"Обучение чтению и письму на основе единого игрового или сказочного сюжета как средство повышения учебной мотивации". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (14,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (7,1 МБ)


Самой древней, очевидно, является игровая технология, которая появилась еще до того, как люди осознали процесс обучения, само понятие «технология» и вообще могли называться людьми. Отличительной особенностью данной технологии является ее добровольность, высокая активность и контактная зависимость участников, а также двуплановость.

С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными предвосходящими обстоятельствами. Она способствует развитию, обогащает жизненный опыт, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. В этом суть игровой технологии.

1 класс – это начало большого пути школьников от незнания к знаниям. Поэтому 1 класс занимает не просто особое место, а принципиально отличающееся от всех последующих классов. Так как игровая деятельность наряду с учебной в 1 классе имеет место быть, то учебно - воспитательный процесс я строю, применяя игровую технологию.

В 1 классе дети наиболее «открыты» для новых знаний. Они все хотят учиться. И не просто учиться, а хорошо учиться. Поэтому эту открытость стараюсь использовать, самое главное, не упустить детей в 1 классе. Именно в 1 классе не должны скучать дети на уроке, потому что скука, безделье на уроке опасны для здоровья детей. Они просто-напросто утомятся, а утомление приведёт к негативному отношению к учёбе. Потеря интереса к приобретению знаний уже в 1 классе - это провал всему делу в дальнейшем. Очень точно по этому поводу сказал в своё время В. Сухомлинский: «…Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможность развития».

Поэтому для меня главное на уроке – увлечь детей. Но не за счёт дополнительной нагрузки, а за счёт совершенствования форм и методов обучения.

С первых уроков в первом классе я стараюсь строить обучение так, чтобы оно увлекало детей, не давало им скучать, не утомляло их, вносило бы элемент игры, новизны, неожиданности, занимательности. Одним словом, чтобы весь урок запомнился детям, увлёк их, был им интересен, я провожу его в нестандартной форме, на основе единого игрового или сказочного сюжета. Такие уроки легко увязывают все этапы урока, нет резких переходов от одного задания к другому, всё происходит плавно, незаметно для ребят. Такие уроки позволяют удерживать внимание на главном. Детям кажется, что они играют, а на самом деле они учатся, получают знания, развивают умения, отрабатывают навыки. И процесс этот не такой утомительный и скучный.

Применяя такую форму проведения урока, придерживаюсь следующей системы:

  1. Определяю тему предстоящего урока.
  2. Намечаю задачи обучения, развития и воспитания.
  3. Отбираю содержание материала.
  4. Опираясь на этот материал, придумываю такой сюжет, в котором каждому из заданий нашлось бы место.
  5. Стараюсь историю придумать немногословную, чтобы значительное время на уроке отводилось бы учебным задачам.
  6. Использую различные игровые приёмы: движения, манипуляции, рифмовки, картинки, загадки, выполнение ролей, соревнования, работу в парах и группах.
  7. Включаю 2-3 физминутки, соответствующие сюжету урока.
  8. Стараюсь обыграть сюжет. Для этого необходимо владеть интонацией рассказчика. Оттенок голоса - загадочный, надо рассказывать непринуждённо, естественно, верить в то, о чём говорится, иначе дети легко почувствуют фальш в голосе и не включатся в игру, сказку по-настоящему.
  9. Обязательно подвожу итог урока, акцентируя внимание на познавательном материале урока. Что нового узнали? Что научились делать сегодня?

Да, конечно, такие уроки требуют серьёзной подготовки, времени, сил, терпения. Кроме этого внешняя занимательность, казалось бы, отвлекает от учебной задачи. Но, по-моему, всё зависит от творчества учителя, от его умения перевоплощаться, быть артистом и режиссёром своего урока! Главное: я знаю, зачем мне всё это, я вижу результат своего затраченного времени - ДЕТЯМ ИНТЕРЕСНО! Они учатся в ситуации успеха, радости от ощущения этого успеха. Через весь учебно-воспитательный процесс, организуемый мной при работе с детьми, стараюсь красной нитью проводить слова В.А. Сухомлинского: «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».

В качестве примера использования данной технологии привожу разработки уроков обучения чтению и письму в 1 классе с мультимедийными презентациями.

Тема: Буква «е» после гласных и в начале слова. – Приложение 1.

Тема: Буква «ё» в начале слова и после гласной.Приложение 2.