Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Сформировать у обучающихся представление об Олимпийских играх в Древней Греции, раскрыть содержание состязаний в период их проведения и значение этих игр для греческого населения.
  • Развивать у обучающихся умения применять полученные знания для обсуждения исторических вопросов, анализировать, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Воспитывать уважительное отношение к спорту и здоровому образу жизни, толерантное отношение к культуре разных народов, поддерживать интерес к истории Античности.

Оборудование урока:

  • Настенная карта “Древняя Греция”.
  • Презентация.
  • Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010. – 287 с.

План урока:

  1. Понятие Олимпийских игр
  2. Состязания в Олимпийских играх
  3. Роль Олимпийских игр в жизни греков

Ход урока

Слова учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вновь погружаемся в удивительный мир Древней Греции. Давайте вспомним, что мы уже знаем о нем.

Учитель проводит вводный исторический диктант: (слайд №1)

  1. Название полуострова, на котором располагалась Древняя Греция. (Балканский)
  2. Как в Древней Греции называют город-государство? (Полис)
  3. Назовите два самых могущественных полиса в Древней Греции? (Спарта и Афины)
  4. Что такое демократия? (Власть народа)
  5. Какое главное занятие было у древних спартанцев? (Спорт и война)

Слова учителя: (слайд №2) Ребята, все вы знаете, что этой зимой в нашей стране пройдут зимние Олимпийские игры. Что они из себя представляют? (класс отвечает, что это спортивные состязания, которые проводятся каждые четыре года). Однако, зародились Олимпийские игры очень давно, еще в VIII веке до нашей эры. Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.

Пиндар писал: (слайд №3)

Нет другой звезды благороднее солнца -
Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба.
Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, -
Олимпийские игры.

Вопрос учителя: Какое отношение греков выразил Пиндар к олимпийским играм? (уважительное, хвалебное, восторженное…)

Учитель: Интересно, почему греческие состязания получили название Олимпийских игр? (Слайд №4) Обучающиеся должны вспомнить гору Олимп, где согласно греческой мифологии, проживали олимпийские боги. Учитель находит на карте город Олимпию и сообщает, что именно здесь впервые состоялись Олимпийские игры. Игры проводились в святилище самого могущественного греческого бога. Назовите его. (Обучающиеся называют Зевса). (Слайд №5). Существует миф об основании Олимпийских игр: в древние времена миром правил отец Зевса, бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей – богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

Задание учителя: перескажите миф об основании Олимпийских игр. Какую роль в основании олимпийских игр сыграл Зевс. С кем и почему боролся Зевс?

Учитель: Когда же состоялись первые Олимпийские игры? Историки называют 776 год до н. э. Ребята, давайте посчитаем, сколько лет назад состоялись первые олимпийские игры? (слайд №6). Учитель отрабатывает навык счёта лет в истории.

Слова учителя: (слайд№7) Каждые четыре года перед проведением Олимпийских игр на территории всей Греции прекращались войны, все морские и сухопутные дороги становились безопасными. Каждый желающий грек и олимпионики со всей Эллады могли беспрепятственно добраться до места проведения состязаний. Трубили трубы и глашатаи объявляли: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”. Однако, древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Ребята, как вы думаете чем это можно объяснить? (обучающиеся отвечают, что спартанцы нарушили основное правило Олимпийских игр: прекращение всех войн на время проведения состязаний). Сколько Олимпийских игр пришлось пропустить спартанцам? (20/4=5, пять игр).

Вопрос учителя: Ребята, а вы знаете, что является символом Олимпийских игр? (Олимпийский огонь). (Слайд №8). В первый день игр зажигался факел и горел ровно пять дней, так как в эти пять дней должны были пройти все состязания.

Задание учителя: (слайд №9)Ребята, посмотрите на сохранившиеся древнегреческие рисунки с ваз и предположите, какие виды состязаний Олимпийских игр здесь отражены? (бег, бег на колесницах, борьба).

Учитель: Давайте, мысленно перенесемся в те далекие времена, и проживем эти пять дней. (слайд №10). В первый день игр проходили подготовительные церемонии и жертвоприношения богам. Участники с нетерпением и тревогой ждали состязаний. На второй день проходили бега на колесницах и скачки. В 462 г. до н.э. из 40 участников в живых остался только один, ставший победителем (слайд №11). Затем олимпионики соревновались в пятиборье: метание копья, метание диска, прыжки в длину, бег – 183 м, борьба (слайд №12). Также соревновались в беге на разные дистанции, иногда включали в программу даже бег в доспехах (слайд №13-14). Ходили легенды, что был атлет, которого видели только в начале и в конце дорожки, - на дистанции его никто не видел – так быстро он бегал. Другой бегун мог обогнать зайца. Третий, бегая, не оставлял следов на песке. В четвертый день состязались в кулачном бою (слайд №15-16). Перед боем олимпионики разминались. Ребята, давайте тоже встанем и сделаем разминку (физминутка).

Учитель: И вот настает тот долгожданный день, когда подводят итоги и объявляют победителей. Главной наградой победителю Олимпийских игр служила оливковая ветвь. Олимпионик,победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую.Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками (слайд №17), освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию и питание, предоставляли бесплатное место в театре, чеканили монеты с изображением победителя. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Кропотливо велся учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. В честь особо отличившихсяолимпиоников возводилась мраморная стела с хвалебной надписью. Вот пример одной из них (слайд №18). Одним из знаменитых бегунов и кулачных бойцов был Феаген. Чем же он прославился?

В детстве он был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленую статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей Греции. Существуют и другие легендарные рассказы о знаменитых атлетах. Ребята, давайте с ними познакомимся.

Обучающиеся зачитывают пункт 4 на стр. 153-154 учебника и рассказывают о греческих атлетах.

Заключительные слова учителя: Ребята, вам понравилось наше знакомство с древнегреческими Олимпийскими играми? (Предполагается положительный ответ обучающихся). Ребята, попробуйте найти сходства и отличия современных олимпийских игр и древнегреческих? (Обучающиеся пытаются проявить свои умения сравнивать, при необходимости учитель помогает наводящими вопросами)

Творческое домашнее задание: (слайд №19)

  • Нарисовать олимпионика, придумать ему имя.
  • Написать рассказ от имени своего олимпионика, в котором повествуется об его участии в Олимпийских играх: упомянуть дату, состязания, в которых он принимал участие, какие награды он получил.
  • Сочинить хвалебную надпись в честь своего олимпионика (можно в стихах).

5.05.2014