Познавательно-исследовательский проект "Детское справочное бюро"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: Развитие познавательных интересов детей, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе эмоционально-чувственного опыта.

В связи с актуализацией проблемы качества дошкольного образования, перед нами стоит задача строить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности и неповторимости дошкольного периода детства.

Для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а то, как эти знания приобретаются. Исследовательская деятельность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Чем разнообразнее будет поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем полноценнее он разовьется.

Конечно, чтобы достичь желаемых результатов, педагог должен заинтересовать детей предстоящей деятельностью. Поэтому, когда в нашем детском саду объявили ежегодный смотр “Огород на окне”, я задумалась над тем, как мне интересней организовать работу. На мысль меня натолкнула книга “Почемучка” (Дитрих А., Юрмин Г., Кожурникова Р.).

Поставив перед детьми проблему (создание огорода), подвела их к идее создания своего “Детского справочного бюро”, которое поможет нам не только посадить семена, но и вырастить хороший урожай.

Совместно с детьми выяснили, что нам уже известно и о чем хотели бы узнать. Составили список тем для работы “Детского справочного бюро”, который со временем еще пополнялся в связи с появляющимися у детей вопросами.

Вопрос, на который “Детское справочное бюро” будет давать ответ, обговаривался заранее (чтобы дети могли проявить свою активность, что-то подготовить).

Вот какие вопросы обсуждались нашим “Справочным бюро”:

Откуда зимой свежие овощи?

- Беседа-диалог о труде взрослых в теплицах с рассматриванием иллюстраций

- Чтение: Ю. Тувим “Овощи”, Г Юрмин “Хрустальный дворец”

- Рассказы детей из личного опыта

Из чего нам сделать грядки?

- Экспериментальная деятельность с разными видами бумаги

- Обследование бросовых материалов (пакетов, бутылок, коробок и т.д.) для выявления прочности, промокаемости и размеров.

- Продуктивная деятельность – изготовление и украшение “грядок”

- Подготовка почвы для посева семян

Какие семена лучше посадить?

- Работа с коллекцией семян – игровые упражнения: “Золушка” (мелкая моторика рук); “Лесенка” (распределение овощей по величине)

- Д/и “Что посеешь, то и пожнешь”, “Загадай – мы отгадаем”

- Рассматривание детских энциклопедий о растениях

- Беседа-диалог “Твои помощники” (продолжать знакомить детей с понятием энциклопедия, учить пользоваться)

- Знакомство детей с книгой Н. Надеждиной “Во саду ли, в огороде…”

- Мини-доклады детей “Это вкусно и полезно…”

- Игра-драматизация “Спор овощей”

- Сюжетно-ролевая игра “Магазин “Семена”

- Продуктивная деятельность – пластилинография с использованием семян

Что происходит с семенами?

- Знакомство с народными огородными поговорками и пословицами

- Д/и “Что сначала, что потом?” (последовательность развития растений из семян)

- Опыт № 1

Цель: выяснить, какое количество влаги впитывают прорастающие семенами.

- Опыт № 2

Цель: выяснить силу набухающих семян.

- Опыт № 3

 Цель: выяснить, что всхожесть семян зависит и от посаженной культуры.

Посадка семян перца и помидоров, гороха и фасоли. Рисунок1

Для чего нужны корни?

- Продуктивная деятельность: лепка “Деревья”

- Посадка семян кукурузы и огурцов

- Опыт № 1

Цель: доказать, что корни всегда растут вниз.

- Опыт № 2

Цель: доказать, что корни растения удерживают растение в земле

- Опыт № 3

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений.

Как растут стебли?

- Опыт № 1

Цель: выяснить особенности роста стеблей.

- Опыт № 2

Цель: показать процесс прохождения воды по стеблям.

- Опыт № 3

Цель: проверить, куда исчезает вода, которую “пьет” растение.

