Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок № 19/11

Тема: Царство Животные. Простейшие.

Компетенции:

1. Предметные – Знать основные признаки животных, знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших, различать изученные объекты на таблицах; объяснять роль простейших в жизни человека;

2. Метапредметные:

  • Коммуникативные – Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Регулятивные – Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Познавательные – Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, уметь готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

3. Личностные – Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Оборудование: Тексты, мультимедийная презентация.

Формы контроля: Тренировочные задания в рабочей тетради

Основные понятия: Простейшие. Амёба, инфузория, малярийный плазмодий.

Ход урока

УДД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Организационный этап
  -Здравствуйте, ребята!
– Начинаем урок биологии.
Слушают учителя
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
– Разгадайте загадки:

1. Вёрст не считали,
По дорогам не езжали,
А за морем бывали. (Птица)
2. Сидит Матрёна намокрёна,
Не говорит – ещё терпима,
А как речь начнёт,
Так досада возьмет. (Лягушка)
3. Маленький, легонький, а за хвост не подымешь. (Ящерица)
4. У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)

– Что объединяет эти слова?
– А что вы знаете о животных?












– Это животные.
– Животные подвижны, некоторые питаются растениями, некоторые – хищные…
В их клетках нет хлоропластов.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Познавательные – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные
– формирования границ собственного знания и «незнания».
– Известно около 2 млн. видов животных.

Почему же их больше, чем, например, растений, которых насчитывают примерно 350 тыс. видов?

– Но и растения встречаются повсеместно.


– Благодаря своему активному образу жизни они обитают в различных условиях.

– Приходят к выводу, что знаний о животных ещё недостаточно.
3. Выявление места и причины затруднения
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Личностные – формирования границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию.
– А по каким признакам вы объединили эти существа в группу животных?

– Какие же признаки можно взять для сравнения?
– Сравним растения и животных. На доске












– Послушайте текст (или посмотрите видео)

– О ком идет речь?
– Какие есть гипотезы? Предположения?
– Почему вы так считаете?
Отвечают на вопросы.


Питание, движение, рост, строение.

Сравнивают, заполняют таблицу.
Растения Признаки Животные
Могут создавать органические вещества питание
Питаются готовыми органическими веществами
Ограниченные движения движение Активные движения
В течение всей жизни рост Ограниченный
Есть хлоропласты строение клеток Нет хлоропластов

???
– Это животные?
– Они обладают признаками животного организма.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные
– развитие ознавательных интересов, учебных мотивов.
– Это простейшие.

– А что вы знаете об этих животных?
– А что бы хотели узнать?

– Какова будет тема нашего урока?

– А какова цель урока?
– А какие задачи нам предстоит решить, чтобы достичь этой цели?



???
Отвечают на вопросы.
– Царство Животные. Простейшие.

Изучить особенности строения и жизнедеятельности простейших
1. Выявить основные признаки животных.
2. Узнать, какие животные относятся к простейшим. Изучить особенности их строения.
Запись темы в тетрадь.
5. Реализация построенного проекта.
Регулятивные – выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные
– уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; уметь готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
уметь задавать вопросы.
Личностные –
формирования мотивов достижения и социального признания.
– Познакомимся с простейшими поближе.
Учитель сообщает названия представителей простейших. (слайд №13)

– Кто же такие простейшие? (слайд 14,15)

– Предлагаю вашему вниманию таблицу (на доске, используется прием "Верные и не верные высказывания").
– Заполним её вместе, а когда познакомимся с простейшими поближе, проверим, верны ли были наши предположения.

Учащиеся делятся на пары, знакомятся с предложенным текстом (см. Тексты) (индивидуально, выделяя непонятные слова), затем меняются в паре заданиями и проверяют их, выставляя оценки друг другу (взаимопроверка в группах).

– Составим совместный кластер на доске.
(Из каждой пары участники дополняют кластер материалом)



Один из учащихся сообщает историю открытия простейших (сообщение)
Высказывания До После
1. Амёба обыкновенная обитатель пресных водоемов   Да
2. Инфузория-туфелька передвигается тупым концом вперед   Да
3. У амёбы постоянная форма тела   Нет
4. Строение клетки у инфузории очень простое   Нет
5. Среди простейших есть паразиты, которые вызывают опасные заболевания   Да
6. Роль простейших в природе невелика   Нет
Заполняют таблицу.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные – развитие ознавательных интересов, учебных мотивов.
Сформулируем вывод по данному кластеру..


Возврат к "Верным и неверным высказываниям".



– Так кто же такие простейшие?

– Оправдано ли такое название – «Простейшие»?



Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы. Эксперт выставляет оценки учащимся в группе.
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.

– Это – одноклеточные организмы, клетка которых выполняет все функции, присущие целому организму.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Познавательные – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
– С помощью учебника выполните задание 134 на стр. 58 в Р.Т.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по образцу
Выполняют задание.
Проверяют и выставляют оценки (взаимопроверка).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
умение строить доказательство;
Коммуникативные – уметь задавать вопросы.
– Назовите основные признаки животных?
– Перечислите основные особенности строения простейших.
– Докажите, что клетка простейшего – это целый организм.

Делают выводы, отвечают на вопросы.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные – формирования границ собственного знания и «незнания».
Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
– Итак, подведем итог урока.
Каковы были задачи урока?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вас удивило?
– О чем ещё вы бы хотели узнать?
– Поставьте себе оценку за урок.

Д/З задание:
Учебник: стр. 91-93;
Р.Т.: задания 133, 136, 139 на стр.58-60

Творческое задание: сделать из пластилина макет простейшего или задание 138 в Р.Т.
Отвечают на вопросы.




В листе оценок выставляют себе оценку за урок из трех составляющих (оценка в паре, взаимопроверка, самооценка)


Записывают Д/З

Приложение.