Урок ИЗО по теме "Городецкая роспись". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 5.

УМК:

Программа Учебник Учебно-методическая литература для учителя
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А Горяева, А.С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011. Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.- сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2012.

УУД формируемые на уроке:

Предметные УУД

  • Знать: историю городецкой росписи.
  • Уметь: выполнять фрагменты по мотивам городецкой росписи.

Личностные УУД

  • Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
  • Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.
  • Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
  • Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
  • Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.
  • Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
    а) донести свою позицию до собеседника;
    б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно, работать в группе:
    а) учиться планировать работу в группе;
    б) учиться распределять работу между участниками группы;
    в) уметь выполнять различные роли в группе.

Ход урока

Этап урока Время, баллы Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный момент

 

 

 

Определение темы и целей урока

3 мин.

Здравствуйте дети! Рада вас видеть на уроке!

Сегодня мы продолжаем работать над нашим большим разделом.

Кто напомнит название раздела?

Спасибо.

А что подразумевается под этой темой, изучение чего?

Спасибо.

Тему сегодняшнего урока вы можете определить из выполненной домашней работы.

Кто ее назовет?

Спасибо.

Кто назовет цели урока? (две)

 

 

Связь времен в народном искусстве.

 

Декоративно-прикладного искусства.

 

 

Городецкая роспись. Слайд 1.

 

Ознакомиться с городецкой росписью.

Освоить приемы городецкой росписи.

Слайд 2.

Мотивация учебной деятельности учащихся

2 мин.

Приступаем к основной работе.

Вы дома изучили материал текста и заполнили таблицу.

Проверку д/з и закрепление материала начнем с работы в группах.

(класс из 23 учащихся разделен на 5 групп по желанию детей)

(в группе выбираются учащиеся: ответственный за заполнение листа – контроля, ответственный отмечающий активность учащихся группы (по желанию))

1 группа работает с 2-5 столбцами таблицы.

2 группа работает над особенностями росписи.

3 группа разбирает суждения и выбирает одно.

4 группа работает над вопросом-суждением и ответом к нему.

5 группа работает над сравнениями. Выбирает одно сравнение на сходство и одно на различие.

Не забываем себя оценить по критериям на оценку.

(Учащиеся заполняющий лист – контроля проверяет д/з у учащихся группы)

(критерии и заявка на оценку оформлены на доске)

Д/з (индивидуальный труд) Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

См. таблицу «Городецкая роспись»

Приложение 3

Приложение 4

 

 

 

 

Приложение 5

 

Обобщение и систематизация знаний

5 мин.

 

Работа в группах

См. таблицу «Городецкая роспись»

 

10 мин.

0,25 б

 

0,25 б

 

 

0,25 б

 

 

0,25 б

 

1 б

 

 

 

 

 

 

1 б

 

2 б

+

2 б

 

 

 

2 б

+

2 б

А теперь будем защищать вашу работу.

Выступает активист с 1 группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть дополнения или возражения?

Выступает активист с 2 группы.

 

 

 

 

 

Есть дополнения или возражения?

Выступает активист с 3 группы.

Есть дополнения или возражения?

Выступает активист с 4 группы.

 

 

 

 

Есть дополнения или возражения?

Выступает активист с 5 группы.

 

 

 

 

Есть дополнения или возражения?

Молодцы.

 

Место рождения Слайд 3,4.

г. Городец, а также деревни расположенные по реке Узол: Курцево, Косково, Хлебаиха.

Предметы, на которые наносилась роспись Слайд 5.

Коромысла, прялки, донца, лубочные короба, игрушки, посуда, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Основные цвета Слайд 6.

Голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зеленый, черный, синий, белый.

Основной орнамент Слайд 7.

Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони - все эти сюжеты дополняют изображения бутонов цветов, розаны, купавы.

Особенности росписи Слайд 8-11.

В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками.

Мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.

Суждения

Городецкая роспись является декоративно-прикладным искусством.

Вопрос – суждение + ответ – суждение

Как доказать, что роспись нанесенная на донце является городецкой росписью?

Городецкая роспись имеет основные цвета: голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зеленый, черный, синий, белый.

Городецкая роспись имеет основной орнамент: дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони, бутоны цветов, розаны, купавы.

Сравнения:

сходство

Так же, как и в гжели в городецкой росписи используют растительный орнамент.

различие

В отличие от дымковской росписи, которая наносится на глиняные игрушки, городецкая роспись наносится на деревянные игрушки.

Первичное усвоение новых знаний

5 мин.

Далее рассмотрим изображения изделий с городецкой росписью.

Рассмотрим варианты композиций.

Разберем схему изображения основных элементов

А) купавка
Б) бутон
В) розан
Г) листочки
Д) птицы

(изображения изделий с городецкой росписью, варианты композиций, схема изображения основных элементов расположены на доске)

 

Применение знаний и умений в новой ситуации

18 мин.

Теперь, когда мы с вами ознакомились с особенностями и орнаментом росписи приступаем к выполнению композиции росписи на силуэтах раздаточных досок, подготовленных вами заранее.

Практическая работа.

Рефлексия

2 мин.

 

 

1 б

1 б

1 б

Урок подходит к концу и что бы ваши работы высохли, заканчиваем работать с краской и подведем итог урока.

Каждый сверяет полученные баллы с учеником ответственным за заполнение листа – контроля. С листа – активности самому активному ставим 1 балл.

Оцените свои практические работы и работы товарищей и поставьте баллы.

Кто сегодня получил оценку «5»? Отлично.

Кто получил «4»? Молодцы.

Есть в классе учащиеся получившие «3»? Посмотрите где у вас не доработки.

А есть ли в классе учащиеся, которым сегодня не удалось хорошо сработать. Можно будет подойти и разобраться в ваших недоработках, если сами не поняли свои недочеты.

Спасибо всем за работу на уроке. Вы сегодня молодцы.

 

 

Рисунок

Выполнение работы

Сложность узора

Аккуратность выполнения

 

Д/з

 

Не забываем о выполнении д/з на следующий урок. (Д/з записано на доске) Так как выполнение д/з учащимся понятно, оно не требует инструктажа по выполнению. (Учитель раздаем текст со следующей росписью во время выполнения учащимися групповой работы или практической работы)