Классный час по теме "Лечебные травы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Классный час в 3 классе по теме: “Лечебные травы”

Игра “Поле чудес” (слайд 1)

Цели:

- проверить знания детей по теме “Лечебные травы”;

- расширить познание детей по окружающему миру;

- интересно провести досуг.

Ход мероприятия

Ученики читают стихотворение:

Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке.
Разбираюсь в её
Травяной картотеки.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь, 
Ты неписанный странный рецепт.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

Учитель:

- О чём стихотворение?

- А что это за аптека, по которой ходит автор стихотворения? Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров – “золота”, - что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: “Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живем в мире лекарств!” Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться сцелебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением. Для этого мы с вами поиграем в игру “Поле чудес”, а между разгадыванием слов нас ждет еще много интересное и полезное. Чтобы выбрать первую тройку игроков вам необходимо отгадать загадки, которые задаст ученый-архивариус. (слайд 2)

1-й тур

Ученый-архивариус:

Лекарственное растение, входящее в состав всех жевательных резинок. (Мята)

Какое растение содержит большое количество йода? (Водоросли)

Растение, обладающее лечебными свойствами, в народе зовется “кошачьим зельем”, т.к. очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана) (слайд 3)

Учитель:

Это любимый цветок многих народов. Особенно его почитают французы. С 18-го века в первое майское воскресенье они отмечают праздник в его честь. Этот цветок считается символом любви. Если девушка приколет этот цветок, подаренной юношей к прическе или к платью – это означало, что она согласна выйти за него замуж. Если бросит его на землю – значит его предложение не принято.

Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько плакал, что кровь выступила из его сердца и окрасила слезы. Это красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. (Ландыш)

(После того как будет названо слово, заходит врач и делает сообщение о целебных свойствах этого цветка).

Врач:

Ландыш – лесной цветок, но сейчас его высаживают в парках, на дачах, во дворах. Кроме того он известен с древних времен как ценное лекарственное растение. Настойку из его листьев используют для лечения сердечнососудистых заболеваний и почек. (слайд 4)

2-й тур

Ученый-архивариус:

Одно из имен этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком-нибудь из людей. (Лопух)

Какой овощ содержит большое количество каротина, так называемого “витамина роста”? (Морковь)

Цветы этого дерева применяют в качестве лечения от простуды. (Липа) (слайд 5)

Учитель:

Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности, используют для временного хранения пищевых продуктов. (Крапива)

(После того как будет названо слово, заходит врач и делает сообщение о целебных свойствах этого цветка).

Врач:

Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь. Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы. (слайд 6)

3-й тур

Ученый-архивариус:

Назовите лекарственное растение, растущее вдоль дорог. (Подорожник)

Из этого витаминного растения варят зеленый борщ. Что это? (Щавель)

В наше время угольные таблетки, изготовленные из этого дерева, применяются при отравлениях, т.к. очищает весь организм, но самая приятная польза заключается в том, чтобы попариться в бане с веником из веток этого дерева. (Береза) (слайд 7)

Учитель:

Лишь только солнце пригреет весной окрестные поля и склоны гор, у этого растения начинают активно отрастать молодые листья. А вскоре из центра прикорневой розетки сочных лопастных листьев быстро выдвигаются трубчатые цветоносы с бутонами.

И вот однажды, в тёплый солнечный день, на фоне сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков, словно многочисленные дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ковром. Пейзаж мгновенно становится праздничным и превращается в завораживающую картину. 

Цветок его уподобляется солнцу в миниатюре: многочисленные язычковые лепестки изящного соцветия расходятся от центра в стороны, будто золотые солнечные лучи. (Одуванчик)

(После того как будет названо слово, заходит врач и делает сообщение о целебных свойствах этого цветка).

Врач:

Одуванчик – тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые – “одуванчик лекарственный”. Народные лекари называли одуванчик “жизненным эликсиром”, т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно, если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот. (слайд 8)

Игра для зрителей

Учитель:

Кроме трав есть, что совсем нам близко. Что же это может быть?

Мы уже привыкли к тому, что каждый день на нашем столе – овощи. И никто не задумывается о том, какую роль они играют для сохранения здоровья. Сегодня на нашей выставке много овощей, плодов, вам необходимо будет по порядку их разложить Слушайте внимательно, о чем идет речь. (Работа в группах) (слайд 9)

1.

Эти резные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки
И лысины нет на макушке. (Петрушка)

2. Это растение обладает высокими лечебными свойствами. Свежеприготовленный сок применяется от изжоги, при болезнях желудка, при головных болях. Свеженатертую кашицу используют для лечения ожогов. (Картофель)

3.

Овощ этот очень крут
Убивает всех микробов вокруг
Помогут фитонциды
От оспы и чумы
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы. (Лук)

4. Этот овощ издавна славится целебными свойствами. Сок рекомендуется при воспалении в полости рта, при простуде, заболеваниях глаз, как общеукрепляющее средство. (Морковь)

5.

Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки – деликатес
И глистам противовес.
Диетическое блюдо
От болезней всех, как чудо! (Тыква)

6. Используя этот овощ при заболеваниях печени, желудка, головной боли. Лист с медом прикладывают к груди от кашля, свежий сок – используют при воспалении ротовой полости, сок с сахаром – отхаркивающее средство. (Капуста)

7.

Листья – будто кружева
Украшенье для стола
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И все от воспаления. (Укроп)

8. Обладает сильным бактерицидным свойством. С целью профилактики употребляется против гриппа, ангины, дизентерии. В виде кашицы, мази, сока используется для лечения кожных заболеваний. Во время простудных заболеваний, эпидемий гриппа рекомендуют промывать нос водным настоем этого растения, а на шее носить ожерелье из зубчиков. (Чеснок)

9.

Это источник белка для спортсмена
Это лекарство для органов тела.
Лечит и печень, и почки,
Гладкими будут щечки. (Фасоль)

10.

Давление понижает,
Кровь оздоровляет,
Салат – от ожирения,
Сок – от воспаления. (Свекла) (слайд 10)

Финал

Учитель:

Рассказывают, будто в глубокой древности Русалка влюбилась в молодого пахаря, единственного сына своей матери. Издали, под прикрытием камышей, с раннего утра неотрывно следила Русалка за красавцем юношей, а когда однажды, окончив свою работу, он подошел к реке умыться, она не выдержала и предстала перед ним во всей своей красе. Они полюбили друг друга. И стала Русалка звать юношу в свою родную стихию, а он уговорил ее остаться на земле. Во всем у них было согласие, только не смогли они договориться о том, где им жить вместе. И когда поняла Русалка, что не оставит пахарь свою землю, в отчаянии превратила она его в скромный цветок, растущий на полях, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его к ней в речку, но он крепко держится корнями за родную землю. (Василек)

(После того как будет названо слово, заходит врач и делает сообщение о целебных свойствах этого цветка).

Врач:

Растение обладает мочегонным, противовоспалительным, потогонным, жаропонижающим, бактерицидным действиями. (слайд 11)

Игра для зрителей

Его называют сердечной травой,
Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник)

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)

Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти, 
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)

У забора живет, никого не признает,
Не собака, а кусается и погладить не дает. (Крапива) (слайд 12-20)

Супер-игра

Учитель:

В одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью их лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес он юноше кубок вина с ядом. Тот выпил и когда почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали его ноготками. (Календула)

(После того как будет названо слово, заходит врач и делает сообщение о целебных свойствах этого цветка).

Врач:

В народе говорят, что календулой лечатся от 99 болезней.Настойка этого цветка помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо. (слайд 21)

Выполнение теста

Учитель: (раздает бланки и карандаши).

Выберите один из ответов и подчеркните его.

1. Вы нашли на поляне очень красивый цветок. Как вы поступите?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше (1 балл);

б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу (5 баллов).

2. Вы нашли гнездо с птенцом. Что вы сделаете?

а) покормлю птенца (3 балла);,

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели (5 баллов);

в) буду наблюдать издали (1 балл).

3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно (5 баллов);

б) не пойду (1 балл).

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы вы поступили с ними, прежде чем продолжить поход?

а) взял(а) бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик (1 балл);

б) отнес(ла) бы в кусты, чтобы никто не поранился (5 баллов);

в) закопал(а) бы в землю (3 балла).

5. Как вы сами оцениваете свои знания по охране природы?

а) почти все знаю (3 балла);

б) кое-что знаю, но хотел(а) бы знать больше (1 балл);

в) охранять природу должны ученые, а не я (5 баллов).

Учитель: 

А теперь - итоги теста. Сложите очки вместе. По сумме определите, к какой из трех групп юных друзей природы вы относитесь. Не обижайтесь, если результат не понравится. Лучше задумайтесь.

Группа № 1 - те, кто набрал от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете ее охранять. Но главное - не останавливайтесь, стремитесь узнать побольше.

Группа №2 - те, кто набрал от 12 до 18 баллов. Вы, безусловно, кое-что знаете о природе и хотели бы ей помочь. Но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми. И вы с вашей огромной энергией сможете принести пользу.

Группа № 3 - те, кто набрал от 19 до 25 баллов. Вы, наверное, любите природу. Это хорошо. Но вы так мало о ней знаете! Вам нужно изучать жизнь растений. (слайд 22)

Рефлексия

Учитель: 

С каждым годом скудеют краски лугов и лесов. Цветы исчезают. И мы теряем красоту.Помните: что всегда нужно беречь то, что нас окружает!

- А почему? (устные ответы детей) (слайд 23)

Ученики читают стихотворение:

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства. (слайд 24)

28.04.2014