Урок немецкого языка по теме "Хобби". 5-й класс

Разделы: Иностранные языки


Данный конспект представляет собой подробное описание проведения открытого урока немецкого языка (как второго ИЯ) в 5 классе по теме “Хобби”.

Учебник: Немецкий язык “ГОРИЗОНТЫ”, 5 класс. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования и науки РФ, Москва 2011г.

Урок является уроком закрепления изучаемого лексического материала по теме ”Хобби”. В основу работы на уроке положен коммуникативный метод обучения иностранному языку, ставший в настоящее время главенствующим методом преподавания ИЯ в школе, при котором учащиеся обучаются формам непосредственного (говорение) и опосредованного общения (аудирование и чтение), что обусловливает последовательность работы с текстом как для чтения, так и для аудирования, а далее для письма.

В рамках этого метода именно подготовительный этап работы над аудиотекстом и текстом для чтения занимает основополагающее место в системе упражнений, так как именно этот этап даёт возможность обеспечить эффективность всей последующей работы во всех видах речевой деятельности, стойкую мотивацию учащихся, высокую результативность и ощущение успеха на определённом этапе изучения иностранного языка.

Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала.

Цель урока: Активизировать раннее введённую лексику по теме «Хобби» в устной речи.

Воспитательные задачи:

  • формировать познавательную активность, общую и социокультурную компетенцию;
  • воспитывать культуру общения учащихся, их толерантность к интересам других людей.

Развивающие задачи:

  • развивать память и внимание;
  • научить слушать и понимать других.
  • развивать умения сбора и анализа информации.
  • развивать логику высказывания.
  • развивать умения речевого взаимодействия.

Образовательные задачи:

  • расширять лингвистический кругозор по теме «Хобби» в устной речи и на письме.
  • научить реализовывать полученные умения на практике.

Основные учебные практические задачи:

Развитие коммуникативной, языковой и речевой компетенций.

  1. Работать над произносительной стороной речи.
  2. Активизировать лексику и речевые образцы в устной речи.
  3. Развивать навыки аудирования, научить вычленять детали при прослушивании аудиозаписей.
  4. Научить учащихся вести диалоги по теме “Хобби”.
  5. Научить распространять простые предложения за счёт добавления обстоятельства времени и места.

Оснащение урока: СD/ МP 3 (Аудиозапись № 51), раздаточный материал (кроссворды,для отработки грамматической темы “Порядок слов в предложении”, мультимедиа (показ презентации по теме “Хобби”).

Ход урока

1. Начало урока. Оргмомент. (2 мин.)

Guten Morgen, Kinder! Setzt euch! Heute ist der 10.te Maerz, Montag. Wie geht es euch?

(На доске / cтенде – наглядное пособие с различными вариантами ответов, уч-ся отвечают по-разному).

Варианты ответов: см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

2. Развитие речевой компетенции. Работа над произносительной стороной речи. Речевая зарядка. (2 мин.)

Wir beginnen unsere Stunde mit einem Gedicht, es heiBt “Wie die Tiere sprechen”.

Учитель читает, уч-ся повторяют.

(Прослушивание с визуальной опорой и повторение за учителем, при необходимости учитель корректирует произношение).

На экране стихотворение:

Отрабатывается произношение при считывании дифтонгов в буквосочетаниях: ei / eu / au и гласных [ a ] и [ u ] в буквосочетаниях: ah / uh.

Текст стихотворения: см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Na gut, die Tiere sprechen ihre Sprachen. Und ihr koennt nicht nur Russisch (unsere Muttersprache), sondern auch Englisch und Deutsch sprechen.

Aber nur die Menschen haben ihre Lieblingsbeschaeftigungen oder Hobbys.

Und unsere Hobbys koennen auch die Tiere sein.

Habt ihr verstanden? Ja, unser Thema heute heiBt «Hobbys».

На доску вывешивается табличка: HOBBYS.

Wir werden sprechen, zuhoeren, lesen und schreiben Deutsch.

Und zuerst wollen wir unsere Lieblingsbeschaeftigungen oder Hobbys nennen.

3. Развитие языковой и речевой компетенций.

Повторение лексики: названия часто встречающихся увлечений, введённых в лексический запас в начале работы над темой.

