Ролевая игра "Рождество в немецкой семье"

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ВВЕДЕНИЕ

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В связи с этим целью данной статьи являлось доказать, что ролевые игры на уроках иностранного языка являются примером инновационных технологий, позволяющих учащемуся не только глубоко и с интересом овладевать иностранным языком и формировать коммуникативную компетенцию, но и развивать свою социально-личностную индивидуальность.

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? – ИГРА!

«Ролевая игра соединяет классную комнату и окружающую реальность»
Р.У. Родригес, Р.Г. Вайт

«… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»
Ф. Шиллер

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал– это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне.

Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Для детей игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, в том числе и коммуникативная компетенция.

Ролевая игра характеризуется:

  1. особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);
  2. субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность ↔ личность; личность ↔ группа; личность ↔ учитель);
  3. социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
  4. особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические и практические знания предлагаются участникам игр в ненавязчивой форме естественного общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).
  5. ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  6. при правильной постановке дела игру можно расценивать как организационную форму, способствующую созданию сплоченного коллектива, и в этом – ее воспитательное значение
  7. ролевая игра способствует расширению сферы общения

Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности, с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. На начальном этапе ролевого общения целесообразно давать учащимся роли, наиболее соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе.

Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют «звездами») поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.п.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые «отверженные»). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по ходу игры.

Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации – иллюстрации и ситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики (если необходимо, подсказать их определенным учащимся), проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.

Прежде чем реализовать технологию ролевой игры на уроке, мы с ребятами прошли несколько этапов:

  1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц. (разработка сценария; составление плана; общее описание игры; характерные особенности действующих лиц)
  2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения. (ориентация участников; определение режима работы; формулировка главной цели; постановка проблемы; выбор ситуации; работа с пакетом документов; психологическая подготовка участников)
  3. Этап реализации: На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.

Наш урок начался с определения темы и раздачи ролей (Слайд 2-4)

(Роли были предусмотрены по количеству учащихся: Mutter Helene Krause, Vater Werner Krause, Opa Hans Krause, Heiko Krause, Otto Krause, Dennis Krause, Daniel Krause, Der Weihnachtsmann, Der Verkäufer). Все учащиеся играли членов семьи Краузе, кроме Деда Мороза и продавца на рождественском рынке. У каждого была своя задача, которая отвечала общей единой цели: подготовиться к Рождеству и отпраздновать его так, как это традиционно делается в немецких семьях (страноведческий аспект урока).

В процессе разыгрывания ролей учащиеся повторяют и обобщают весь содержательный материал, который был пройден ими в течение двух недель и применяют полученные знания и навыки в новой для себя ситуации.

Обобщая сказанное выше, мы можем сделать выводы о том, что:

  1. Ролевая игра – ситуативно-управляемое речевое упражнение, направленное на совершенствование речевых навыков и на развитие умения говорения. Являясь специфической организационной формой обучения общению, ролевые игры легко вписываются в урок.
  2. Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. Для учащихся ролевая игра – это игровая деятельность, увлекательное занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров.
  3. В ролевой игре партнеры вступают во взаимодействие, порой обсуждая те или иные проблемы и высказывая собственную точку зрения. Это может напоминать дискуссию, но ролевая игра коренным образом отличается от нее. Если в дискуссии проблема и пути ее разрешения просто обсуждаются, то в игре они не только обсуждаются, но и испытываются в «деле», воплощаясь в поступках и действиях игроков на основе создания имитационной модели. Дискуссия «уступает» ролевой игре еще и в том, что вовлекает в активную деятельность лишь часть учеников класса, иногда большую, но все же часть. В то время как ролевая игра вовлекает в деятельность всех без исключения.
  4. Ролевая игра выполняет в учебном процессе пять основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную.
  5. Важнейшим элементом игры является ситуация как воображаемый момент реальной деятельности, в которой реализуется речевое поведение собеседников в их типичных социально-коммуникативных ролях. Эти роли носят условный характер. Однако, проигрывая определенные ситуации, ученики получают возможность подготовить себя к подобной ситуации в реальной жизни. Если в условиях проблемного обучения учащиеся решают проблемные задачи теоретически, то в ролевой игре они делают это практически, поскольку посредством определенной модели создается искусственная условная реальность, имитирующая действительность, на которой проверяются правильность решения или поиск пути решения.
  6. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое собственное «я», но через «я» соответствующей роли, и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого играет.
  7. Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.
  8. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства. Ее исполнение предполагает охват группы учащихся, которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакцию товарищей, помогая друг другу. При этом удачно найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В результате учащимся с более слабой в языковом отношении подготовкой удается преодолеть робость, смущение и со временем полностью включиться в ролевую игру.
  9. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен побуждать их заботиться хотя бы о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы. Само же перевоплощение способствует расширению психологического диапазона и пониманию других людей.

