умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля в курсе «Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Диагностика и контроль — необходимые части учебного процесса, но увеличение их доли в общем объёме времени неизбежно приводит к сокращению времени на изучение материала. Поэтому столь важно извлечение максимума информации на каждом шаге обучения. Контроль и диагностика должны быть действенными. Поэтому необходимо анализировать результаты проверки и принимать меры по коррекции образовательного процесса. От этого зависит, станут ли способы оценивания уровня достижений учащихся результативными.

Проверка достигаемых школьниками результатов проводится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников в виде контрольных работ по следующим темам: «Алгоритмы»; «Типы данных. Основные алгоритмические конструкции»; «Операторы цикла».

Итоговый контроль осуществляется в конце курса в форме контрольной работы.

Исходя из требований ФГОС, предъявляемых для достижения качественных планируемых результатов обучения учащихся, и учитывая важную роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности, возникает необходимость использования более рационального и методически грамотно подобранного материала для изучения темы «Организация циклов в языке программирования Паскаль». В настоящее время не все школьные учебники информатики содержат в полном объеме теоретический материал, нет системы задач на программирование в желаемом объеме, нет разнообразия предлагаемых заданий. Поэтому, имея достаточно богатый опыт в преподавании информатики, зная слабые и положительные стороны изучения этого материала, мною были подобраны и структурированы задания для изучения основных тем курса программирования на языке Паскаль. Одна из таких разработок посвящена теме «Организация циклов в языке программирования Паскаль».

Состав методического пособия:

Методическое пособие состоит из сборника задач (часть1 – теоретический блок, часть 2 - задания тестового характера, часть 3 - задания разных уровней сложности, часть 4 – ссылки на on-line тесты, видеоуроки и др.), а также из презентации, наглядно иллюстрирующей теоретический блок по теме «Организация циклов в языке программирования Паскаль».

Практическая значимость:

Методическое пособие может быть использовано учителями информатики для подготовки и проведения уроков по теме «Организация циклов в языке программирования Паскаль» на базовом и профильном уровнях, для практического применения на уроках-практикумах, для подготовки учащихся к выпускным экзаменам по информатике в форме ЕГЭ и ГИА, для проведения текущего и итогового контроля по данной теме, а также направлено на повышение эффективности использования ЭОР при преподавании информатики.

Для подготовки данного методического пособия мною были использованы следующие источники литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:

  1. Абрамов С.А., Гнездилова Г.Г., Капустина М.И., Селюн М.И. Задачи по программированию М,: Наука, 1988.
  2. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах. (Рабочая тетрадь № 1). М., Интеллект-Центр, 2001.
  3. Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы для программирования на языке Паскаль. (Тематический контроль по информатике) – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  4. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2–е издание, доработанное. М.: Просвещение, 2011.
  5. Залогова Л.А. и др.; под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Информатика и ИКТ: Задачник-практикум: в 2 томах. 3-е издание, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  6. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  7. Карасев П.Н. Информатика (программирование) 10 класс. Поурочные планы. Часть I, Волгоград, 2002.
  8. Трофимова И.А., Яровая О.В. ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник. М.: Эксмо, 2012.
  9. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
  10. Поляков К.Ю. Подготовка к ЕГЭ. Анализ программ с циклами.kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
  11.  Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА по информатике.ege.yandex.ru/informatics/
  12.  Д. Тарасов. Анализ программ с циклами.videouroki.net/view_post.php?id=177

Список Интернет-ресурсов для использования на уроках изучения нового материала (лекции, видеоуроки), уроков-практикумов, итоговых уроков (On-line тесты и т.д.), для самостоятельного изучения учащимися по теме «Циклы в Языке программирования Паскаль» приведены в Задачнике для учащихся.