- Чтение: Я. Пинясов “Хитрый огурчик”

- Наблюдение за приспособлением побегов гороха и огурцов цепляться усиками за опору. Рисунок 2

- Рисование узора на полосе с листьями и усиками-завитками

- Сравнение ростков гороха и фасоли, их цветов и плодов.

Зачем в огороде “Пугало”?

- Беседа-диалог с загадками “Кто охраняет огород?”

- Просмотр передачи “Шишкин лес: Сказки про огородное пугало. История с немытой морковкой”

- Чтение: Волков “Волшебник изумрудного города”

- Прослушивание аудиозаписи песни Страшилы. Приложение 1

- Рисование с элементами аппликации “Сторож огорода”

- Совместная продуктивная деятельность – изготовление веселого пугала для огорода Рисунок 3

- Украшение огорода

Что выросло в огороде?

- Дидактические игры: "Что сначала, что потом?"; “Найди ошибки у поэта” (по стих. Н. Кончаловской “Показал садовод нам такой огород”); “Найди по описанию”; “Что едят в сыром виде, а что в вареном?”

- Игры-эстафеты “Перенеси овощи”, “Собираем урожай”, “Готовим по рецепту” и др.

- Просмотр м/ф “Веселый огород” по сценарию В.Сутеева (“Союзмультфильм”)

- Отгадывание и составление детьми загадок об овощах

- Продуктивная деятельность: рисование и лепка натюрморта с натуры; аппликация из старых журналов.

- Наблюдение за изменением размера огурцов, стручков фасоли и гороха. Рисунок 4, Рисунок 5

Итог проекта

На протяжении всего проекта дети с большим удовольствием ухаживали за посадками; наблюдали и измеряли; учились задавать вопросы и находить ответы. Необходимость формулирования обнаруженных закономерностей и выводов заметно обогатила и активизировала речь детей.

Чтобы закрепить полученные знания и сохранить интерес к последующей деятельности, я предлагала детям при появлении каких-либо заметных изменений в развитии растений, проводить мини-экскурсии для сверстников, родителей и сотрудников детского сада.

Дети с удовольствием ели горох и огурцы, выращенные своими руками, фасоль использовали для изготовления поделок. Рисунок 6

За время проекта у нас накопилось много фотографий. Я сначала создала небольшой слайдовый фильм, потом сочинила небольшое стихотворение к нему и предложила детям его озвучить. У нас получился интересный фильм “Наш веселый огород”, который очень понравился и детям и родителям. Нам удалось запечатлеть и сохранить атмосферу “Чуда” познания окружающего мира. Приложение 2

Свою работу на этом мы не закончили: помидоры, перец и кукурузу – высадили весной на участке детского сада (получены плоды). Еще посеяли и вырастили репу, декоративную тыкву и разные виды фасоли. Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Приложение 3

НОД “Заседание “Детского справочного бюро”

 Задачи: Систематизировать знания детей о растениях. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Продолжать учить видеть и выделять проблему, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать необходимые средства и материалы. Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Формировать у дошкольников коммуникативные навыки, навыки сотрудничества (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Материал: презентация “Заседание “Детского справочного бюро” Презентация; термометры, кусочки ткани, хоз. губки, вода; песочные часы; муляжи овощей и корзинки; “удостоверения почетных представителей детского справочного бюро”.

Ход НОД

Воспитатель приглашает детей в лабораторию.

- Сегодня на заседании “Детского справочного бюро” мы проверим, готовы ли вы стать его почетными представителями. Как вы думаете, что должен уметь почетный представитель “Детского справочного бюро”? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории.

- Мы с вами, выращивая “огород на окне”, как настоящие ученые, проводили различную поисковую деятельность: ухаживали за растениями огорода, много читали, наблюдали, проводили эксперименты. Давайте вспомним все этапы поисковой деятельности, которая помогала нам искать ответы на многочисленные вопросы.

- Ребята, посмотрите на экран и объясните, что означают символы на представленной схеме.