Сценарий открытого урока «Рождество в немецкой семье»

– Guten Tag, Kadetten! Wie geht’ heute? Der wievielte ist heute? Also, welche Jahreszeit ist es? Was für ein Fest feiern die Deutschen besonders gern im Winter (на слайде картинки с разными праздниками, среди них Рождество) (Слайды 2-3)

– Ja, richtig! Es ist Weihnachten. Was für ein Fest ist das? (на слайде картинка с семьёй)

– Ja, richtig, das ist ein Familienfest in Deutschland. Wie ist unser heutiges Thema? Was meint ihr? (Слайд 4)

– Ja, gut. Wir sprechen heute zum Thema „Weihnachten in einer deutschen Familie“. Und zwar wir sprechen nicht, wir spielen! Jeder von euch bekommt eine Rolle und spielt sie die ganze Stunde.

(учащиеся разбирают таблички с ролями и их описанием).

– Gut, stellt euch kurz mal vor! (учащиеся кратко говорят, кто они такие в семье Краузе)

– So, meine liebe Kinder, heute ist der 1. Dezember! Worauf warten alle Kinder sehr an diesem Tag? (auf einen Adventskalender) Erzählt kurz darüber! (Папа раздаёт календари, Heiko рассказывает о традиции рождественского календаря + заполняют текст с пропусками) (Слайд 5)

Heiko – Lieber Opa, hattest du als Kind auch einen Adventskalender?

– Opa Hans – Ja, natürlich, aber wir haben solche Kalender selbst gemacht. (Слайд с календарями, сделанными своими руками) (Слайд 6)

Mutter – Und welche Weihnachtssymbole gibt es noch?

Opa Hans– Natürlich ein Nussknacker! Er knackt die Nüsse und ist aus Holz gemacht!

Mutter – Seht euch einen Film an und macht dann eine interessante Aufgabe.

(просматривают фильм и выполняют задание на подбор подписей к кадрам) (Слайд 7-9)

Mutter – Und welche Weihnachtssymbole gibt es noch?

Dennis – Ich weiß, ich weiß! Noch ein Symbol von Weihnachten ist ein Weihnachtsbaum. Den ersten Weihnachtsbaum hat man 1605 in Straβburg aufgestellt. Man schmückte ihn mit Süβigkeiten und Äpfeln. Deshalb hängen heute rote Kugeln auf dem Weihnachtsbaum. Jedes Jahr verkauft man 28 Millionen Bäume in Deutschland. 164 Zentimeter groβ ist ein Weihnachtsbaum in Deutschland.

(выполняют задание на понимание прослушанного отрывка) (Слайд 10-11)

Mutter – Es gibt ein schönes Lied über Tannenbaum, singen wir und tanzen wir zusammen!

(поём и танцуем песню «В лесу родилась ёлочка»)

Daniel – Darf ich fragen? Unter dem Baum sollen die Geschenke liegen. Wo sind unsere Geschenke?

Mutter – Und wer legt die Geschenke dorthin?

Daniel – Natürlich, der Weihnachtsmann und er ist heute bei uns zu Gast! (Слайд 12)

(der Weihnachtsmann erscheint)

Weihnachtsmann – Hallo, Kinder! Wie geht’s euch heute?