Использование мультимедийного экрана: Уч-ся смотрят на экран и называют показываемые картинки, изображающие увлечения людей c названиями, выплывающими после называния этих увлечений/хобби самими учащимися для самопроверки:

Задание 1: Nennt diese Hobbys! (3 мин.)

das Basteln (eine Holzmuehle, ein Schiff) (на фото – поделки из дерева,бумаги и т.д.)

das Malen (ein Bild) (на экране – рисующие дети)

das Sammeln (Puppen usw.) (на фото коллаж – коллекции кукол, марок, книг и т.д.)

das Lesen (ein Buch – Buecher) (на фото – стеллаж с книгами и читающий человек)

(die) Musik machen / hoeren (die Gitarre, das Klavier, das Schlagzeug) (на фото – музыкальные инструменты)

das Fotografieren (eine Kamera) (на фото – фотоаппарат)

das Kino (ein bekannter Film) (кадр из известного учащимся фильма)

das Theater (die Szene) (фото с театральной сценой)

das Tanzen (die Taenzerinnen) (на фото – танцовщицы)

das Fahren (das Skateboard, Schie, das Fahrrad) (на фото – предметы для занятий спортом, на которых может передвигаться человек: скейтборд, лыжи, велосипед)

das Reiten (die Pferde) (на фото – наездник на коне)

die Tiere (Tiere halten – die Katze, der Hund) (на фото – кошка и собака)

Sport machen (zwei Schier, ein Ball usw.) (на экране – коллаж “ Виды спорта”)

im Internet chatten (der Computer mit “Internet Explorer”) (на фото – компьютер с заставкой “Internet Explorer”)

die Blumen (viele Blumen am Fensterbrett usw.) (на фото – цветы на подоконнике, балконе и в саду)

das Schwimmen, das Fernsehen и т.д.

Учитель: Sehr gut! Ihr habt alles richtig genannt! Die Menschen haben so viele Hobbys!

Задание 2: Und jetzt sagt, welche Hobbys habt ihr? (2 мин.)

Режим работы:

  • Учитель -> Ученик
  • Ученик -> Ученик

Вопросы: Hast du ein Hobby / Hobbys? // Was fuer ein Hobby hast du ? // Magst du…?

(Buecher lesen, etwas basteln, Skateboard fahren, im Internet chatten usw.)

Задание 3: Beantwortet meine Fragen! Was mag (Аnja, … usw.? (называются имена присутствующих учащихся, если ребята забыли, они переспрашивают cвоих однокласcников, а затем отвечают) (2 мин.)

Например: Anja, wie ist dein Hobby?

4. Проверка домашнего задания (9–11 мин.)

1) Двое учащихся получают листок с «полем», на котором в каждой клеточке буквы немецкого алфавита. Они должны найти на этом поле “спрятанные cуществительные” по теме «Хобби», и выписать их с артиклями в таблицу рядом, которая дана с целью сокращения времени на поиски и более продуктивной работы над этими словами.

Kreuzwortraetsel Substantive
Findet, hebt hervor und schreibt die deutschen Substantive zum Thema “Hobbys” heraus:
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 2) Двое учащихся получают листок с «полем», на котором скрыты только глаголы, всё остальное задание такое же, как с существительными.

Kreuzwortraetsel Verben
Findet, hebt hеrvor und schreibt die deutschen Verben zum Thema “Hobbys” heraus:
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

*** На самостоятельную работу даётся 6 – 7 минут, работы проверяются всеми учащимися, кроссворды раздаются уже всем непосредственно перед проверкой по мере выполнения учащимися своих заданий (декламация стихотворений, подготовленные дома диалоги) (см. ниже). (2 – 3 мин).

3) Проверяется декламация стихотворений, заранее подготовленных уч-ся к 8 Марта по теме “Poesie ist mein Hobby”. (2-3 мин.) (вызываются не более 2-3 уч-ся)

4) Проверяется подготовка диалогов (не более 2 – 3 пар) по теме “Mein Hobby” (5 – 6мин.) (индивидуальные задания были заданы на предыдущем уроке).

**** Таким образом, до прослушивания последнего диалога учащиеся, выполняющие письменную работу, должны сдать свои листки с выполненным заданием.

Физкультминутка. (1мин.) (Примерно через 22 – 26 мин. от начала урока)

5. Развитие коммуникативной и речевой компетенций. Активизация лексических единиц и речевых оборотов, ранее введённых по теме “Хобби”. (5 мин.)

Задание: Посмотреть на экран (используется первая презентация) и прокомментировать: у кого какое хобби, чем любят заниматься увиденные учащимися люди (Составление мини – описания с оценочным компонентом).

Sagt, welche Hobbys haben diese Menschen? Was machen sie gern?

Was moegen sie gerne? Wie machen sie das?

Учащимся предлагается использовать следующие оценочные наречия такие как:

toll / super gut
sehr gut nicht so gut

Например: Die Mutter liest ein Buch, das Maedchen hoert.

Das Lesen ist toll. Die Mutter liest super. Das Maedchen mag gerne hoeren.

Das Maedchen kann nicht lesen, aber es hoert zu.

  1. (комментарии были к первой картинке);
  2. Das Maedchen singt ein Lied. Es macht das super. Das Singen ist ihr Hobby, das ist toll.
  3. Das Maedchen malt sehr gern. Das Bild ist sehr schoen. Es malt sehr gut.
  4. Der Junge bastelt (etwas aus Holz). Er mag basteln, er macht das gut. Er bastelt super.
  5. Die Maedchen tanzen sehr gerne. Sie tanzen toll. Sie moegen gerne tanzen.
  6. Die Jungen und Maedchen sehen einen Film, sie gehen ins Kino sehr gerne.Der Film ist toll.
  7. Der Junge faehrt Skateboard sehr schnell und gut. Er macht das super. Er mag es gerne.
  8. Die Jungen schwimmen im Fluss, sie schwimmen nicht so gut, aber sie moegen das gerne.
  9. Der Junge sieht fern, er mag sehr gerne Fernsehen.Er sieht viel fern. Das ist nicht gut.

