Интегрированный урок (история искусства + математика) по теме "Архитектура задает задачи по геометрии". 11-й класс

Разделы: Математика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учащиеся, с ранних лет ориентированные на получение творческих профессий и высшего образования в гуманитарной области, имеют достаточно низкую мотивацию к изучению точных и естественнонаучных дисциплин. С целью ее повышения в московской школе №1113 с углубленным изучением музыки, хореографии и предметов эстетического цикла на протяжении ряда лет разрабатываются приемы интеграции различных дисциплин на основе углубленно изучаемой в школе истории искусства. Предлагаемый урок – один из подобных уроков, объединенных в обширный цикл «Искусство с точки зрения науки».

На уроке рассматривается архитектурные сооружения разных стран и народов с точки зрения геометрии. На этой основе осуществляется повторение тем «Геометрические тела», «Тела вращения» и «Объем тел» и отрабатываются навыки решения задач на эти темы. Одновременно актуализируются знания учащихся об архитектуре различных народов и эпох.

В качестве методической основы урока принят системно-деятельностный подход, требующий от учащихся активной самостоятельной и творческой работы, и способствующий формированию у них системного научного представления о мире. Урок построен таким образом, что в его подготовке и проведении главная роль отводится учащимся, учителя выступают в качестве наблюдателей, координаторов и комментаторов, направляющих и тактично корректирующих деятельность учеников в поисках решения поставленной задачи.

Ход урока подробно изложен в прилагаемой анимированной презентации и информационной карте урока.

Тип урока: интегрированный урок Математика – История искусства (МХК), обобщающий урок, основанный на системно-деятельностном подходе

Целеполагание для ученика:

  • Осознание целостности мира, взаимозависимости искусства и науки.
  • Умение сформулировать эмоционально-ценностную позицию и умение высказывать свою точку зрения особственных представлениях о взаимосвязи науки и искусства.
  • Мобилизация своих знаний в области математики и МХК.
  • Совершенствование навыков поиска информации в печатных источниках и Интернете, подготовки кратких текстов.
  • Развитие навыков публичного выступления

Целеполагание для учителя

  • Предметные цели
    • активизировать знания в области МХК и математики;
    • отработать навыки решения задач по геометрии по теме «Объем тел».
  • Цели, отражающие развитие УУД
    • создать условия для формирования умения использовать знания в области математики для познания явлений культуры.
  • Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели
    • формировать у учащихся научное мировоззрение;
    • формировать у учащихся представление о неразрывной взаимосвязи искусства и науки как важнейших областей культуры;
    • создать условия для возникновения у учащихся гуманитарного склада интереса к точным наукам;
    • способствовать формированию творческого мышления;
    • активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально- культурная адаптация школьников);
    • способствовать развитию познавательного интереса.

Домашнее задание:

  • Всем учащимся повторить темы:
    • «Геометрические тела»,
    • «Тела вращения»,
    • «Объем тел»
  • Креативной группе (8 человек) подготовить:
    • презентацию для повторения указанных тем,
    • задачи на основе архитектурных построек с их решением в форме презентации, содержащих также информацию о сооружениях.

Структура урока

Этапы урока Деятельность обучающихся Дидактическое обеспечение
1. Организационный момент (2 мин.) Определение целей и задач урока. Определение состава групп учащихся (3 группы).  
2. Повторение (10 мин.) Повторение тем «Геометрические тела», «Тела вращения», «Объем геометрических тел», представление подготовленных учащимися материалов.  
3. Практическая часть (25 мин.) Решение задач, подготовленных креативной группой
(работы в группах, авторы задач выступают в роли консультантов).
Представление авторами задач презентаций с их решениями и информацией об архитектурных сооружениях.
Компьютерная презентация (КП).
4. Домашнее задание(3 мин.) Представление учителем домашнего задания, комментарии, формулирование задач. Компьютерная презентация (КП), раздаточный материал с заданиями
5. Подведение итогов урока(5 мин.) Формулировка выводов.
Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока.
Компьютерная презентация (КП).

ХОД УРОКА

Файлы презентации

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Дидактическое обеспечение

Слайды 1-3

Класс разделяется на 3 группы по желанию учащихся

Учитель математики сообщает тему урока, комментирует его форму.
Учитель МХК напоминает о неразрывной связи математики и архитектуры.
 
Слайды 4-23 Повторение тем «Геометрические тала», «Тела вращение», «Объем тел» По мере необходимости учителя просит уточнить некоторые понятия, которые необходимы для успешного решения задач урока, но опущены учащимися

КП, презентации, подготовленные учащимися самостоятельно

Слайды 24- 30 Преставление креативной группы подготовленных задач, включающее рассказ об архитектурном сооружении и формулировку задания

Презентации, подготовленные учащимися

Работа в группах, решение предложенных задач, авторы которых выступают в роли консультантов.
Для успешного решения задач учащимся необходимо построить математические модели архитектурных объектов
По мере необходимости учитель математики может проконсультировать учащихся

Презентация, раздаточный материал с заданиями

Слайды 31-39

Представители групп представляют решения задач, используя подготовленные их авторами презентации

По мере необходимости учитель просит уточнить некоторые понятия, важные для решения, важные для закрепления навыков решения задач на вычисление объемов тел

Презентации, подготовленные учащимися

Слайды 40-41   Учителя математики и МХК представляют подготовленное ими домашнее задание.
Проверка его выполнения, включенная в данную презентацию, осуществляется на следующем уроке

Презентация, раздаточный материал с заданием

Слайды 42-45 *

Учащиеся представляют свои решения задачи на вычисление объема основной части крестово-купольного храма и информацию о нем

По мере необходимости учитель просит уточнить некоторые понятия, важные для решения, важные для закрепления навыков решения задач на вычисление объемов тел

Презентации, подготовленные учащимися

Слайд 46

Оценивают свою работу и работу одноклассников

Учителя объявляют оценки. Учитель МХК предлагает придумать и решить задачи, основанные на архитектурных сооружениях, имеющих более сложную композиционную структуру

Презентация

* Включенные в данную презентацию слайды, представляющие решение домашнего задания, должны быть использованы на следующем уроке.

Литература:

  1. Волошинов А. В. Математика и искусство. Москва, 2000.
  2. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983.
  3. Кузнецов М.А. Снежные хижины "иглу". Издательство Главсевморпути, Москва, 1949: http://skitalets.ru/books/iglu_kuznetsov
  4. О Пантеоне в Риме: http://www.arhitekto.ru/txt/2razv36.shtml \
  5. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока, Малая история искусств. — Москва, 1976, С. 199-344.

16.04.2014