Урок русского языка по теме "Прямая речь. Диалог". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (578 кБ)


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой и косвенной речи, диалоге.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивающие:

  • развивать умения учащихся выразительно читать предложения с прямой речью; самостоятельно составлять диалоги;
  • составлять диалог на заданную тему.

Воспитательные: воспитывать этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу

Используемые технологии: игровые педагогические технологии с применением сингапурских структур

Оборудование: Карточки с заданиями для индивидуального выполнения; компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Минутка приятных воспоминаний.

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал. Для этого используем структуру МИКС-ПЭА-ШЭА. (Звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету).

- Задвиньте стульчики. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и дать “пять”, т.е. поприветствовать его. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.

Итак,

1 вопрос: Что такое прямая речь? Обсудите его, используя РЕЛЛИ РОБИН. (Начинает тот, у кого....

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

2 вопрос: Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

3 вопрос: Ребята, чем отличается прямая речь от косвенной, и как она оформляется?

4 вопрос: Что такое диалог? И как она оформляется в письменной речи?

- Молодцы! Поблагодарите друг друга и займите свои места.

Сравнение прямой и косвенной речи.

Слайд - записана фраза И.С.Тургенева двумя способами:

“Русский язык - великий дар великому народу”, - сказал И.С. Тургенев.

И.С.Тургенев сказал, что русский язык - великий дар великому народу.

- Скажите, пожалуйста, в каком случае фраза звучит наиболее точно, выразительно? (Учащиеся читают, анализируют и делают вывод о том, что первая фраза наиболее точная и выразительная, потому что в ней использована прямая речь).

Следующее задание мы выполним, используя структуру РЕЛЛИ ТЕЙБЛ (два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги. Работаем с партнерами по лицу. Возьмите листочки с заданием №1, на которых записаны предложения с прямой речью, составьте схемы предложений, записывайте схемы поочередно. Начинает партнер.....

  1. Зайчик смотрит на меня и будто просит: “Не выдавай меня собакам!” А: “П!”
  2. “Пускай живет, зайчат уму-разуму учит,” - подумал я. “П,”-а.
  3. Я успел крикнуть ему вслед: “Только не беги!” А: “П!”
  4. “Почему вы выбрали это место?” - поинтересовался Иван. “П?” - а.
  5. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Порядочный человек”. А: “П”.
  6. “Среди вас не должно быть белоручек,” - сказал Витин дедушка. “П,” - а.

- Давайте проверим схемы у доски.// Листочки подпишите и положите на край стола.

Следующее задание будете выполнять, используя структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (подумай-запиши-обсуди в команде). Возьмите все задание №2, на котором записаны незаконченные предложения. Подумайте над тем, какими словами автора вы будете дополнять прямую речь. Запишите полученные предложения, правильно их оформив. Следите за тем, чтобы глаголы “говорения” не повторялись. Для выполнения данного задания имеются слова для справок.

А) Завтра контрольная работа по математике...

Б) Мне учеба дается легко...

В) ...Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.

Г) ...А других новостей нет?

Для справок: спросить, сказать, ответить, проговорить, поинтересоваться, буркнуть, вскрикнуть, гаркнуть.

- А теперь обсудите полученные предложения в группе (данная структура называется КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждение по очереди полученных предложений). Начинает партнер №2. Подпишите листочки и отложите в сторону.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (используем структуру МИКС-ФРИЗ-ГРУП)

Вопросы:

- Из скольких частей состоит прямая речь?

- Сколько человек может участвовать в диалоге?

- Какой по счету сегодня день недели?

МОЛОДЦЫ! Займите свои места.

Решение речевых задач в игровой форме.

- А теперь выберите карточки, на которых с обратной стороны написаны проблемные речевые ситуации. (Приложение 1) Работаем в структуре РЕЛЛИ РОБИН с партнеро по плечу.

Поинтересоваться у прохожих, как пройти к театру.

Вы - покупатель в магазине. Узнайте, сколько стоит молоко.

Разговор в кассе кинотеатра. Узнайте, какие фильмы идут и купите билеты.

Автобус. Как выйти на нужной, незнакомой вам остановке?

- Ребята, составьте диалог по выбранной теме. (Учащиеся обыгрывают эти ситуации, показав самое главное - как вежливо вести диалог. Для этого они могут воспользоваться этикетными формулами речи):

III. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выпишите из рассказа И.С.Тургенева “Муму” 5 предложений с прямой речью или небольшой диалог.