*** Каждый уч-ся получает возможность прокомментировать картинки, при невысокой активности задать учащимся наводящий вопрос (cм. выше).

6. Развитие речевой компетенциии: обучение аудированию. (10 мин.)

Уч-ся прослушивают текст, записанный на СD / MP 3 №51.

Картинки к заданию даны на с. 52 упр.7а в учебнике.

Jetzt hoeren wir die deutschen Jungen und Maedchen. Sie erzaehlen ueber ihre Hobbys.

Die Aufgabe: Hoert diese Erzaehlungen zweimal zu und notiert, was machen sie gerne.

Учащимся раздаются листки с таблицей, где крайний левый ряд – имена девочек и мальчиков, рассказывающих про свои хобби, сверху ряд с названиями хотя бы один раз упомянутого увлечения.

см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Снятие трудности при прослушивании – объяснение значения новых ЛЕ в аудиотексте.

*** Neue Woerter (Новые слова) (на доске):

im Internet surfen – искать что-то в Интернете

Handyklingeltoene – мелодии на мобильном телефоне

Учитель объясняет, что учащиеся должны зафиксировать свой ответ в виде “+” или «галочки» при пересечении имени говорящего и его хобби.

Текст прослушивается дважды с интервалом 1 – 2 минуты с тем, чтобы уч-ся cмогли зафиксировать письменно свои ответы.

После сдачи ответы проверяется всеми вместе, а затем обсуждаются детали прослушенного текста.

см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Und jetzt besprechen wir noch, was habt ihr erfahren.

Beantwortet meine Fragen: (2 – 3 мин.)

7. Развитие речевой компетенции. Обучение письменной речи.

Подготовка к написанию мини-сочинения по теме “Мои увлечения”/ “Meine Hobbys”.

Cоставляем предложения из разрезанных частей. (5 -7 мин.)

Учащимся раздают продолговатые карточки со словами. (Предварительно на ленте пишется предложение, затем она разрезается, слова перемешиваются).

Каждое слово написать разными цветами для лучшего визуального восприятия отдельных членов предложения, например: подлежащее – синим, сказуемое – красным, обстоятельства времени и места – зелёным).

Задание: Bildet die Saetze ein und schreibt sie auf! (Cоставьте предложения и запишите их!)

**** Если время позволяет, разделить на команды (члены команды должны подбираться по равным возможностям для последних), дух соперничества даст возможность увеличить темп. Если времени мало, то задание выполняется индивидуально, со свойственным каждому темпоритмом, но не более 5 минут.

Предлагаемые предложения: См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Учитель ходит по рядам и в индивидуальном порядке по ходу составления учащимися предложений выявляет наиболее быстрые и правильные ответы, давая свою оценку и корректируя неверные ответы, затем работы сдаются на усмотрение учителя всеми учащимися или частично, правильные ответы зачитываются.

8. Подведение итогов. (1-2 мин.)

Kinder, wir haben die ganze Stunde sehr intensiv gearbeitet. Ihr wiederholt heute die Woerter zum Thema “Hobbys”. Ihr habt miteinander gesprochen, eure Dialoge waren sehr gut, wir hoerten wunderbare Gedichte zum 8.Maerz. Ich werde eure schriftliche Aufgaben kontrolliert. Im Grossen und Ganzen habt ihr alles richtig verstanden und geschrieben.

Alle arbeiteten “gut” und “sehr gut”. Alle Achtung! Danke fuer eure active Arbeit!

Jetzt habt ihr eine gute Grundlage fuer die Erfuellung eurer Hausaufgabe. Die letzte Aufgabe mit den Woertern (Bildet die Saetze ein!) habt ihr sehr schnell und richtig gemacht.

9. Домашнее задание. (1 мин.)

Schlagt eure Tagebuecher auf und schreibt die Hausaufgabe auf!

Откройте дневники и запишите домашнее задание!

Einen kleinen Aufsatz “Meine Hobbys”(etwa 10-12 Saetze) schreiben.

Написать сочинение по теме: “Мои увлечения” (10 -12 предложений)._____________

Und wie geht es euch jetzt? Ist alles OK?

В качестве “подсказки” можно использовать уже знакомое наглядное пособие, висящее на доске или стенде рядом с доской (которое применялось уже в начале урока). Учащиеся отвечают на вопрос. Esgehtmirgut / sehrgut / prima / perfektи т.д.

Es laeutet. Die Stunde ist zu Ende. Steht auf! Auf Wiedersehen!

Приложение.

6.05.2014