(2-й слайд)

Постановка проблемы Поиск путей решения
Проведение опытов Обсуждение, выводы
Фиксация результатов

(Выслушиваются ответы детей)

Давайте вспомним, как мы искали ответы на один из вопросов.

- Упражнение: “Объяснялки” (3-й слайд)

Вам нужно посмотреть на экран и объяснить на какой вопрос икали ответ, какие выводы сделали (куда исчезает вода, которую “пьет” растение?)

- А как вы думаете, что происходит с листьями при испарении воды? Как нам ответить на этот вопрос?

(Заметки к слайду: после ответа детей по щелчку появляется картинка – вывод)

Опыт: “Что изменилось?” (4-й слайд)

Цель: доказать, что при испарении воды с листьев происходит их охлаждение.

Оборудование: термометры, два кусочка ткани, вода.

Ход опыта: Дети рассматривают термометр, отмечают показания. Завертывают термометр в мокрую ткань и кладут в теплое место. Предполагают, что должно произойти с показаниями.

Оставляют на 5-10 минут.

- Как мы узнаем, что пора проверять результат нашего опыта, как определим время? (Ответы детей)

(Заметки к слайду: переход по синей стрелке на следующий слайд)

-А пока у нас есть время, предлагаю провести небольшую викторину: (5-й слайд)

Почетные представители “Детского справочного бюро должны уметь отвечать на любые вопросы. А вы умеете? Сейчас проверим, сможете ли вы ответить на Машины вопросы. За правильные ответы на экране будут появляться воздушные шары:

(Заметки к слайду: номер каждого следующего вопроса появляется по щелчку, после каждого правильного ответа, так же по щелчку появляется воздушный шарик)

- Почему растения называют живыми?

- Что такое теплица?

- Какие книги помогают искать ответы на разные вопросы?

- Какие овощи не едят сырыми?

- Зачем огурцам нужны усики?

- Можно ли в стакане вырастить горох? А тыкву?

(Выслушиваются ответы детей, подводятся итоги)

- Теперь пора размяться - будем мы соревноваться! (6-й слайд)

Игра-эстафета “Поможем Маше приготовить обед”

Дети делятся на 2 команды. На экране открывают задание, в котором перечислены овощи необходимые для приготовления. Сначала выясняют: какое блюдо решила приготовить Маша, а затем проводится эстафета (чья команда быстрее принесет все необходимые овощи из огорода).

(Заметки к слайду: Каждая картинка появляется по щелчку. После эстафеты по щелчку появляется будильник со звуковым сопровождением – гиперссылка для перехода на слайд № 4)

- Подошло время узнать результаты нашего опыта. (4-йслайд)

Проверяют, объясняют, почему температура понизилась (при испарении воды из ткани происходит охлаждение).

- Предлагаю наш вывод доказать еще одним простым опытом:

(Заметки к слайду: Для проведения следующего опыта переход по зеленой стрелке на слайд № 7)

- Посмотрите на схему опыта и проверьте, все ли есть у вас для его проведения. (7-й слайд)

Опыт: “Что чувствуешь?”

Цель: выяснить, что происходит с растением при испарении воды с листьев.

Оборудование: губка, смоченная водой.

Ход опыта: Педагог выясняет, что дети чувствуют при беге, прыжках (жарко); когда жарко, что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает представить, что рука — листочек, с которого испаряется вода. Детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой смачивает губку в воде и проводит ею по внутренней поверхности предплечья своего напарника. Затем меняются ролями. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу). Подтверждают, что происходит с листьями, когда из них испаряется вода (они охлаждаются).

- Вам понравилось сегодняшнее заседание нашего бюро?

- Что нового, интересного узнали?

- Что запомнили?

- Вы уже можете самостоятельно найти ответы на множество различных вопросов о растениях и достойны стать ПОЧЕТНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДЕТСКОГО СПРАВОЧНОГО БЮРО!

(8-й слайд)

Детям вручаются “Удостоверения”

Список литературы:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5–10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия, Ко АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.
  4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.