Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Крымская война - одна из самых трагических страниц истории нашей Родины. На ее изучение в курсе истории 8 класса отводится всего лишь один час. Согласитесь, этого очень мало, ведь надо не только обеспечить усвоение учащимися хронологической "канвы" войны - дат крупнейших событий, но и показать подвиг русского народа в Синопском сражении, в Севастополе, на Белом море, в Авачинской бухте.

Урок “Крымская война” посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока - комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся.

Педагогические цели:

  1. Создать условия для изучения истории Крымской войны, обеспечить усвоение ключевых понятий темы: Синопское сражение, оборона Севастополя, Парижский мир.
  2. Показать историческую обусловленность поражения России в этой войне
  3. Развивать умения анализа различных видов исторических источников, отбора информации для подтверждения своей точки зрения, коммуникативные способности.

Оборудование урока: презентация к уроку, проектор

Ход урока

1. Организация начала занятия.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Беседа по вопросам, обсуждение точек зрения учащихся по последнему.

СЛАЙД 1

  1. Вспомните, как и почему изменились отношения России и Европы в царствование Николая I. Как в связи с этим можно описать международное положение России?
  2. Вспомните, что такое «Восточный вопрос», когда и в связи с чем он возник. Какое участие в нем принимала Россия?
  3. Как решался «Восточный вопрос» в царствование Николая I? Каковы последствия этого?
  4. Какую политику Россия проводила в Средней Азии? Почему? Каковы итоги и последствия этой политики?
  5. Учитывая все вышеизложенное, предположите, как будут развиваться международные отношения России в ближайшее время. Можно ли было пойти по другому пути?

3. Введение в новую тему.

“Итак, как мы видим, новая война была подготовлена всем развитием международных отношений в первой половине XIX века. Европейские государства были недовольны Россией, тучи сгущались и на востоке. Сегодня на уроке мы будем изучать тему, посвященную этой войне. Тема нашего урока называется "Крымская война (1853-1856)". СЛАЙД 2

Изучать историю объединения Франции мы будем с вами по плану:

СЛАЙД 3

  1. Причины войны. Силы сторон
  2. Ход военных действий
  3. Парижский конгресс

4. Новая тема урока.

Ребята, мы с вами выяснили, что начало новой войны было неизбежным. Давайте подумаем, кто в случае ее начала мог стать сторонником России, а кто ее противником.

Сформулируем и запишем в тетрадь причины войны. Главной причиной стало усиление противоречий в Европе между ведущими государствами и обострение "Восточного вопроса". К 1850-м гг. странам нужен был только повод, чтобы начать открытую войну. Таким поводом стал спор "о палестинских святынях".

СЛАЙД 4

Турецкий султан под влиянием Наполеона III передал ключи от главной христианской святыни - храма Гроба Господня - католическому духовенству, хотя традиционно они должны были находиться у православных священников. Николай I потребовал восстановить справедливость. Переговоры провалились, и Николай ввел войска в Дунайские княжества, надеясь устрашить Турцию. Но султан, подстрекаемый европейцами, шел на дальнейшее обострение обстановки. 16 октября 1853 г. Турция объявила России войну. 1 ноября 1853 г. Россия ответила тем же. Так началась Крымская (Восточная) война.

Рассмотрите карикатуру в английском журнале "Панч". Два солдата союзников смотрят на убегающего двуглавого орла. Подпись под рисунком: «Двуглавая ворона в Крыму. Она получила жестокий удар! Добей её!»

СЛАЙД 5

Предположите на основе этой карикатуры, каковы были результаты войны для России. Почему вы так решили?

Обратимся к кинофильму, показанному на канале "Культура". Рассказ об истории Крымской войны в фильме ведет известный историк Л. Андреев. Ваше задание будет таким: на основе фильма сделайте вывод о причинах поражения России в Крымской войне.

СЛАЙД 6 (просмотр кинофильма – файл у автора ввиду превышения предельно допустимых размеров)

Дайте развернутый ответ на вопрос «Причины поражения России в Крымской войне». Подтвердите свои выводы фактами из фильма. Каковы, на ваш взгляд, последствия этого поражения для России?

СЛАЙД 7

В марте 1856 г. был заключен Парижский мирный договор. Он закрепил результаты Крымской войны. Условия мира были таковы:

  1. Россия возвращала Турции город Карс с крепостью, получая в обмен захваченный у неё Севастополь, Балаклаву и другие крымские города.
  2. Чёрное море объявлялось нейтральным, с запрещением России и Османской империи иметь там военные флоты и арсеналы.
  3. Часть русской Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.
  4. Россия протектората над Молдавией и Валахией и исключительного покровительства России над христианскими подданными Османской империи.

СЛАЙД 8

Подумайте, какое из этих условий было наиболее тяжелым для России? Почему?

Можем ли мы действительно считать поражение в Крымской войне и его итоги "черной страницей" русской истории?

Предположите, каковы будут последствия этой войны для России.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Игра "Ты - мне, я - тебе". Учащиеся задают друг другу вопросы, связанные с Крымской войной.

6. Подведение итогов занятия:

оценка результатов, выставление оценок за работу на уроке.

7. Домашнее задание:

параграф 14 читать, задания в тетради на печатной основе. Найти в энциклопедиях или сети Интернет картины, посвященные Крымской войне. Составить по одной из них рассказ, описывающий изображенное на картине. Не забудьте указать название картины, дату ее создания и автора!

СЛАЙД 9

8. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы с вами плодотворно поработали. Что понравилось вам на сегодняшнем уроке?

До свидания!

17.04.2014