Mutter – Lieber Weihnachtsmann, nehmen Sie bitte Platz! Die Kinder haben Fragen an Sie, können sie fragen?

Weihnachtsmann – Ja, ja, natürlich! Ich werde alle Fragen beantworten.

Daniel – Wie alt sind sie, lieber Weihnachtsmann?

Weihnachtsmann – Oh, ich bin nicht so alt, die Menschen haben mich nur im 18. Jahrhundert ausgedacht.

Otto – Und wer brachte die Geschenke früher, bis 18. Jahrhundert?

Weihnachtsmann – Es war das Christkind. Es ist in vielen Regionen Deutschlands noch heute so.

Dennis – Kommen sie immer allein?

Weihnachtsmann – Nein, meine Freunde Rentiere begleiten mich. Sie sind freundlich und lieb!

Heiko – Und was ist Ihre Aufgabe?

Weihnachtsmann – Mein Ziel ist allen Kinder Glück zu bringen und sie zu beschenken. So, meine liebe Kinder, seid gesund und glücklich! Und nehmt kleine Geschenke. Und jetzt muss ich schon gehen, andere Kinder warten auf mich!

Otto – Mutti, willst du in diesem Jahr einen Stollen backen? Das ist doch ein traditionelles Gebäck zum Weihnachten. (Слайд 13)

Mutter – Oh, ja. Natürlich, aber wir müssen zuerst einkaufen gehen. Wo kaufen wir ein? Ich habe ein Rezept von meiner Uroma.

Vater – Ich gehe gerne zum Weihnachtsmarkt und kaufe alles ein. Weihnachtsmarkt gibt es bei uns im Zentrum der Stadt am Rathaus. Da steht ein großer Weihnachtsbaum und man kann alles für das Fest einkaufen. (Слайд 14)

(папа ведёт диалог покупки ингредиентов для пирога на рынке)

(инсценировка диалога между папой и продавцом на рынке)

Verkäufer: – Was wünschen sie?

Vater: – Meine Frau will einen Stollen backen. Ich brauche Mehl, Butter und Eier.

Verkäufer: – Bitte! Sonst noch etwas?

Vater: – Ja, ich brauche noch Rosinen, Mandel und Marzipan.

Verkäufer: – Ja, bitte! Sonst noch etwas?

Vater: – Nein, danke! Was kostet das alles?

Verkäufer: – Das macht 45 Euro zusammen.

Vater: – Bitte, 50 Euro!

Verkäufer: – Danke! Hier ist der Rest – 5 Euro. Und kommen Sie wieder.

Vater: – Danke. Alles Gute zum Weihnachten!

Verkäufer: – Danke, gleichfalls!

Mutter – Danke, mein Lieber! Aber Hans, du hast das Blatt mit Rezept zerfetzt! Wie kann ich jetzt den Stollen backen?

Kind – Mutti, wir können dir helfen.

Mutter – Ja, meine Liebe, bringt die Teile in die richtige Reihenfolge:

(ребята составляют перепутанные части рецепта в логическом порядке, потом мы смотрим видео и проверяем) (Слайд 15-17)

Mutter – Es gibt noch eine Weihnachtstradition die Postkarten zu schreiben. Wir haben eine Glückwunschkarte von unserer Tante Erika aus New York erhalten. Lest die Karte!

Учащиеся по образцам подписывают рождественские открытки для всех членов семьи, выполняя индивидуальное задание (Слайд 18-19)

Mutter – Danke, liebe Kinder, ihr habt alles richtig gemacht! Jetzt können wir unseren Stollen backen und essen! Bitte, greift zu! Was ist die Form des Kuchens?

Kind – die Form erinnert sich an gewickeltes Kind, an Christkind.

Mutter – Gut, meine Kinder, wir haben heute sehr gut die Zeit verbracht. Was haben wir gemacht?

(подводят итог урока)

На дом ребята получают задание написать письмо тёте Эрике в Нью-Йорк и рассказать, как они в своей семье отпраздновали Рождество (Слайд 20)

Приложение

1.05.2014